Память преподобномученика Адриана Пошехонского

18 марта (5 марта ст. ст) Русская Православная Церковь празднует память святого преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского.


Прмч. Адриан Пошехонский


Преподобномученик Адриан Пошехонский

Статья из т. 1 «Православной энциклопедии». Москва, 2000 г.

Адриан Пошехонский (нач. XVI в.- 5.03.1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб.- обретение мощей). Основатель пуст. в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский жен. монрь). Основным источником сведений о святом является его житие, сохранившееся в большом числе списков XVI-XIX вв. Житие состоит из двух разновременных частей. Древнейшая («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова») написана игум. Успенского монря Алексием (1570-1573) и представляет собой рассказ об основании преподобным монря и о трагической гибели святого 10 лет спустя (самый ранний список - кон. XVI в. (РНБ. Погод. № 861; Л. 969-981 об.) содержит только древнейшую часть жития). Во второй части («Слово на обретение честных мощей преподобномученика игумена Андреана»), возникшей вскоре после обретения мощей А. П. в 1626 г. (наиболее близок к первоначальному тексту список XVII в.- РГБ. Унд. № 273), подробно изложено указанное событие, описание чудес, происходивших от мощей святого и от чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы (см. Успение Божией Матери Адриановская икона), лежавшей на аналое рядом с ракой святого.

Согласно житию, А. родился в Ростове Великом в нач. XVI в. в семье благочестивых христиан Григория и Ирины. После 3 лет безмолвия и жизни в пустыне он принял постриг в Корнилиевом Комельском монре. А. П. часто называют учеником прп. Корнилия Комельского, что, однако, не подтверждается ни житиями, ни др. источниками. 13 сент. 1539 г. А. П. уже в сане иеродиакона по благословению игумена монря прп. Лаврентия Комельского оставил обитель и удалился вместе с прп. Леонидом Пошехонским и неким «черноризцем Бестужем» в глухие места Пошехонья с желанием «создать новый дом Богородицы». Место было выбрано в лесу на берегу р. Вотха (Ветха), где иноками была обнаружена на дереве икона Успения Богоматери (по др. версии, образ иноки принесли с собой и, выбрав место для обители, укрепили его на большом дубе). В 1543 г. по благословению митр. Московского свт. Макария иноки основали монрь, тогда же А. П. был поставлен на игуменство. Святой сам принимал участие в украшении деревянной ц. во имя Успения Богоматери (заложена 17 мая 1543), поскольку был искусным иконописцем, изучившим это ремесло еще в Корнилиевом Комельском мон-ре. А. П. приписывают авторство чудотворной иконы Успения Богоматери - главной святыни Адриановского монря. В житии есть рассказ о том, как грабители, ворвавшись в келью игумена, забрали иконы «преподобнаго бывшия и вся орудия ко иконописному художеству потребная, валы же и кисти, в едином ковчежце заключенная, мняще в оном быти злату и сребру... бе бо преподобный иконописец изрядень, и по церковном и келейном правиле в свободное время в писании икон упражнящеся» (в др. списке: «Виде много множьство образцов святых икон, тако же и валов и кистей»). Как иконописец А. П. упоминается в Клинцовском иконописном подлиннике (БАН. № 66. Строг. 63. Инв. 2828. Сл. 152). В Великий пост 1550 г., в ночь с 5 на 6 марта, в день памяти 42 мучеников Аморейских, вооруженные крестьяне соседнего с. Белого напали на монрь, схватили игумена, отняли деньги, собранные на строительство каменного храма, и после истязаний задушили, избили иноков, убили старца Давида, ограбили и унесли из монря все ценности. Тело А. П. бросили на берегу р. Ушломы между селами Белым и Шигорша. Наутро местные жители нашли его и тайно захоронили под полом заброшенной ц. прор. Илии на р. Ухре, а на месте захоронения посадили рябину.

Адрианов Пошехонский монастырьВ нач. XVII в. дьяк И. Прокопиев поставил на рябину икону св. Параскевы, от крой начали происходить чудесные исцеления. Это привело к тому, что люди стали поклоняться дереву. Чтобы исправить положение, И. Прокопиев решил построить на этом месте ц. во имя прор. Илии и св. Параскевы. В 1612 г. он получил благословение на строительство и был поставлен священником в новую церковь, затем, призвав игум. Лаврентия, начал строить мон-рь. Так возник Троицкий (Ильинский) Рябинин монрь, в кон. XVII в. приписанный к Адрианову Пошехонскому монрю. 1 апр. 1626 г. старец Рябинина мон-ря Иона накануне кончины признался своему духовнику игум. Лаврентию, что знал от отца о месте захоронения А. П. (по мнению В. О. Ключевского, именно игум. Лаврентий впосл. составил «Слово на обретение мощей преподобномученика игумена Андреана»). Со слов Ионы свящ. Лукианом Кузминым была сделана запись «за руками» (т. е. с подписями), а игум. Лаврентий сообщил о месте захоронения преподобного братии Адрианова монря. По прошению игумена Адрианова монря Порфирия царь Михаил Феодорович и Патриарх Филарет (Патриаршая грамота датируется 12 окт. 1626) дали разрешение на открытие и перенос мощей преподобномученика. Мощи были обретены 19 нояб., а их торжественное перенесение в соборную Успенскую ц. Адриановой пуст. состоялось 17 дек. 1626 г. Мощи А. П. почивали в открытой раке у правого клироса (совр. местонахождение мощей неизв.). При гробе преподобного происходили чудеса, что послужило причиной установления местного празднования А. П., крому была составлена бденная церковная служба, включающая малую вечерню, стихиры на литии, 2 тропаря, 1 канон (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 149-163). Песнопения службы отличаются краткостью, в них используются образы общей мученической службы из Постной Триоди.

Иконография. В XVII-XIX вв. получили распространение пядничные иконы А. П. (см. Пядница), повидимому изготовлявшиеся в Адриановом монре: святой обычно изображался на фоне построек мон-ря, вверху - чудотворный образ Успения Пресв. Богородицы. На одной из икон он представлен вместе с прп. Леонидом в молении перед образом Успения Богоматери, стоящим в ветвях дерева (XVII в. ГТГ. Инв. ДР 703).

Литература: Крылов А. Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии. Ярославль, 1860. С. 77-78; Суворов Н. Роспись церквей и монастырей Пошехонского уезда, принадлежавших с 1658 по 1676 год Вологодской епархии // Ярославские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. С. 460; Пошехонский Адрианов мужской монастырь // Там же. № 31. С. 256-258; № 32. С. 265-266; № 33. С. 272-273; № 34. С. 280-282; № 35. С. 287; Житие и страдание святого преподобномученика Адриана игумена, Пошехонского чудотворца // Там же. 1873. Ч. неофиц. № 4. С. 25-31; № 5. С. 33-42; № 8. С. 55-61; № 9. С. 63-70; № 10. С. 71-78; Житие и страдания преподобномученика Адриана игумена, Пошехонского чудотворца. Ярославль, 1873; Житие и страдания преподобного Адриана. Ярославль, 1881; Барсуков. Источники агиографии. С. 323-325; Филарет (Гумилевский). Обзор. СПб., 18843. Кн. 1; Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. 1903. С. 123; Слава Богоматери. 1907. С. 571, 572; Поселянин Е. Богоматерь. С. 520-21; Дмитриев Л. А. Житие Адриана Пошехонского // Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 199-213; СККДР. XIV-XVI вв. Вып. 2 (вторая пол.). Ч. 1. С. 239-241.

Д. Ф. Полознев, И. А. Шалина

Ссылки по теме
Форумы