Память прп. Иова Почаевского

10 ноября Русская Православная Церковь празднует день памяти прп. Иова Почаевского (1659).




ИОВ

Фрагмент из статьи Т. 25 "Православной энциклопедии", С. 267-280

(Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551, мест. Отыния (совр. Коломыйский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) - 28.10.1651, Почаевский мон-рь), прп. (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), Почаевский, игум. почаевского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря.

Источники

В кон. XVIII в. (по данным Н. И. Петрова, ок. 1791, по мнению свящ. В. Левицкого, ок. 1773) в ожидании канонизации И. католич. Церковью почаевские василиане издали (без обозначения даты) Житие И. В издании сообщается, что Житие составил ученик И. иером. Досифей, к-рый воспитывался под духовным руководством преподобного. Одним из источников печатного ЖЖития была рукопись «Книга чудес, при образах чудотворных Матери Пречистой и других, также при мощах блаженного старца Иова Железо произошедших, присягой подтвержденных, как давних, так и тех, которые в прошлые годы по воле Божьей совершились». Впервые «Книга чудес...» упоминается в инструкции от 30 авг. 1695 г., данной нареченным на Луцкую кафедру еп. Дионисием (Жабокрицким), тогда еще православным, во время его приезда в Почаев настоятелю Почаевского монастыря Иосифу (Добромирскому). Дионисий (Жабокрицкий) настаивал на том, чтобы все вносимые в книгу чудотворения подтверждались под присягой. Последние события, отмеченные в сборнике, датированы 1726 г. (в кон. XIX в. списки «Книги чудес...» хранились в архиве правления Волынской ДС). Важнейшим источником биографии И. является анонимный униат. сб. «Гора Почаевская...» («Góra Poczajowska...»), посвященный гл. обр. истории чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. Сборник, впервые опубликованный в 1742 г., переиздавался несколько раз с дополнениями и небольшими изменениями на церковнославянском и польск. языках, последнее издание вышло ок. 1815-1820 гг. В данной книге И. упоминается в связи с историей Почаевской иконы Божией Матери, а также в рассказе о ковчеге с мощами вмц. Варвары, пожертвованном в обитель Луцко-Острожским униат. еп. Иосифом Выговским (1712-1737) и помещенном рядом с пещерой И.

Материалы, относящиеся к управлению И. Почаевским мон-рем, содержатся в архиве Почаевской лавры (ИР НБУВ, ГА Тернопольской обл.). Документы, связанные с судебными тяжбами Почаевского мон-ря, когда обителью управлял И., находятся в архивах Луцкого и Кременецкого гродских судов (ЦГИАК. Ф. 22, 25, 26, 28), ряд судебных дел хранится в Тернопольском обл. архиве. Данный источник для изучения биографии И. первыми использовали архим. Амвросий (Лотоцкий) и прот. Андрей Хойнацкий. Ряд документов, связанных с жизнью и деятельностью И., опубликовали Н. И. Теодорович и свящ. В. Левицкий.

Биография

Прп. Иов Почаевский. Портрет. 1-я треть XIX в. (Почаевская лавра)
Прп. Иов Почаевский. Портрет. 1-я треть XIX в. (Почаевская лавра)

Святой происходил из мелкопоместной шляхетской семьи. Из помянника Почаевского мон-ря известно, что отца И. звали Иваном, мать - Агафией, они жили недалеко от Коломыи (ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 4б. Д. 271. Л. 1-2; запись рода И. в помяннике датируется 1641 г., составлена, вероятно, самим И.). По нек-рым свидетельствам, родители преподобного одно время проживали рядом с сел. Угорники (на месте совр. урочища Новосёлки; см.: Хавлюк.1996. С. 15). Общепринятым является мнение, что родиной И. было мест. Отыния (Отыня) близ Коломыи. В роду И. были лица духовного звания. Когда И. возглавлял Почаевский мон-рь, в приходской Рождество-Богородицкой (Пречистенской) ц. в Ст. Почаеве служил свящ. Иаков Железо, испытывавший притеснения от местных магнатов и к 1642 г. лишенный места.

В 10 лет, т. е. ок. 1561 г., И. Железо поступил в Угорницкий Преображенский мон-рь. О местонахождении обители существуют различные мнения. Это не мог быть Угорницкий мон-рь в совр. с. Угорники (Коломыйский р-н), поскольку мон-рь во имя св. архистратига Михаила в селе был основан прп. Иовом (Княгиницким) в 1603 г. Версию о существовании в Угорниках обители в более раннее время полностью исключить нельзя, но о такой обители ничего не известно. В значительном удалении от Угорников, на границе Галичины и Буковины, на берегу р. Серет, между г. Теребовля и совр. с. Подгора (Теребовлянский р-н Тернопольской обл.), существовал Угорницкий (Подгорянский) Преображенский муж. мон-рь, к-рый на рубеже XVI и XVII вв. упоминался как ветхий. Историки относят его основание к сер. XVI в. В 1635-1639 гг. он был отстроен в камне (Яворський Г. Тернопiльський енциклопедичний словник. Тернопiль, 2004. Т. 4. С. 481-482). По всей видимости, начальный период служения И. (ок. 1561-1571) связан именно с этим мон-рем близ мест. Теребовля, центра отдельного староства. Известны еще 2 обители XVI-XVII вв. с похожими названиями: Угриновский Преображенский муж. мон-рь (упом. под 1611 г. в Житии прп. Иова (Княгиницкого), находился в совр. с. Ст. Угринов Калушского р-на Ивано-Франковской обл.) и Угорский Троицкий муж. мон-рь (находился в совр. с. Угорск Шумского р-на Тернопольской обл.). В XIX в. сохранялось предание о том, что И. какое-то время подвизался в Угорском Троицком мон-ре и собственноручно выкопал там пещеры (Дерманские горы, Антоновецкий лес и стожкообразные возвышенности Кременецких гор // Волынские ГВ. 1868. № 74/75).

 Прп. Иов Почаевский. Икона. Ок. 1911 г. Мас-терская О. С. Чирикова (Троицкий собор Поча-евской лавры)

Прп. Иов Почаевский. Икона. Ок. 1911 г. Мас-терская О. С. Чирикова (Троицкий собор Поча-евской лавры)

Как сообщается в Житии И., настоятель Угорницкой обители с любовью принял Ивана и поручил экклисиарху научить его «церковному послушанию», т. е. богослужебному чтению и пению. Однако святой не довольствовался этим послушанием и старался «услужить каждому из наименьших монастырских работников», благодаря чему приобрел всеобщую любовь. На 2-й год жизни в Угорницком мон-ре 11-летний Иван «за его добрые нравы» был пострижен в монашество игуменом с согласия братии. По мнению прот. А. Хойнацкого, И. был рукоположен во иерея после достижения 30-летнего возраста, по распространенной в западнорус. мон-рях традиции. Со временем святой принял великую схиму с именем Иоанн. Слава о подвижнике распространялась по Галичине и Волыни, привлекая в Угорницкий мон-рь множество людей, желавших получить наставление от преподобного. Среди посетителей были простые и знатные, бедные и «нарочитые вельможи», обращавшиеся к преподобному «пользы ради душевной».

Кн. Константин Константинович Острожский, много внимания уделявший мон-рям в своих владениях, обратился к игумену Угорницкой обители, чтобы тот направил «блаженного трудолюбца» И. в Дубенский Крестовоздвиженский мон-рь (одна из фамильных обителей князей Острожских, известна с 1547) «показати образ трудолюбного и богоугодного жития». Возможно, И. должен был ввести в Крестовоздвиженской обители общежительный устав. Вскоре по прибытии И. в Дубенский мон-рь, приблизительно в 90-х гг. XVI в., братия против воли преподобного избрала его игуменом. По свидетельству Жития, И. управлял Дубенской обителью более 20 лет, но его имя не значится в многочисленных сохранившихся монастырских документах рубежа XVI и XVII вв. Объяснение этому факту предложил прот. А. Хойнацкий. В 1582-1602 гг. титулярным игуменом Дубенской обители был престарелый инок Василий; в монастырских актах сообщается, что вместо него дела вели в тот период др. монахи (к-рых также могли называть игуменами): в 1598-1600 гг.- Глеб, в 1601-1602 гг.- «казнодей» (проповедник) Виталий, который в 1604-1608 гг. управлял монастырем как настоятель (при Виталии - авторе перевода соч. «Диоптра мирозрительная, или Зерцало известное, указующее суету мира» Дубенский мон-рь стал центром полемики православных с католиками). Вероятнее всего, И. возглавлял Дубенский монастырь ранее Глеба и Виталия - в 90-х гг. XVI в., был настоятелем менее 10 лет. В кон. XVI в. кн. Константин Острожский щедро помогал Дубенской обители. 15 июня 1599 г. князь передал мон-рю часть доходов от с. Студянка с сенокосом, «острова Иванского става» Горбачин и Пантелеимон-Климент на р. Иква «с почвами, полями и огородами, которые лежат на сеножатях круг болот Горбачинских», с. Выгнанка и десятину урожая из сел Иванье и Знесенье. Великий пост кн. Константин Острожский обычно проводил в одном из островных монастырей в Дубно (Крестовоздвиженском или Преображенском) в монашеской одежде и по монастырскому уставу. И. поучал братию Дубенского мон-ря, подкрепляя словесные наставления собственным примером. По примеру своего покровителя кн. Константина Острожского преподобный заботился о распространении духовных и богослужебных книг. Насельники Дубенского мон-ря осуществляли переводы святоотеческих творений на церковнослав. язык. Как отмечено в Житии И., в Дубно святой «писанием книг церковных упражняшеся».

Прп. Иов Почаевский в молении перед Почаев-ской иконой Божией Матери. Икона. Ок. сер. XIX в. (Почаевская лавра)
Прп. Иов Почаевский в молении перед Почаев-ской иконой Божией Матери. Икона. Ок. сер. XIX в. (Почаевская лавра)

По словам биографа И., все окрестные страны святому «стужаху... честию и похвалами». Тяготясь этим, преподобный решил искать новое место для подвигов. Кроме того, желанию И. покинуть Дубенский мон-рь могли способствовать действия кн. Константина Константиновича по примирению с униатами (см. Брестская уния 1596 г.). И. тайно оставил Дубенский мон-рь и поселился в расположенном неподалеку Почаевском мон-ре. По мнению прот. А. Хойнацкого, это произошло ок. 1600-1602 гг., по мнению свящ. В. Левицкого - не позднее 1607 г., в любом случае - при жизни кн. Константина Острожского, умершего в 1608 г. Примечательно, что в 1607 г. в Почаевском мон-ре значительно увеличилось число насельников, возможно вслед. перехода туда части монашествующих из Дубно.

Незадолго до прихода И. в Почаевский мон-рь в обители, основанной в 1597 г., был принят общежительный устав, в 1597-1617 гг. в мон-рь была перенесена чудотворная Почаевская икона Божией Матери. И. прибыл на Почаевскую гору в качестве простого инока, но и здесь прославился аскетическими подвигами, и братия между 1617 и 1623 гг. избрала его игуменом. И. стал 5-м настоятелем Почаевского мон-ря. Преподобный любил уединяться для молитвы в глубокую пещеру в Почаевской горе, где проводил по неск. суток. В 1641 г. И. поставил на уступе скалы, вдавшемся в пещеру, список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. Однажды, когда святой молился в пещере, ее озарил необычный свет, сохранявшийся более 2 ч. Свидетелем чудесного явления был также ученик святого Досифей, описавший чудо в Житии И. Под схимнической одеждой преподобный носил власяницу и вериги. Вслед. «плоти измождения» тело И. отделялось от костей, «о чем и до сего дне,- замечает Досифей,- свидетельствуют честныя мощи нетленныя, в раке лежащия». С братией настоятель обходился кротко и ласково.

И. приходилось совмещать аскетические подвиги с обязанностями игумена. На время его управления Почаевским мон-рем пришелся острый и продолжительный конфликт обители с белзским каштеляном протестантом А. А. Фирлеем, наследником скончавшейся в 1617 г. фундаторши Почаевского мон-ря Анны Гойской, ставшим владельцем Почаева, Козина, с. Орля и др. селений. Фирлей отказался выполнять условия завещания Анны Гойской, внесенного 21 марта 1617 г. в кременецкие гродские книги, в котором ему предписывалось помогать Почаевскому мон-рю и правосл. приходской церкви в с. Орля. Фирлей отнял у обители часть имений, пожертвованных ей в 1597 г. Выступая против почитания чудотворной иконы Божией Матери и отпечатка стопы Пресв. Девы на Почаевской горе, Фирлей задумал разрушить мон-рь. Он запретил братии, не имевшей колодца, брать воду в соседнем с. Ст. Почаев. Тогда И., помолившись Пресв. Богородице, велел рыть колодец в горе, и на большой глубине была обнаружена вода, что было несомненным чудом, поскольку местность вокруг Почаева бедна водой. По приказу Фирлея урядник Г. Козинский с вооруженным отрядом 12 июля 1623 г. напал на Почаевский мон-рь, захватил монастырскую церковь, похитил чудотворный образ Божией Матери, богослужебные сосуды, облачения, драгоценные украшения икон. Награбленное было отвезено в родовой замок Фирлея в мест. Козин. В документах отмечается, что нападение произошло при игум. И. (Материалы по истории Почаевской лавры. 1911. С. 57),- это первое упоминание об И. как о настоятеле Почаевского мон-ря. В последующие годы Фирлей захватывал монастырских крестьян, нападал на иноков, отнимал монастырские угодья.

По мнению свящ. В. Левицкого, притеснения со стороны Фирлея пробудили у И. мысль о переселении из Польско-Литовского гос-ва в Москву. Такая мысль прослеживается в письме И. царю Михаилу Феодоровичу, написанном 1 мая 1626 г. и посланном через инока Почаевского монастыря Игнатия. И. пишет, что он хотел бы лично поклониться царю - покровителю православных. О благотворительности царя И. узнал от инока Игнатия, сопровождавшего Владимирского и Брестского еп. Иосифа (Курцевича) в Москву в 1625 г. И. писал об уменьшении на Волыни числа покровителей Православия и об умножении его врагов. В послании обрисовано бедственное положение Почаевского мон-ря, указывается на нехватку утвари (возможно, вслед. того, что мн. вещи взял с собой в Дубно в 1617 Софийский митр. Неофит, о чем свидетельствует «Регистр вещей Почаевского монастыря, отданных Неофиту, архиепископу Софийскому, 20 января 1617 г.» (НБУВ ИР. Ф. 231. № 31)).

19 июля 1640 г. по указанию Фирлея были разрушены столбы, обозначавшие границы имений Почаевского мон-ря, осуществлен очередной набег на монастырские земли. 9 марта 1641 г. И., в течение мн. лет безропотно переносивший притеснения, обратился с жалобой в Луцкий гродский суд и встретился с наместником (буркграфом) Луцкого староства Г. Коритинским. Такая же жалоба была подана в Кременецкий гродский суд 2 мая 1641 г. В ответ 14 июля 1641 г. по приказу Фирлея мон-рь был обстрелян, 19 июля захвачены монастырские поля. И. вместе с братией усилил молитвы к Пресв. Богородице, прося вразумить Фирлея. Просьба иноков была исполнена. Однажды Фирлей, «не ведая, что более делать», приказал своей жене надеть богослужебные облачения, дал ей в руки потир, и она вместе с присутствовавшими начала высмеивать Православие перед находившейся в доме Почаевской иконой Божией Матери. Женщиной сразу же овладел злой дух, к-рый «удручал ее долгое время». Ее мучения прекратились после того, как икона была возвращена Фирлеем в мон-рь, что произошло не позднее 14 нояб. 1641 г. (об этом событии рассказывается в сб. «Гора Почаевская...»).

18 марта 1642 г. Кременецкий земский суд принял декрет об установлении границ монастырских земель в пользу И. и братии. 10 апр. того же года Кременецкий гродский суд также удовлетворил иск И. к Фирлею. Однако последний заявил о невозможности выполнить решения суда и подал апелляцию в высшую судебную инстанцию Польши - Люблинский трибунал, при этом Фирлей говорил, что И. не имел права вести судебный процесс без участия епископа. В ответ на эти претензии на 1-е заседание Люблинского трибунала 7 авг. 1642 г. вместе с И. прибыл Луцкий и Острожский еп. Афанасий (Пузына), а также бывш. почаевский свящ. Иаков Железо, к-рый также имел претензии к Фирлею в связи с нанесенными священнику побоями. Еп. Афанасий и его ближайшие сподвижники - правосл. луцкие дворяне А. Еловицкий и М. Гулевич старались примирить враждующие стороны, очевидно ради недопущения конфликта между православными и протестантами в условиях притеснения обеих конфессий католиками. Еп. Афанасий настоял на решении спора в третейском суде, о чем подписали соответствующий акт. Третейским судьей был назначен «суперарбитр» С. Лащ, галичанин, к-рый уже в янв. 1643 г. начал следствие. Однако судья, будучи протестантом, принял сторону Фирлея, из-за чего 18 июня 1643 г. по инициативе И. дело было возвращено в Люблинский трибунал. Декретом от 17 нояб. 1643 г. трибунальный сейм Волынского воеводства предписал Фирлею возместить обители убытки. Фирлей опротестовал декрет, и дело вернулось в Люблинский трибунал, по решению которого 5-6 сент. 1644 г. тяжбу обители с Фирлеем рассматривал смешанный третейский суд, что, впрочем, не принесло результатов. 27 июня 1646 г. Фирлей принес присягу в Люблинском трибунале, что взятые им из Почаевского мон-ря вещи сгорели в его Козинском замке. По решению трибунала 28 февр. 1647 г. И. и Фирлей заключили мировую сделку. В марте того же года Фирлей подписал «акт примирения» и в знак своей готовности компенсировать обители убытки выдал на имя И. расписку, будто он взял у него в долг 2 тыс. злотых. Так завершилась тяжба по поводу движимого имущества обители, ее итогом стало частичное возвращение похищенного. И. не мог настаивать на пересмотре дела, поскольку Фирлею благоволил польск. кор. Владислав IV,, пожаловавший в 1645 г. шляхтичу с. Смидин (в совр. Старовыжевском р-не Волынской обл.) (ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 1. Д. 78. Л. 231-232). По поводу нерешенного земельного спора между И. и Фирлеем 10 дек. 1647 г. собрался назначенный Люблинским трибуналом третейский суд.

 Прп. Иов Почаевский с братией в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Роспись Успенского собора Почаевской лавры. 70-е гг. XIX в.

Прп. Иов Почаевский с братией в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Роспись Успенского собора Почаевской лавры. 70-е гг. XIX в.

Судебное разбирательство было остановлено в связи с началом в мае 1648 г. освободительной войны украинского народа под предводительством Б. Хмельницкого, в значительной степени охватившей Волынь. В авг. 1648 г. отряды казаков и татар заняли Кременец, город был разрушен. Здание Кременецкого гродского суда и канцелярии, где хранились судебные акты, в т. ч. относившиеся к земельным тяжбам Почаевского мон-ря, было разорено, большинство документов уничтожено. В окт. 1648 г. пострадал и Почаевский монастырь: казаки забрали часть продовольствия, было разграблено имущество, на время войны переданное окрестными владельцами на хранение в мон-рь. В июне-авг. 1649 г. Фирлей, в то время занимавший должность сандомирского воеводы, был осажден казаками в Збаражской крепости. Освободившись после завершения осады, Фирлей приехал в Почаевский мон-рь и просил у И. прощения за причиненные обиды, обещая в скором времени возместить нанесенный обители ущерб. Обещание не было исполнено из-за смерти Фирлея в 1649 г. Почаевский мон-рь был вновь разорен в июне 1651 г., во время «Берестечской экспедиции». Казаки и татары забрали монастырский скот, зерно, уничтожили пасеки, в обители начался голод, и «немало отцов умерло голодной смертью». Опасаясь новых набегов, 20 июня 1651 г. (накануне неудачной для казаков Берестечской битвы) И. с делегацией монахов прибыл к одному из командующих польск. войском - кн. Иеремии Вишневецкому с просьбой о защите мон-ря. Кн. Вишневецкий издал универсал к коронному войску о сохранении обители.

Во время войны 1648-1651 гг. в Почаевском мон-ре нашли прибежище мн. окрестные жители. Одним из них был правосл. шляхтич И. Жабокрицкий, имение к-рого с. Жабокрики (ныне с. Довгалёвка Радивиловского р-на Ровненской обл.) разорили казаки. В завещании (1648) Жабокрицкий рассказал о приеме, оказанном ему в Почаевском мон-ре: в то время Жабокрицкий «не мог иметь при себе не только приятеля, но и собственных деток, разбежавшихся по разным местам... Отец Иоанн (Железо), игумен почаевский, принять изволил как его, так и сына его младшего» и «достаточками своими содержал». В конце завещания Жабокрицкий просит похоронить его в Почаевской обители и жертвует ей 200 злотых. Во время разгрома Кременца в 1648 г. в Почаевском мон-ре получил прибежище униат. протопоп Феодор Дубницкий (Довбищенко М. Волинська шляхта у релiгiйних рухах. К., 2008. С. 218).

Преподобные Иов и Амфилохий Почаевские с Почаевской иконой Божией Матери с видом Лавры. Икона. Нач. XXI в. (Почаевская лавра)

Преподобные Иов и Амфилохий Почаевские с Почаевской иконой Божией Матери с видом Лавры. Икона. Нач. XXI в. (Почаевская лавра)

В 1649 г. владельцы соседних с Почаевом селений Ф. Грицкович-Домашевский и Е. Домашевская передали Почаевскому мон-рю 16,5 тыс. польск. злотых, о чем сохранилась запись в кременецких гродских книгах от 20 мая 1649 г. (Три подлинные завещания дворян Феодора и Евы Домашевских Почаевскому мон-рю от 1649 г., 1659 г. и 1665 г. // Волынские ЕВ. 1895. № 17. С. 572-578). По сообщению сб. «Гора Почаевская...», Домашевские построили над отпечатком стопы Божией Матери храм во имя Св. Троицы с приделами Благовещения и св. Феодора. Строительство закончилось не позднее 1650 г., т. к. церковь была освящена по благословению Луцкого еп. Афанасия (Пузыны; 1632-1650). Известны и др. вклады в Почаевский мон-рь в игуменство И.: в 1627 г. Маруша Окорская вложила 10 злотых, в 1630 г. Лаврентий Древинскийпожертвовал 10 коп литов. грошей, Екатерина Ледоховская - 100 злотых, в 1631 г. Адам Урсул-Рудецкий - 50 злотых, в 1633 г. Григорий Ледоховский - 150 злотых, в 1635 г. Екатерина Трокевичева - 100 злотых, в 1638 г. Иван Хренницкий - 100 злотых, в 1640 г. Стефан и Анна Ушако-Куликовские - 100 злотых, в 1646 г. Александр Еловицкий - 30 злотых, в 1647 г. Феодора Карачевская - 60 злотых, в 1649 г. Кристина Зободлевская - 100 злотых. Не позднее 1650 г. был заново отстроен скит неподалеку от Почаевского мон-ря, в урочище Скитец (близ совр. с. Борщовка), в скиту возвели ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (скит был основан, по преданию, в XIII-XIV вв., часть иноков скита в 1597 перешла в новосозданный Почаевский мон-рь).

В кон. XIX - нач. XX в. с именем И. связывали начало книгопечатания в Почаевском мон-ре. По благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) в 1903 г. при Почаевской лавре было образовано Типографское братство им. И. во главе с заведующим лаврской типографией архим. Виталием (Максименко), в которое входила приблизительно треть насельников лавры (Евфимий (Логвинов), иером. О почаевской традиции в русском зарубежье // ЕжБК. 2007. Т. 1. С. 290). Традицию Типографского братства, прекратившего существование в 1918 г. в связи с изъятием отрядами С. Петлюры типографии, продолжило издательство, основанное Виталием (Максименко) в 1923 г. в с. Ладомирова в Словакии при Иова Почаевского преподобного мон-ре, по офиц. формулировке, для продолжения того послушания, к-рое нес И. в почаевской типографии. Однако свидетельств участия И. в книгопечатании нет. В 1618 г. в Почаевском монастыре при поддержке («во притяжании») А. Фирлея действовала передвижная типография иером. Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого), в к-рой 12 марта 1618 г. было издано соч. последнего «Зерцало богословия». В 1618 г. И. являлся насельником Почаевского мон-ря, но нельзя утверждать, что в этом году он был игуменом и имел отношение к деятельности типографии и изданию названной книги. Кроме того, богословские взгляды И.- ревнителя аскетизма и Кирилла - близкого к униатству деятеля существенно различались.

И. принимал участие в общецерковных событиях своего времени. Он присутствовал на проходившем 13-16 авг. 1628 г. в Киеве Соборе, созванном митр. Иовом (Борецким), на к-ром были осуждены униат. воззрения Полоцкого еп. Мелетия (Смотрицкого). 16 авг. было обнародовано соборное определение, в к-ром отцы Собора оповещали, что они твердо придерживаются Православия, обещают бороться с унией и призывают к тому всех православных. Соборное определение среди других подписал «иеромонах Иоанн Железо, игумен почаевский, власною рукою». Среди подписей имеется также автограф любартовского игум. Кирилла, прота мон-рей Киевского, Волынского и Брацлавского воеводств. Очевидно, в период игуменства И. Почаевский мон-рь имел особый статус и не подчинялся проту Волынского воеводства. Кроме Почаевского такой же статус имели Тригорский (в с. Тригорье близ Житомира) и Бережанский мон-ри, настоятели к-рых также значатся в списке участников Собора (Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1888. Т. 1. Прил. С. 313). П. А. Кулиш, имевший доступ к документам Киевского Собора 1628 г., отмечал, что И. неоднократно упоминается в протоколах суда над Мелетием (Смотрицким). Исследователь сделал вывод, что И. был приглашен в Киев митр. Иовом (Борецким) специально для участия в суде (Кулиш. 1876. С. 15).

И. являлся благочинным («дозорцею») мон-рей и храмов в Кременецком повете. Преподобный добивался через суд восстановления фундуша для Троицкой и Преображенской церквей в селах Куликов и Орля. На эти храмы в 1640 г. Анна Ушако-Куликовская завещала 300 злотых, но ее потомки не выполнили условия завещания, и 15 окт. 1641 г. И. начал с ними процесс, завершившийся после смерти И. По совету преподобного его духовная дочь, владелица с. Загайцы Кременецкого повета Ирина Ярмолинская основала в своем поместье Иоанна Милостивого свт. Загаецкий муж. мон-рь, строительство к-рого началось ок. 1627 г. В завещании, составленном 23 февр. 1646 г., Ярмолинская пожертвовала обители значительную сумму. Свидетелем при составлении и заверении завещания в Кременецком гродском суде выступил И., специально приехавший в Кременец из Почаевского мон-ря. Вероятно, под опекой И. находился также упоминаемый в 1619 и 1633 гг. стожокский Свято-Троицкий муж. мон-рь (в совр. с. Стожок Шумского р-на Тернопольской обл.); известно предание об участии И. в обустройстве данной обители.

В 1649 г., когда И. было ок. 98 лет, он решил оставить управление монастырем и избрал себе преемника (последнее было сделано с целью удержать обитель от перехода в унию). «Через особый лист» преподобный передал «право игуменское» иером. Самуилу (Добрянскому). 13 марта 1649 г. 10 иноков подтвердили согласие братии на поставление иером. Самуила настоятелем Почаевского мон-ря. В последние годы игуменства И. помощь в управлении обителью ему оказывал мон. Арсений (Ортосовский), состоявший в должности наместника. После 1649 г. И. продолжал вести нек-рые судебные дела обители. 18 марта 1650 г. он добился внесения в кременецкие гродские книги завещания И. Жабокрицкого, условия к-рого не исполнили наследники, и в данном документе подписался как «игумен почаевский». По преданию, незадолго до смерти И. организовал строительство монастырских стен. 21 окт. 1651 г. И. имел откровение о том, что он скончается через 7 дней, о чем он тогда же рассказал братии. Святой был погребен на братском кладбище возле подножия Почаевской горы.

«Пчела почаевская»

В собрании рукописей Почаевской лавры хранился написанный уставом и полууставом сб. «Книга блаженнаго Иова (Железо), игумена почаевскаго, собственной рукой его писанная» (рукопись утрачена). В 1884 г. сборник в переводе на рус. язык под названием «Пчела почаевская» опубликовал его 1-й исследователь проф. КДА Петров (переизд.: Житомир, 2000). К этому времени из предполагаемых 900 л. рукописи сохранилось 123. В 1932 г. рукопись была взята Варшавским митр. Дионисием (Валединским) в митрополичий архив в Варшаву и там затерялась, в сохранившемся архиве Варшавской митрополии сборник не значится. На рубеже XIX и XX вв. велась дискуссия о том, действительно ли рукопись из собрания Почаевской лавры принадлежала перу И. Т. зр. Петрова, отвечавшего на данный вопрос положительно, оспаривали С. Т. Голубев и свящ. В. Левицкий. Отмечалось, что в документах, содержащих перечисление имущества Почаевского мон-ря: в акте от 30 авг. 1695 г., подписанном правосл. нареченным Луцким еп. Дионисием (Жабокрицким), и в акте от 1 июня 1714 г., составленном Луцким униат. еп. Иосифом Выговским, сборник с таким названием не значится. При этом в описи от 1 июня 1714 г. упоминается кн. «Пчела» (ГА Тернопольской обл. Ф. 258. Оп. 3. Д. 1178. Л. 1-6 об.), которую Петров отождествил с «Книгой блаженнаго Иова...». Кроме того, в обеих описях Почаевского мон-ря названо соч. «Żywot Pana Jezusa: Klassis po polsku, taż y po russku, jest pisana ręką blażennaho oyca Żeliza» (Жизнь Господа Иисуса. Собрание по-польски и по-русски, написано рукой блаженного отца Железо). Современные исследователи истории Почаевской лавры (прот. Владимир Зелинский, митр. Онуфрий (Березовский) и др.) считают возможным атрибутировать И. сб. «Пчела почаевская», опубликованный Петровым.

В «Пчеле...» приведены отрывки из святоотеческих творений о Православии, поучения, направленные против римо-католиков, униатов и протестантов, иудеев, а также надписанные именем И. неск. бесед на нравственные темы. Сборник носит апологетический и полемический характер, направлен в первую очередь против протестантских движений, распространившихся в то время в Юго-Зап. Руси, в основном против социниан (которых современники называли арианами). Хотя прямых выпадов против социнианства книга не содержит, но именно в рамках борьбы против этой доктрины в книге излагается учение православной Церкви о Св. Троице и о Божестве Иисуса Христа, которое заканчивается наставлениями об иконопочитании, о храмах, о монашестве, о борьбе со страстями и т. п.

Прп. Иов Почаевский. Фрагмент иконы. 60–80-е гг. XIX в. (иконостас пещерной ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской лавре)


Прп. Иов Почаевский. Фрагмент иконы. 60–80-е гг. XIX в. (иконостас пещерной ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской лавре)

Петров разделил материал «Книги блаженнаго Иова...» на 4 части: «Слова и беседы на воскресные дни и подвижные праздники и нарочитые дни церковного года», «Жития, сказания и Слова на неподвижные праздники и нарочитые дни церковного года», «Выписки из патериков и особенно из Лествицы преподобного Иоанна Синайского», «Беседы и поучения преподобного и богоносного отца нашего Иова, игумена и чудотворца святой лавры Почаевской». Последний раздел включает 10 поучений И.: проповедь в Неделю ваий, наставление об отречении от мира и о духовном совершенстве, поучение о Каине и Авеле и о зависти и злобе, проповедь против пьянства, беседу о семени и сеятеле и о слушании Слова Божия, поучение о богаче и Лазаре, поучение о терпении и благопохвалении, о поминовении умерших, наставление о Божестве Иисуса Христа, а также беседу о Божестве и человечестве Иисуса Христа, о Его воплощении и о Богоматери. Примечательно наставление И. об отречении от мира и о духовном совершенстве, содержащее апологию монашества. Данное поучение основано на 2-м толковании свт. Иоанна Златоуста на Апостольские послания и на письмах свт. Василия Великого. И. критикует современников, осуждающих иноков, по-видимому в первую очередь имея в виду католич. и протестант. полемистов, к-рым возражал в то время также Иоанн (Вишенский). И. подчеркивает, что учение Христа дано не только монахам, но и мирянам. И. указывает на то, что мирянин отличается от монаха только правом иметь семью, в остальном же «все наравне с иноком предписано ему делать» (Пчела почаевская. 1884. Ч. 1. С. 300-301).

По мнению Петрова, сб. «Пчела почаевская» может быть поставлен в один ряд с фундаментальными полемическими трудами того времени: с «Истины показанием...» Зиновия Отенского, с посланиями старца Артемия и с «Книгой о вере». Полемическая манера И. своим миролюбивым характером выделяется среди полемических трудов его современников, в частности представителей острожского кружка. В отличие от последних И. избегает суждений от 1-го лица и резких обвинений в адрес противников.

Форумы