Биография прп. Григория Пельшемского


Фрагмент статьи из т. 12 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.

Святой происходил из боярского рода, представители к-рого служили галичским князьям («от славных родитель болярска роду, иже многым богатством и славою живущим, и от князь почтени» - РГБ. Ф. 304/1. № 693. Л. 154). (Год рождения святого, отмеченный в Минейной редакции,- 1322 - не может быть признан достоверным.) В Житии прп. Дионисия Глушицкого приведено прозвище Г.- Лопот, т. е. крик, плач.

В Первоначальной редакции рассказывается о том, что Г., от юности возлюбив Бога, не увлекался детскими играми, не принимал почестей от слуг, но прилежал чтению священных книг. Вскоре он решил оставить мир и удалился в «великый монастырь Святыя Богородица в Галицкой державе близ езера», где и принял монашество (Там же. Л. 154 об.). В Минейной редакции и в Редакции сборников более подробно рассказывается о постриге святого. В Редакции сборников сообщается, что, когда юноше было 15 лет, родители решили женить его, но свадьба не состоялась из-за внезапной кончины родителей. Похоронив их, юный боярин раздал имение нищим и отпустил холопов на свободу, наделив каждого частью своей собственности. Затем юноша удалился в «великий» Богородицкий мон-рь близ озера, где принял постриг от не названного по имени архимандрита. В Минейной редакции утверждается, что уход Г. в мон-рь состоялся при жизни родителей, причем это никак не связывается с предстоящей женитьбой. В соответствии с данной редакцией Жития преподобный принял постриг от прп. Макария Унженского († 1444) в Макариевом Желтоводском во имя Св.Троицы жен. мон-ре . Однако это невозможно, поскольку данный мон-рь был основан прп. Макарием ок. 1434 г.

Вероятно, Г. принял монашество в первом по времени основания мон-ре Галичской земли - Авраамиевом Новозаозерском в честь Успения Божией Матери, находившемся на сев.-вост. (противоположном от города) берегу Галичского оз. (ныне с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.). Обитель была основана прп. Авраамием Галичским при кн. Димитрии Борисовиче Галичском (1360-1363). Менее вероятно, что святой стал насельником Паисиева Галичского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря, находившегося на юж. берегу Галичского оз.; предание об основании мон-ря, сохранившееся в Житии прп. Паисия Галичского (известно в списках с XVII в.), не имеет хронологической приуроченности и малодостоверно.

Преподобный со смирением и послушанием служил братии, поучаясь день и ночь в молитвах, был «постник чюден», так что иноки удивлялись его терпению, смирению и кротости. Спустя нек-рое время Г. принял священнический сан. Согласно Минейной редакции, преподобный стал «игуменом у Святыа Богородица честнаго Ея Рождества близ езера» (ВМЧ. Стб. 2270). Рождество-Богородицкий мон-рь, располагавшийся в 11 верстах к северо-востоку от Галича на р. Едомше, впервые упоминается в данном источнике (Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 120). В связи с сообщением об игуменстве Г. в Галичском мон-ре в Минейной редакции имеются и др. уникальные (по-видимому, малодостоверные) известия: к Г. любил приезжать галичский кн. Георгий (Юрий) Димитриевич (1389-1434), святой крестил его сыновей, к Г. за благословением обращался вел. кн. Василий I Димитриевич (1389-1425).

Вскоре слава о добродетелях святого широко распространилась в Галиче. Родственники преподобного, «вси велможи земли тоя», др. люди похваляли его благородство, смирение и воздержание. Избегая молвы, Г. покинул Галичскую землю и «род свой». В изложении дальнейших событий редакции Жития Г. существенно расходятся. Согласно Первоначальной редакции, преподобный из Галича направился на север, в вологодские земли, и на р. Пельшме, неподалеку от дер. Пельшмы, основал мон-рь. Минейная редакция и Редакция сборников содержат рассказ о пребывании святого после ухода из Галича сначала в Ростове, затем у прп. Дионисия Глушицкого в Сосновецкой пуст. (см. Глушицкий Сосновецкий во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рь ).

В соответствии с Минейной редакцией и Редакцией сборников, уйдя из Галича, Г. поселился в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления муж. мон-ре. Через нек-рое время, как сообщается в Редакции сборников, Ростовский архиеп. св. Дионисий Грек (1418-1425) не без труда упросил Г., к-рый считал себя недостойным, стать архимандритом ростовского Спасо-Преображенского Княгинина мон-ря на Песках. 2 года святой управлял обителью, прославившись как духовный наставник и благотворитель. По Минейной редакции, Г. в 1394 (6902) г., при свт. Григории, еп. Ростовском и Ярославском (свт. Григорий занимал Ростовскую кафедру в 1396-1416), стал «архимандритом Ростову граду» (т. е. возглавил ростовское черное духовенство). Через нек-рое время, избегая мирской славы, святой вновь решил удалиться в пустынное место. Ночью покинув мон-рь, Г. направился на север и пришел к прп. Дионисию Глушицкому, к-рый дал ему келью в Сосновецкой пуст. Стремясь к совершенному подвижничеству, Г. вскоре испросил благословение у прп. Дионисия на полное пустынножительство и покинул Сосновецкую пуст. В соответствии с Минейной редакцией, Г. пришел к прп. Дионисию в 1412 (6920) г., покинул Сосновецкую пуст. в 1422 (6930) г. уже 100-летним старцем. В обеих редакциях содержится рассказ о чудесных знамениях, предшествовавших основанию Пельшемского мон-ря.

По-видимому, главным источником повествования в Минейной редакции и Редакции сборников о пребывании Г. в Ростове и в Сосновецкой пуст. было Житие прп. Дионисия Глушицкого. В нем сообщается о том, что Г. «от града Галича, бывый архимандрит во граде Ростове» пришел к прп. Дионисию и «пребываше в послушании святаго» (Жития. С. 117). Через нек-рое время Г. испросил у прп. Дионисия благословение на уход из пустыни ради совершенного отшельничества. Прп. Дионисий благословил это желание, и Г. основал на Пельшме общежительный мон-рь, в к-ром в 1426 г. трудами преподобного был построен храм в честь Собора Пресв. Богородицы.

В Первоначальной редакции Жития Г. сообщается, что на устройство Пельшемского мон-ря святому предоставили земли «тамо сущи житилие христолюбци... мужие благонарочитии» (РГБ. Ф. 302/I. № 693. Л. 156 об.). В Минейной редакции благотворителем святого назван «благонарочитый муж» Мартын (ВМЧ. Стб. 2274). Святой установил на месте буд. обители крест, построил келью. Преподобный сочетал неустанные труды по устройству мон-ря и возделыванию земли с молитвой и постом. Подвизаясь, он неоднократно испытывал бесовские нахождения: бесы в виде змей и зверей пытались прогнать преподобного с этого места, но он побеждал их крестным знамением и молитвой. Вскоре в обители были возведены храм в честь Собора Пресв. Богородицы, трапезная и кельи.

Минейная редакция и Редакция сборников сообщают о приходе на Пельшму свящ. Алексия (он принял постриг с именем Александр и впосл. стал 2-м игуменом мон-ря) и других, стремившихся к монашеству. Согласно указанным редакциям, в 1426 (6934) г. святой получил благословение на устройство общежительного мон-ря у Ростовского архиеп. Ефрема (вступил на кафедру 13 апр. 1427, как архиепископ упом. в дек. 1448). В новом мон-ре «съдружебника своего» посетил прп. Дионисий Глушицкий, освятивший монастырскую церковь. С собой прп. Дионисий принес иконы Господских праздников (возможно, написанные им самим) и Пролог, бережно сохранявшиеся с того времени в Пельшемском мон-ре (источником этого рассказа, отсутствующего в Первоначальной редакции Жития Г., было Житие прп. Дионисия Глушицкого - Жития. С. 118).

Пельшемский мон-рь разрастался, принимая новых насельников, желавших подвизаться под духовным руководством Г. Святой «неослабно» наставлял в духовной жизни как иноков, так и мирян, говорил, что «брашно и питие не поставит нас пред Богом» (РГБ. Ф. 304/I. № 693. Л. 160-160 об.). Г. постоянно трудился, «сонную отгоняще тягость», творил молитвенное правило, переписывал книги (по описи 1645 г., в Пельшемском мон-ре хранились 9 Миней месячных и Устав, написанные Г., их совр. местонахождение неизвестно). Во время голода в обители находили пристанище нуждающиеся, святой помогал неимущим должникам. Миряне («христолюбцы») делали в мон-рь вклады, в т. ч. недвижимым имуществом. Однажды ночью воры обокрали обитель, однако вскоре были пойманы местными жителями и вернули монастырское имущество.

Последние годы жизни Г. пришлись на междоусобную феодальную войну, во время к-рой он проявил себя как миротворец и заступник простых людей. В ходе осады Вологды войсками кн. Димитрия Юрьевича Шемяки зимой 1449/50 г. (Редакция сборников ошибочно датирует осаду 1430 (6938) г., Минейная редакция - 1431 г.), когда войска Шемяки грабили окрестные селения, множество разоренных, голодающих крестьян нашли убежище в Пельшемском мон-ре. Все редакции Жития Г. сообщают о том, что святой вступился за вологжан перед Шемякой, за что по приказу князя был сброшен с «помоста». Придя в себя, пожилой игумен вернулся в свою пустынь. Шемяка вскоре снял осаду и увел войска в Галич, где они «побиени быша... гневом Божиим» (видимо, имеется в виду разгром войск Шемяки под Галичем в 1450). В Минейной редакции, кроме того, содержится уникальный рассказ о том, как святой, появившись в 1431 (6939) г. в Москве (до осады Вологды Шемякой), просил Георгия Димитриевича, ставшего вел. князем, отказаться от престола в пользу его соперника Василия II Васильевича. Указанная в Житии дата ошибочна вне зависимости от степени достоверности сообщения; скорее всего, это сообщение - позднейшая вставка, содержащая промосковскую трактовку событий. (По мнению В. Д. Назарова, описанное событие могло произойти весной 1434 (Назаров В. Д. Георгий (Юрий) Димитриевич // ПЭ. Т. 11. С. 101-102), но в Житии говорится о даровании Василию II Коломны, что случилось при первом занятии кн. Юрием московского престола весной 1433.)

Преподав последнее наставление братии и оставив после себя игуменом мон-ря иером. Александра, Г. преставился 30 сент. Во всех редакциях Жития сообщается, что святой заповедал братии не хоронить его тело, а, «влекуще за нозе», кинуть в болото. Первоначальная редакция не содержит год смерти святого. В Минейной редакции и Редакции сборников указан 1448 (6957) г. (противоречащий рассказу о конфликте святого с Димитрием Шемякой, присутствующему во всех редакциях Жития). Архиеп. Филарет (Гумилевский), Н. П. Барсуков, Е. Е. Голубинский приводят 1441 г., архим. Леонид (Кавелин), И. Мартинов и Г. В. Маркелов - 1442 г.; по-видимому, исследователи основывались на поздних месяцесловах. В Первоначальной и Минейной редакциях, со слов мон. Тихона, после кончины Г. принявшего постриг в Пельшемском мон-ре, рассказывается, что Г. умер вне обители, в ц. Бориса и Глеба (видимо, сельской), где служил его духовный отец иером. Варсонофий. Почувствовав приближение смерти и попрощавшись с братией, преподобный ушел, желая приготовиться к отшествию ко Господу. Братия, обнаружив игумена усопшим, привезла его мощи в мон-рь.

Сразу после кончины от тела преподобного стало исходить благоухание и получил исцеление «бесныи» (сообщение об этом содержится во всех редакциях Жития Г. и в Житии прп. Дионисия Глушицкого). Когда гроб стоял посреди церкви, у инока Сергия при прощании со святым прошла глазная болезнь. Г. был погребен по правую сторону от алтаря у монастырского храма в честь Собора Пресв. Богородицы. Над могилой иноки установили гробницу, на к-рой находились иконы Спасителя и Богородицы. В Первоначальной редакции Жития отмечены 4 посмертных чуда Г. (излечение инока Сергия от глазной болезни, исцеление бесноватого Иоанна, избавление от бесовского нахождения инока Вассиана по молитвам к Г., исцеление от слабоумия отрока Самуила), в Минейной редакции - 8 чудес (4 чуда совпадают с рассказом в Первоначальной редакции), в Редакции сборников отмечены 2 чуда, последовавшие непосредственно после погребения (с Сергием и Иоанном). В Похвальном слове святому говорится о том, что по молитвам к Г. мн. слепые прозрели, глухие избавились от глухоты, исцелились хромые и страдавшие от паралича («скорчащаа руки исправи» - РГБ. Ф. 304/I. № 693. Л. 170).

По переписной книге Пельшемского мон-ря 1667 г., в обители существовала ц. во имя Г., в к-рой почивали мощи святого. В 1683 г. она сгорела, над мощами возвели часовню. В 1706 г. часовню заменил привезенный со Знаменского погоста монастырской вотчины храм, освященный во имя Г., в к-ром мощи святого почивали под спудом близ сев. стены. В 1810 г. над мощами устроили раку с балдахином, обложенную медными чеканными посеребренными листами. На раке находился образ преподобного в серебряной ризе. При раке хранились железные вериги, железные полумантия и кольчатая рубашка, в к-рых святой, по преданию, совершал всенощные бдения. В 1833 г. на месте обветшавшего деревянного храма была возведена каменная ц. во имя Г., в 1844 г. в ней была установлена новая рака с деревянным балдахином. В февр. 1926 г. Пельшемский мон-рь был окончательно закрыт, к 2006 г. бывш. монастырский храм во имя Г. находится в руинированном состоянии, мощи святого покоятся под спудом.

Форумы