Память святой великомученицы Екатерины

7 декабря Христова Церковь празднует память святой великомученицы Екатерины Александрийской

Св. велмц. Екатерина. Современная икона


Святая великомученица Екатерина

Статья из т. XVIII «Православной Энциклопедии», Москва. 2008 г.

Екатерина  († 305), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб., пам. греч., пам. зап. 25 нояб.), одна из самых почитаемых святых в христ. мире. Сохранилось неск. Мученичеств Е.: 3 анонимных (BHG, N 30a-31b, 32a), Мученичество BHG, N 30, в рукописи приписано некоему Афанасию (Анастасию), называющему себя стенографом и слугой Е., и Мученичество, составленное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 32). Кроме того, сохранились Похвальное слово Е. Анастасия Протасикрита (BHG, N 32b) и перевод Мученичества на араб. язык (BHO, N 26). Е. род. в Александрии Египетской и принадлежала к царскому роду (была дочерью некоего имп. Константина, в ранних источниках не указано, какими землями он правил). Она отличалась редкой красотой и врожденной способностью к наукам: к 18 годам изучила риторику, философию, медицину, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков и знала 72 языка. В 305 г. имп. Максенций (или Максимин) разослал приказ всем жителям окрестных земель собраться в Александрии для жертвоприношения языческим богам. В город стали стекаться люди, к-рые вели быков или несли птиц для жертвоприношений. Е., видя бесчинства, происходящие на празднестве, пришла во дворец, чтобы убедить императора в ложности языческой веры. Царь был поражен ее красотой и, будучи сам не готовым к спору с ученой девой, созвал 50 искуснейших мудрецов-риторов, чтобы те убедили ее отречься от христианства. Перед диспутом, на к-рый собралось множество народа, Е. явился арх. Михаил, ободривший святую. В долгом споре дева сумела победить риторов, доказав им ничтожество языческих богов. Когда разгневанный император потребовал опровергнуть доводы Е., все философы ответили, что не имеют аргументов против истины. После поражения в споре риторы были приговорены императором к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианство. Их останки были найдены нетронутыми огнем, при виде этого чуда многие уверовали во Христа.

Вскоре Е. снова предстала перед императором и, отказавшись принести жертву языческим богам, была арестована и осуждена на пытки. Имп. Августа, жена Максенция, узнав о мудрости и добродетелях Е., пожелала взглянуть на нее. Вместе с военачальником (стратилатом) Порфирием и отрядом из 200 солдат императрица ночью пришла к темнице, где находилась Е. Побеседовав с ней при свете сияния, исходящего от лица святой, они тоже уверовали во Христа.

Е. пробыла в заточении 12 дней. Все это время голубь приносил ей пищу, на 12-й день явился Сам Христос в окружении ангелов. Видя тщетность попыток убедить святую изменить веру, Максенций по совету придворного приказал построить необычное орудие пыток, состоящее из 4 колес с острыми гвоздями. Но когда через 3 дня орудие было готово и Е. привязали к колесу, чтобы начать пытку, механизм чудесным образом разрушился, а колеса раскатились во все стороны, покалечив многих из собравшихся посмотреть на казнь. Нек-рые из присутствовавших при этом чуде уверовали во Христа. Разгневанный Максенций приказал придать Е. жестоким истязаниям. Имп. Августа пыталась вступиться за святую и образумить мужа, но император приказал пытать и ее, отрезать груди, а потом казнить. В тот же день казнили и военачальника Порфирия с отрядом (пам. императрицы и воинов - 24 нояб.).

Е. приговорили к усечению мечом и казнили на следующий день. Многочисленная толпа скорбящих сопровождала ее на место казни. Е., видя стольких сопереживающих ей людей, обратилась к Господу с молитвой, чтобы тело ее не осталось на земле и чтобы всем, кто будет помнить и почитать ее, были дарованы земные блага, прощение грехов и упокоение после кончины. Когда Е. отрубили голову, из раны вместо крови потекло молоко, спустившиеся с неба 4 ангела перенесли ее тело на гору Синай.

Мощи святой, по преданию, были обретены в ок. 800 г. у подножия горы Хорив (по др. версии, на самой вершине Синайских гор, к-рая сейчас носит имя святой) и перенесены в Синайскую обитель (впосл. Екатерины вмц. мон-рь на Синае), к-рая на протяжении мн. столетий являлась главным центром распространения почитания этой святой по всему христ. миру.

Впосл. легенда о Е. претерпела изменения. Согласно историку Этьену де Лузиньяну (XVI в.), Е. якобы была дочерью кипрского царя Консты, в честь к-рого Саламин был переименован в Констанцию (название городу было дано в честь имп. Констанция II). Рим. император назначил Консту правителем Египта, поэтому Е. выросла в Александрии. После смерти отца она вернулась на Кипр, где правил ее дядя. Узнав, что она христианка, он заточил ее в темницу сначала близ Саламина и затем в Пафосе, а потом отослал в Александрию к Максенцию, к-рый предал ее мученической смерти. Др. версия кипрского предания о Е. (о ссылке кипрского царя Консты в Александрию и о мученичестве Е. по приказу Максимина) изложена в «Хронологической истории острова Кипр» архим. Киприана. Наиболее раннее упоминание о почитаемой верующими темнице Е. близ Саламина относится к XIV в. Установлено, что эта темница представляет собой гробницу кон. VIII - нач. VII в. до Р. Х. (Karageorghis V. The Cyprus ancient Monuments. Nicosia, 1989. P. 61-62). Впрочем, древняя гробница могла впосл. использоваться как тюрьма.

Первые сведения о жизни и почитании святой относятся к довольно позднему времени. Согласно Ж. Вито, в основе всех сохранившихся текстов лежало Мученичество, составленное на греч. языке в VI-VII вв. Самым древним свидетельством почитания Е. до недавнего времени считалось ее упоминание в Житии прп. Павла Латрского (X в.). Однако был найден мюнхенский манускрипт (Clm. 4554. VIII-IX вв.), содержащий лат. вариант Мученичества Е. К VIII-IX вв. относятся также 2 фрески с изображением святой: одна находится в Риме, другая - в Неаполе.

Среди ученых историческая достоверность существования Е. вызывает множество споров. Нек-рые полагают, что ее образ восходит к анонимной христианке, о к-рой церковный историк IV в. Евсевий, еп. Кесарии Палестинской, сообщает сведения, во многом схожие с Мученичеством Е.: девушка отличалась красотой, мудростью, была блестяще образованна, героически выдержала все истязания, к к-рым была приговорена по приказу Максенция (Euseb. Hist. eccl. VIII, XIV 15). Однако, согласно Евсевию, эта дева, к-рую Руфин в лат. переводе «Церковной истории» именует Доротеей, не была казнена; император ограничился ее ссылкой и лишением имущества. Ц. Бароний предполагает, что, возможно, святая вернулась из ссылки и в скором времени приняла мученическую смерть в Александрии, а имя Доротея было именем святой до обращения в христианство, при крещении она получила имя Екатерина, к-рое, согласно самой распространенной интерпретации, в переводе с греческого означает «всегда чистая».

По др. версии, образ Е. восходит к Ипатии - женщине-философу, убитой разъяренной толпой в результате внутрицерковных распрей (415). Она тоже была родом из Александрии Египетской, славилась мудростью и образованностью, обладала глубокими знаниями философии, риторики, математики и астрономии (Socr. Schol. Hist. eccl. VI 15).


Св. велмц. Екатерина. Синай XII в.


Неясными остаются обстоятельства обращения Е. в христианство. В древнейших редакциях ее Жития нет подробного описания принятия Е. христ. веры. Ставший впосл. очень распространенным сюжет «мистической свадьбы» впервые появляется, видимо, в 1438 г. в англ. переводе Мученичества Е., т. к. именно с этого времени сюжет «свадьбы» возникает в живописи. Согласно легенде, знатную девицу редкой красоты и мудрости Е. родственники принуждали к замужеству, чтобы у нее была возможность передать по наследству царский титул и огромное денежное состояние. Е. поставила условие: ее жених должен быть равен ей, во-первых, по знатности происхождения, во-вторых, по богатству, в-третьих, по красоте, в-четвертых, по образованности и мудрости. Тогда мать Е., тайная христианка, отвела ее к некоему подвижнику, к-рый сказал, что знает Человека, не просто равного, а превосходящего Е. по всем 4 критериям. Когда Е. просила назвать Его имя, думая, что речь идет о каком-то земном правителе, старец дал ей икону Пресв. Богородицы с Младенцем и велел молиться перед ней. Во время молитвы Е. явилась Дева Мария с Младенцем на руках. Младенец отвернулся и не хотел даже взглянуть на девушку, но сказал, что, если дева хочет увидеть своего Жениха, должна принять наставления старца, давшего икону. Е. немедленно отправилась к подвижнику, и тот научил ее христ. вере и крестил. После принятия крещения Е. снова явилась Богородица с Младенцем, Который надел ей на палец обручальный перстень. С тех пор Е. до мученической кончины проводила все время в молитвах и благочестивых занятиях.

Помимо мон-ря на Синае частицы мощей Е. находятся в греч. храмах и мон-рях: зуб хранится в мон-ре Живоносного Источника на о-ве Андрос, частицы мощей - в афинских храмах во имя Е. на Плаке (XI-XII вв.) и во имя свт. Николая Чудотворца в р-не Като-Патисия, а также в мон-рях Хиландар, вмц. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники, Зербица близ Спарты, Апаносифи на о-ве Крит и св. Георгия в Малесине, ном Фтиотда (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // OrChr. 1970. Vol. 54. P. 154). Чтимая икона великомученицы находится в ц. во имя Е. в Фессалонике (постройка датируется от 1280 до 2-й четв. XIV в.).

В Армянской Церкви память Е. празднуется 27 марта.

Источники: BHG, 30-32b; SynCP. Col. 253-258; PG. 116. Col. 276-301 [Мученичество Е. Симеона Метафраста]; PG. 117. Col. 179 [Минологий Василия II];

Литература: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 482-483; Varnhagen H. Zur Geschichte der Legenden der Katharina von Alexandrien. Erlangen, 1891; Viteau J. Passions des saints Écaterine et Pierre d'Alexandrie, Barbara et Anysia. P., 1897; Bronzini G. B. La leggenda di s. Caterina d'Alessandria: Passioni greche e latine // MRAL. Ser. 8. 1960. Vol. 9/2. P. 258-416; Bardy G. Catherine D'Alexandrie // DHGE. Vol. 11. Col. 1503-1505; Balboni D., Bronzini G. B. Caterina di Alessandria // BiblSS. Vol. 3. Col. 954-978; Giamberardini G. St. Caterina di Alessandria. Jerusalem, 1978.; Walsh C. The Cult of St. Katherine of Alexandria in Early Medieval Europe. Aldershot; Burlington, 2007.

М. А. Беломестных

Почитание Е. на Западе. Лат. лит. традиция, посвященная Е., гораздо шире и разнообразней греческой. Существует неск. лат. Мученичеств (BHL, N 1657-1666, 1673-1678), а также агиографические произведения др. жанров: «Рождение вмц. Екатерины» (BHL, N 1668), «Обращение вмц. Екатерины» (BHL, N 1669-1672), Сказание о перенесении мощей (BHL, N 1679) и многочисленные «Чудеса вмц. Екатерины», в основном происходившие с паломниками в Синайском мон-ре (BHL, N 1680-1700).

Вероятно, самым ранним свидетельством является изображение Е. с надписью имени святой в катакомбах Сан-Дженарро в Неаполе (Achelis. p. 28). Поскольку Е. не упоминается в Неаполитанском (мраморном) календаре (между 750 и 763), фреска может быть датирована IX-X вв. В Риме свидетельства почитания Е. датируются кон. X в. Большинство из них - фрески катакомб и церквей, трудно поддающиеся датировке: в базилике Сан-Лоренцо (фреска XII в.), в катакомбах Кириаки (вместе с Богородицей и св. Кириакой, IX и XI вв. ?), в ц. Сан-Себастьяно аль Палатино фреска является частью оригинальной росписи храма (вероятно, кон. X в.). Этот мон-рь имел прочные связи с бенедиктинским мон-рем Монте-Кассино (Юж. Италия), к-рый являлся одним из важнейших мест распространения культа в Зап. Европе. Аббат мон-ря Монте-Кассино Иоанн (998-1010) провел на Синае 6 лет (нач. 990-х гг.), откуда, видимо, привез текст Мученичества святой. Монах мон-ря Монте-Кассино Альфан, побывавший в К-поле в 1062 г., посвятил Е. 3 гимна (PL. 147. Col. 1240-1241), к-рые свидетельствуют о хорошем знании автором текста Мученичества Е.

Во Франции центром почитания Е. было бенедиктинское аббатство Ла-Трините-о-Мон (близ Руана), куда между 1033 и 1059 гг. из Синайского мон-ря неким монахом была привезена часть мощей великомученицы. В XI в. крестоносцами был основан рыцарский орден Е. при храме на горе Синай. Благодаря крестоносцам в XII в. значительно увеличилось количество паломников из Зап. Европы на Св. Землю, в т. ч. на Синай. Известно, что в 60-х гг. XII в. Синай посетил Филипп де Мийи, впосл. Великий магистр ордена тамплиеров (1169-1170). Он подробно описал свое путешествие в письме (1169) к поэту Маврикию де Краону, и передал ему частицу мощей Е., к-рую тот позже подарил франц. мон-рю (Broussillon B., de. La maison de Craon 1050-1480: Étude hist. accompagnйe du Cartulaire de Craon. P., 1893. Vol. 1. P. 101).

С 1571 г. в Польше действует жен. монашеская конгрегация св. Е. (резиденция - в аббатстве Гроттаферрата, близ Рима). Е. почитается и в др. странах Зап. Европы как покровительница учащегося юношества, богословов и философов, а также Парижского ун-та.

Ист.: BHL, N 1657-1700; MartRom. P. 543-544.

Лит.: Achelis H. Die Katakomben von Neapel. Lpz., 1936; Weigand E. Zu den altesten abendlдndischen Darstellungen der Jungfrau und Mдrtyrin Katherina von Alezandria // Ed. T. Klauser, A. Rucker, Pisciculi: Studien zur Religion und Kultur des Altertums. Mьnster, 1939. P. 279-290; Lentini А., Avagliano F. I Carmi di Alfano I Arcivescovo di Salerno. Montecassino, 1974 (Miscellanea Cassinese; 38); Martina Sет общего согласния в их датировке (фресок).му обряду.ь помещены жная Италия и немецко-говорящие земли._______________________. La Basilica Patriarcale di San Lorenzo fuori le mura. R., 1997; КатЭ. Т. 1. С. 1795-1798.

О. С. Гринченко

Почитание у южных славян и в России. Применительно к эпохе средневековья достаточно трудно выделить определенные периоды и районы особого почитания Е. Пространное Мученичество Е. переведено в составе дометафрастовских Миней Четьих (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 508; о версиях текста см.: Hannick. Maximos Holobolos. S. 147. N 109; изд. в составе ВМЧ) в Болгарии в X в. или для Руси в XII в. (по мнению Д. Е. Афиногенова), краткие Мученичества Е. входят в Прологи, служба помещена в годовом комплекте Миней служебных (древнейший список в составе новгородской Минеи на нояб. 1097 г.- РГАДА. Ф. 381. № 91; изд. И. В. Ягичем). Служба ей не встречается в доиерусалимских Минеях Праздничных. Метафрастова редакция Мученичества Е. была переведена в посл. трети XVI в. в кружке А. М. Курбского (Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный. М., 1998. С. 184, 308). Неясны время и обстоятельства возникновения перевода в составе рукописи РГБ. Унд. 251 (нач.: «Сия приснопамятная бяше от прехвальнаго великаго града Александрии...» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 508. Примеч. 24). Перевод Мученичества Е. на «просту мову» (нач.: «Максентий незбожный седячы на панстве Римском...») содержится в Минее Четьей, переписанной в 1669 г. в Кутеинском Успенском мон-ре под Оршей (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. № 82. Л. 176-181 об., см.: Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной б-ки, церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. 131, 136). Имя Е. не содержится в числе имен св. жен в старослав. молитве против диавола (см.: Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002. С. 77), не исключено, впрочем, что это дефект единственного сохранившегося списка (о неисправности текста в целом см.: Там же. С. 9-13), но читается в составе молитвы Св. Троице, датируемой XI в. и созданной, по наиболее убедительному предположению, в Сазавском мон-ре в Чехии (Konzal V. Otazniky kolem cirkevneslovanske Modlitby k sv. Trojici a ceskych vlivu na literaturu Kyjevske Rusi // Palaeoslovenica: Pamatce J. Kurze (1901-1972). Praha, 1991. S. 8-23).

Об истории почитания Е. в Болгарии и Сербии сохранилось очень мало сведений. Ее имя не входит в царский ономастикон, возможно, потому что воспринималось прежде всего как монашеское, а в Сербии отчасти и как «латинское» (из-за широкого распространения в Италии и католич. Далмации). Едва ли случайно, что в ономастической части словаря Дж. Даничича, основанного в первую очередь на документальных источниках, все примеры имени происходят из Боснии, в культурном отношении тесно связанной с Венгрией, Италией и Далмацией (см.: Даничиž Ђ. Рjечник из кньижевних старина српских. Београд, 1863, 1975p. T. 1. С. 442-443).

Сходная ситуация наблюдается на Руси по крайней мере до XV в. В домонг. время известен только 1 случай наречения именем Е. в княжеской семье дочери вел. кн. Всеволода Ярославича (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283). С XV в. (очевидно, во 2-й пол.) наблюдается достаточно широкое распространение изображений Е. в рус. иконописи, в т. ч. житийной (см. в разд. «Иконография»). Только в XVII в. имя входит в царский ономастикон - его носит родившаяся в 1658 г. дочь царя Алексея Михайловича. С этим связан новый перевод Мученичества Е., выполненный иером. Арсением Греком и опубликованный в 1660 г. в составе Анфологиона, а также упоминание Е. (наряду с носящей ее имя царевной) в эпиграмматическом цикле «Еленхос», написанном в 1675 г. иером. Епифанием (Славинецким) (см.: Сазонова Л. И. Литературная культура России: Раннее Новое время. М., 2006. С. 221, 405, 430, 463, 468, 757). На месте явления царю во сне Е., возвестившей о рождении дочери, в 1660 г. был основан Екатерининский мон-рь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска (Зверинский. Т. 2. № 792). Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII-XIX вв. и несомненно связан с тем, что его носили 2 императрицы.

В России посвящения Е. мон-рей сравнительно редки и известны не ранее XVI в. Посвящения Е. церквей (в основном придельных) до XVIII в. были только в больших городах. В Новгороде ц. во имя Е. на Торгу («на Козьей бородке») перечислена среди деревянных церквей, сгоревших в 1310 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 93, 334), позднее (по крайней мере с рубежа XIV и XV вв.) она фигурирует как каменный придел ц. Успения на Торгу (ПСРЛ. Т. 11. С. 172). Приделы во имя Е. известны в Новгороде также при храмах Косьмы и Дамиана на Козмодемьянской и Холопьей улицах (Роспись новгородских церквей 1615 г. // Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 2. С. 284. (Памятники отеч. истории; Вып. 3)). В псковском мон-ре Пятницы в Бродах в 1534 г. была освящена каменная ц. прп. Параскевы с приделом во имя Е. (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 106). В Москве ц. Е. на Ордынке упоминается в «Новом летописце» в связи с освобождением Вторым ополчением Москвы от поляков в окт. 1612 г. (ПСРЛ. Т. 14. С. 125). Придел во имя Е. существовал в кремлевской ц. Рождества Богородицы, «что на сенях у царицы (упом. с 1613 - Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг // Сакральная топография средневек. города М., 1998. С. 154). Е. была посвящена также походная церковь, сопровождавшая рус. войско во время победоносного похода на Казань в 1552 г. (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 205; Ч. 2. С. 500). В Твери ц. во имя Е. (каменная с 1781) находилась в Затверецком посаде (Комаров Б. Чертеж города Твери до перепланировки XVIII в. // Архит. наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 153, 155).

Частицы мощей Е. содержались в 2 реликвариях из Благовещенского собора Московского Кремля - наперсном кресте-мощевике (ГММК, инв. МР-3671) 1470-х (?) гг. (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Московском Кремле. М., 2003. С. 266-268; кат. 94) и в резной иконе-складне «Похвала Богоматери» с избранными святыми на обороте (ГОП. Инв. 236БЛ) 3-я четв. (?) XV в. (Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV - 1-й четв. XVI в. М., 1971. С. 58-59, № 40). Появление частиц мощей и распространение почитания Е. в Москве в это время исследователи связывают с приездом на Русь Софии Палеолог.

Е. упоминает патриарх Александрийский Иоаким I в послании к царю Иоанну Грозному по случаю похода рус. войск на Казань (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 669).

А. А. Турилов

Форумы