Гимнография, посвященная великомученику Георгию


Св. вмч. Георгий Победоносец. Икона, 1996 г.

Фрагмент статьи из т. 10 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г.

Память Г. с богослужебным последованием отмечается в древнем (V-VII вв.) иерусалимском Лекционарии под 23 апр. и 10 нояб. (Tarchnischvili. Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 3, 61-62; [Pars. 2.] P. 6, 50). 23 апр. даются общие указания о чтениях в честь Г., уточняются только апостольские чтения: Деян 16. 16-34 (читается в том случае, когда последование совершается в период Пятидесятницы) или 1 Петр 3. 9-18. Последование 10 нояб. включает тропарь 5-го гласа «Явился, как звезда», прокимен из Пс 144, паремии Притч 29. 2-6, Ис 65. 13-18, апостольское чтение 1 Фес 1. 1-12, аллилуиарий со стихом из Пс 88, евангельское чтение Ин 15. 20 - 16. 4.

В иерусалимском Тропологии VIII-X вв. (сохр. в груз. переводе - см. Метревели. Иадгари. С. 233-235, 318-321) память Г. указывается 23 апр. и 3 нояб. Последование Г. в эти дни включает стихиры на «Господи, воззвах» и на хвалитех и четверопеснец (6-9-я песни).

Типикон Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 270) отмечает память Г. 23 апр., в этот день приводится праздничное последование: на Пс 50 утрени поется тропарь 4-го гласа на подобен «Вознесыйся»: Γεωρϒηθεὶς ὑπὸ Θεοῦ, ἀνεδείχθης τῆς εὐσεβείας ϒεωρϒὸς τιμιώτατος̇ (Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший); чтения литургии: прокимны из Пс 67 и 63, Деян 12. 1-11 (указано также апостольское чтение для совершения службы вне периода Пятидесятницы: 1 Кор 3. 9-17), аллилуиарий из Пс 91, Ин 15. 17-16. 2, причастен Пс 32. 1.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 341), к-рый представляет древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, 23 апр. приводится праздничное последование с пением «Блажен муж» на вечерне, «Бог Господь» на утрене и тропаря Г. Мученик Твой Господи:  На литургии на блаженнах - тропари 3-й и 6-й песней канона; литургийные чтения - те же, что и по Типикону Великой ц. (но прокимен один (из Пс 63), причастен - Пс 111. 6b). В случае совпадения с Великими пятницей или субботой предписывается переносить последование Г. на Великую среду, при этом на утрене поется Аллилуия, а не «Бог Господь», одна из стихир Г. (Вси языцы: , в совр. книгах - на стиховне малой вечерни) не поется, т. к. в ней прославляется Воскресение Христово.

Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 146-147), представляющему афоно-италийскую редакцию Студийского устава, на вечерне нет стихословия Псалтири; на утрене кафизмы Псалтири заменяются на антифоны из Пс 14, 15 и 33, затем поется 1-й степенный антифон 4-го гласа, прокимен из Пс 88 и Евангелие Ин 12. 24[-36]. В конце утрени исполняется великое славословие, т. е. утреня заканчивается по праздничному чину. На литургии на блаженнах - песнь 6 из канона Г.; чтения литургии - как в Студийско-Алексиевском Типиконе (но Апостол - только Деян 12. 1-11). Также в Типиконе даны указания относительно случаев совпадений памяти Г. с днями подвижного годового круга: если 23 апр. совпадает с Великой пятницей, то последование Г. переносится на Великую среду, с пением на утрене «Аллилуия», если - с Великой субботой, то - на Светлую седмицу.

В Георгия Мтацминдели Типиконе XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 239, 261), представляющем также афоно-италийскую редакцию Студийского устава, служба 23 апр. имеет те же особенности, что и по Мессинскому Типикону, но на утрене указаны иные антифоны (из Пс 32, 115, 150), а в конце утрени предписывается пение самогласных стихир святого на стиховне, что подразумевает непраздничное окончание утрени. Чтения литургии - как в Типиконе Великой ц. (но причастен - Пс 63. 11a). Согласно этому Типикону, память Г. отмечается 10 нояб. (предписывается петь то же последование, что и 23 апр.), что является следом древней иерусалимской традиции (ср. с совр. церковным календарем, где под 10 нояб. указана груз. пам. колесования Г.).

Согласно Евергетидскому Типикону кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 448-449), представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, на вечерне отменяется стихословие Псалтири, соединяются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Тропарь - тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. На паннихис (παννυχίς - особая ночная служба) поется канон святому 2-го гласа, творение Феофана. На утрене - каноны дня и святому. На литургии - изобразительны, на блаженнах - 3-я и 6-я песни из канона Г., чтения - те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе (но Апостол - только 1 Кор 3. 9-17). Приведены те же указания на случаи совпадения памяти Г. с днями подвижного годового круга, что и в Мессинском Типиконе.

В памятниках Иерусалимского устава в день памяти Г., 23 апр., совершается всенощное бдение, соединяются последования Цветной Триоди и святого. На вечерне - вход и паремии (Ис 43. 9-14a, Прем 3. 1-9, 4. 7-15), на утрене - полиелей, прокимен из Пс 63 и Евангелие Мф 10. 16-22 или Лк 12. 2-12. На литургии - служба та же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону. При совпадении с днями Страстной седмицы последования Минеи и Триоди соединяются. Постепенно в иерусалимских Типиконах формируется комплекс Марковых глав, посвященных случаям совпадения 23 апр. с различными днями подвижного годового круга, они обычно помещаются в разделе марковых глав после благовещенских или же в месяцеслове под 23 апр. Эти главы стали образцами для устава службы в дни памяти др. вел. святых, выпадающих на период Пятидесятницы. Согласно московскому изданию Типикона 1682 г. (после этого издания Типикон не претерпевает почти никаких изменений до наст. времени), в случае совпадения 23 апр. с Великими пятницей или субботой или с днем Пасхи последование Г. переносится на понедельник Светлой седмицы.

Св. вмч. Георгий Победоносец

Кроме основной памяти Г. в иерусалимских Типиконах, начиная уже с древнейших (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), отмечается еще одна - 3 нояб. (освящение ц. во имя вмч. Георгия в Лидде). В этот день назначается служба с пением на утрене «Бог Господь», последование Г. соединяется с последованием мученикам Акепсиму, Иосифу и Аифалу.

В слав. памятниках, как в студийских, так и в иерусалимских, 26 нояб. совершается память освящения храма во имя вмч. Георгия в Киеве (1051-1054); в этот день последование Г. соединяется с последованием прп. Алипия Столпника. Согласно старым слав. иерусалимским Типиконам, 26 нояб. совершается непраздничная служба, на утрене может петься «Аллилуия» (напр., первопечатный московский Типикон предписывает совершать службу с «Аллилуия» в понедельник, среду и пятницу - Л. 428). В совр. изданиях Типикона начиная с 1682 г. последование Г. в этот день не соединяется с последованием прп. Алипия и помещается под числом с ремаркой: Служба его поется, идеже храм его. В служебных Минеях и др. памятниках, начиная с памятников периода господства Студийского устава, приводится особое слав. гимнографическое последование Г. для 26 нояб. (см.: Ягич. Минеи. С. 461-475; Ильина книга. С. 284-299) обычно в соединении с последованием прп. Алипия. В поздних иерусалимских Минеях (включая все печатные издания XVII в.) последование Г. полиелейное и помещается под числом или в отдельной книге.

Последование Г., помещенное в совр. богослужебных книгах под 23 апр., включает: тропарь 4-го гласа: ῾Ως τῶν αἰχμαλώτων ἐλευθερωτής̇ (Яко пленных свободитель:), в слав. Минее на малой вечерне назначается также тропарь 4-го гласа Подвигом добрым подвизался еси; кондак 4-го гласа на подобен «Вознесыйся»: Γεωρϒηθεὶς ὑπὸ θεοῦ ἀνεδείχθης̇ (Возделан от Бога показался еси - Типикон Великой ц. называет это песнопение тропарем); канон 1-го гласа, с акростихом: ῾Υμνῶ σε, Γεώρϒιε, Ϫαυὶδ ἐκ πόθου̇ δεῖ ϒὰρ δή (Пою тебя, Георгие, Давид от желания - ибо так подобает), ирмос: ᾿Αναστάσεως ἡμέρα̇ (Воскресения день), нач.: ῾Υπερ ἥλιον ἐξήστραψεν ἡ μνήμη σου νῦν̇ (Светлее солнца память твоя ныне); канон 2-го гласа, творение Феофана, с акростихом: Θερμὸς πέφυκας, μάρτυς, ὄντως προστάτης (Теплый был, мучениче, воистину предстатель), ирмос: ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσε̇ (Во глубине постла иногда), нач.: Θερμοτάτῃ πίστει καὶ στορϒῇ τοὺς προσκαλουμένους σε̇ (Теплою верою и любовиюпризывающыя тя); 5 циклов стихир-подобнов и 13 самогласнов. Из 2 указанных канонов в слав. Минее помещен только 2-й, а также канон 4-го гласа, творение Космы, ирмос: Лицы израильстии невлажными стопами, нач.: Страданий священных скончал еси течение.

Последование 3 нояб. включает тот же тропарь, что и 23 апр. (Μηναῖον. ᾿Απρίλ. Σ. 164-175; Минея (МП). Апрель. Ч. 2. С. 136-154); кондак 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа на подобен «Взбранной»: Τῇ ὑπερμάχῳ καὶ ταχείᾳ ἀντιλήψει̇ (К возбранному и скорому заступлению); канон 4-го гласа с акростихом: Τὸν σεπτὸν ἐν Μάρτυσιν ὑμνῶ προφρόνως (Чистого в мучениках пою охотно), ирмос: Τῷ ὁδηϒήσαντι̇ (Проведшему), нач.: Τὸ δυσχερὲς τοῦ νοός μου καὶ ἀδρανές, ἅϒιε (Несносный ум мой и немощь, святе); цикл стихир-подобнов и 2 самогласна. В слав. Минее под 3 нояб. помещен др. канон (он встречается в греч. рукописях, но не помещен в типичную греч. печатную Минею), 4-го гласа, с акростихом: Γεώρϒιον Θεοῦ σε δοξάζω, μάκαρ. ᾿Ιωσήφ (Делателя Божия тебя славлю, блаженне. Иосиф; в слав. Минее акростих переведен неточно), ирмос: Τριστάτας κραταιοὺς̇ (Тристаты крепкия), нач.: Γεώρϒιον Θεοῦ εὐθηνούμενον ὤφθης (Делание Божие гобзующее явился еси).

Последование 26 нояб. по слав. Минее включает: тропарь 4-го гласа Днесь блажат тя мира концы, кондак 2-го гласа на подобен «Твердыя»: Божественнаго и венценоснаго великомученика Христова; канон 2-го гласа из последования 23 апр.; 3 цикла стихир-подобнов и 4 самогласна, в оcновном заимствованных из последования 23 апр.

В греч. рукописях сохранились и др. каноны в честь Г. Для последования 23 апр.: 1) 1-го гласа, с именем Германа в богородичнах, ирмос: ᾿Αναστάσεως ἡμέρα̇ (Воскресения день), нач.: ᾿Ανατείλαντι τῆς δόξης τῷ ἡλίῳ Χριστῷ (Славы восшедшему солнцу Христу); 2) 1-го гласа, без акростиха, творение патриарха Филофея, ирмос: ᾿Αναστάσεως ἡμέρα (Воскресения день), нач.: ᾿Αναστάσεως ἡμέραν κατιδόντες λαμπράν (Воскресения день увидев светлый); 3) 1-го гласа, с акростихом: Καππαδοκῶν ἔρεισμα, τοὺς ὕμνους πλέκω (Каппадокийцев опора - гимны плету), ирмос: ᾿Αναστάσεως ἡμέρα̇ (Воскресения день), нач.: Κοινωνὸς τῶν παθημάτων (Участник страданий); 4) 4-го гласа, творение Андрея, ирмос: Τῷ ὁδηϒήσαντι πάλαι̇ (Наставльшему древле), нач.: ᾿Αϒαλλιάσθω ἡ κτίσις πνευματικῶς σήμερον (Да возрадуется тварь духовно сегодня); 5) 2-го, плагального (т. е. 6-го) гласа, с акростихом: ̀λδβλθυοτεΕκτην δέησιν μαρτύρων δέχου κλέος̇ ᾿Ιωσήφ (Шестое моление мучеников прими. Иосиф), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας̇ (Яко по суху пешешествовав), нач.: ᾿Εν ταῖς λαμπρότησι πάντων τῶν ἐκλεκτῶν (Во светлостях всех избранных). Для последования 3 нояб.; 6) 2-го гласа, с акростихом: Στέφος πορίζῃ τῷ λύθρῳ, Γεώρϒιε (Венец, кровью приготовленный, Георгий; акростих включает ирмосы), ирмос: Συνεπάϒη πρὸς αυτὴν συσταλεῖσα̇ (Сгустилась сама к себе стесненная; см.: Σοφρόνιος ὐστρατιάδης). Εἱρμολόϒιον. Σ. 40; в слав. Ирмологии этот ирмос отсутствует), нач.: Τῷ τυθέντι θεοπρεπῶς ἱερείῳ̇ (Принесенной жертвой, достойной Бога); 7) 4-го гласа, без акростиха, ирмос: Τριστάτας κραταιοὺς̇ (Тристаты крепкия), нач.: Κροτήσωμεν, λαοί, ἀλαλάξωμεν ὕμνον (Да рукоплещем, люди, да восклицаем гимн); 8) 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: ῾Υϒρὰν διοδεύσας ὡσεὶ ξηράν̇ (Воду прошед яко сушу), нач.: Ναμάτων πηϒήν μοι μελῳδιῶν (Вод мелодических для меня источник) (Ταμεῖον. Σ. 76-77, 190-191; AHG. T. 8. P. 250-288).

В серб. Туманском апокрифическом сборнике сер. XVI в. (Загреб. Архив ХАЗУ. III а 10, Л. 87 об.- 88) сохранилась стихира 6-го гласа («Яко солнце на небеси явися»), основанная на слав. переводе его апокрифического жития, содержащая описание мучений Г. и указание, что святой претерпел их от «7 царей» и царя Дадиана (Stojkova A. An Original Slavonic Chant or How Many Kings Tortured St. George // Cловенско средњовековно наслеђе. Београд, 2002. P. 605-616 (изд.: P. 615-616).

А. А. Лукашевич

Ссылки по теме
Форумы