Иконография свт. Димитрия Ростовского


Свт. Димитрий Ростовский


Фрагмент статьи из т. XV «Православной Энциклопедии», Москва. 2007 г.

Иконописная традиция изображения Димитрия сформировалась на основе портретов святителя и их живописных повторений, многие из которых были созданы после его канонизации (иконы-портреты). В ряду изображений др. святых, прославленных в Новое время, иконография Димитрия выделяется богатством и многообразием изводов, получивших распространение в разных видах искусства. Благодаря влиянию портретного жанра и соответствующей атрибутике в иконах Димитрия ярко выражен образ церковного ученого, автора богословских сочинений.

Очевидно, при жизни Димитрия был создан портрет-парсуна нач. XVIII в. (?) из архиерейского дома в Ростове, который в 1884 г. из Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря передан в Ростовский музей церковных древностей (в 1934 поступил в Ивановский обл. музей, с 1966 в собр. МПИ — Братчикова. 1993. С. 436–440). Святитель представлен по пояс, вполоборота влево, в саккосе, омофоре и митре с опушкой, с благословляющей именословно десницей и высоким жезлом без сулока в левой руке, на груди — крест и панагия с образом Спаса Нерукотворного, вверху надпись: «Персона преосв[я]щеннаго Димитрiа / митрополита Ростовскаго и Ярославскаго». Лик святого сохраняет характерные портретные особенности, в фигуре заметна сутулость, что соответствует описаниям его внешности в последние годы жизни: «Сам святитель в это время был белокурый с проседью, худенький человек небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в шерстяной ряске любимого темнозеленого цвета» (Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709). СПб., 1891. С. 355. (ЗИФФ; 24)). Портрет-«персона» Димитрия был воспроизведен в черно-белом варианте в изданиях кон. XIX в. (Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890. С. XI), тогда же появились иконы, повторяющие его иконографию и детали облачения (образ кон. XIX — нач. XX в. на золотом фоне, с частицей мощей святого, из Преображенского собора Нововалаамского монастыря в Финляндии).

Сохранились упоминания о др. ранних портретах Димитрия на холсте, в частности нач. XVIII в. из ц. Благовещения Богородицы Александро-Невской лавры (работа лаврского иером. Ионы?) — святитель был представлен в келье, вверху «5 купидонов с книгами в руках», у одного свиток с виршами: «Жизнь святых пространна...» (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696; фотография фрагмента портрета — Лушев А. М. Ист. альбом портретов известных лиц XVI–XVIII вв. СПб., 1870. С. 9; гравюра работы Л. А. Серякова с портрета: Полевой П. Н. История рус. лит-ры в очерках и биографиях (862–1852). СПб., 1872. С. VIII, 187). Некоторые из них впосл. были переданы в храмы и почитались в качестве икон, напр. портрет, подаренный самим Димитрием тамбовскому помещику К. Ф. Ушакову, «обращен в образ и поставлен в церкви села Нестерова Елатомского уезда» (копия с него хранилась в собр. М. П. Погодина в Москве: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 239), а дар святителя П. И. Никитину вложен в ц. во имя св. блж. Николая Кочанова в Новгороде (РНБ. Тит. № 2647. Л. 172–172 об.). Прижизненный портрет Димитрия (его подарок «некоему Брылкину») находился в приделе во имя Димитрия церкви прп. Симеона Столпника на Поварской ул. в Москве (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696, назван «иконой-портретом»).

Еще одно прижизненное изображение Димитрия было передано из Киева духовнику императрицы прот. Ф. Я. Дубянскому, с него написана копия (РГАДА. Ф. 18. Оп. 1. № 116). На портрете из Троицкой ц. Кирилловского монастыря в Киеве («простой живописи, на холсте, во весь рост») Димитрий был представлен в архиерейской мантии и клобуке, рядом икона Божией Матери, присланная в монастырь самим святителем, и портрет его отца (Круминг А. А. Иконы, принадлежавшие св. Димитрию Ростовскому // Филевские чтения / ЦМиАР. М., 2003. Вып. 10. С. 387–388). Один из портретов на холсте был создан переписчиком трудов Димитрия «бельцом» С. Яковлевым (в 1886 хранился в Ростовском музее церковных древностей).

Живописный портрет-икона Димитрия (ЦАК МДА) — поясное изображение вполоборота влево, в архиерейской мантии и белом клобуке с крестом, с панагией на груди, благословляющей десницей и жезлом в левой руке, черты лица в точности совпадают с указанной «персоной»,— по преданию, сообщенному дарителем С. П. Фортинским, хранился в семье Шереметевых, потом в ц. прп. Симеона Столпника на Поварской ул. Однако первоначальная живопись, по мнению специалистов, датируется не ранее посл. трети XVIII в., в нач. XIX в. портрет был поновлен (см.: Духовные светочи России. С. 32). Неск. живописных изображений на холсте 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ — из Китаевской пуст. в Киеве?, ГМЗРК, ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) того же извода, с немного иной, «смягченной» портретной характеристикой, восходят, несомненно, к одному образцу. На них, как правило, есть нимб и надпись, в левом верхнем углу помещен келейный образ Димитрия — Ватопедская икона Божией Матери, ставшая важным дополнением его иконографии.

Принадлежавший святителю Ватопедский образ Божией Матери, созданный рус. мастером в сер.— 2-й пол. XVI в., был помещен возле гроба Димитрия после его кончины (с 1997 находится возле раки святого в ц. свт. Иакова Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, см.: Вахрина В. И. Келейная икона свт. Димитрия Ростовского «Богоматерь Ватопедская» // ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 104–114). Иконография келейного образа достаточно точно воспроизводилась на живописных списках портретов и на иконах Димитрия (иногда — в «зеркальном» варианте), но, как правило, без учета колористических особенностей оригинала, написанного на зеленом фоне (возможно, потому что икона была закрыта жемчужной ризой с драгоценными камнями — вкладом А. А. Орловой-Чесменской).

Наиболее ранние датированные иконы Димитрия представляют его в мантии и клобуке, что подтверждает наличие портретов-образцов этого извода. Небольшой по размерам образ из собр. П. И. Щукина (ГИМ), согласно надписи на обороте, 1 мая 1757 г. (вскоре после канонизации Димитрия) был послан из Москвы кн. И. Трубецким «во благословение» сыну Николаю. Святитель представлен в рост, в интерьере с иконой Спасителя и стоящим на столе Распятием Христовым, раскрытой книгой и четками. Несмотря на иконописную технику исполнения и наличие нимба, надпись гласит: «Изображение преосвященаго Димитрия Рос», т. е. произведение относится ко времени разработки иконографиии нового чудотворца. К первым паломническим иконкам этого типа, предназначавшимся для именитых гостей, принадлежит и маленький образ «на кипарисной доске» кон. 50-х гг. XVIII в. в серебряном золоченом окладе работы придворного мастера М. Ш. Дюбюлона (ГЭ), происходящий из Большого собора Зимнего дворца в С.-Петербурге.

В период формирования канона изображения Димитрия создана икона 1759 г. работы В. Н. Вощина из ц. свт. Николая Чудотворца с. Сидоровского Костромской обл. (КГОХМ, см.: Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII–XIX вв. М., 2004. С. 594. Кат. 229. Ил. 354). Фигура святителя в малом архиерейском облачении (в клобуке, мантии и розовом омофоре) помещена в интерьере с пространственной глубиной, обращена вправо, на столе те же атрибуты — Распятие, книга, четки, свеча. Такой тип одения Димитрия практически не встречается на иконах, за редким исключением — напр. образ посл. трети XVIII в. (частное собр.) на условном темном фоне с Ватопедской иконой Богородицы в перспективном ракурсе и рядом книг за плечом святого.

Поясной образ Димитрия в мантии и клобуке, в молении Иисуса Христу в облаках, вырезан на водосвятной чаше 1759 г., изготовленной на московской фабрике В. М. Кункина (ГМЗРК, см.: Федорова. 1991. С. 55. Рис. 4). Д. А. Ровинский выделил группу гравюр с изображением Димитрия в келье в «домашнем одеянии», куда включены 3 эстампа 3-й четв. XVIII в. данного извода в технике черной манеры, исполненные на московской фабрике М. Артемьева, один с датой 1760 г. (РНБ). Поколенная гравюра 3-й четв. XVIII в. Ф. Лебедева (РНБ, ЦАК МДА) по типу изображения и деталям облачения близка портрету еп. Гедеона (Криновского), созданному П. Дружининым на той же фабрике Артемьева (ГИМ, см.: История РЦ. Кн. 8. Ч. 2. С. 29), однако облик Димитрия индивидуализирован, дополнен нимбом, композиция включает также архиерейский герб, Распятие на столе, адресованные святому вирши. Уже в кон. XIX в. этот лист считался редким (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 585).

Неск. икон 2-й пол. XVIII в. (2 в ЦМиАР, частные собр.) повторяют тип поясных живописных портретов (как из ЦАК МДА), с использованием конкретных деталей — навершие жезла в виде посоха, панагия или наперсный крест (при освидетельствовании мощей на шее святого обнаружен «крест святый медный позлащенный»). В 1759 г. написана икона из придела во имя Димитрия ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке (храмовый образ из иконостаса придела во имя Димитрия, в рост,— с прописями кон. XIX в.), в 1760 г. Яковом Соколовым икона в сканном окладе, с употреблением слова «новоявленный» в подписи (СПГИАХМЗ). Впосл. этот извод продолжал существовать, хотя и не получил большого распространения — образ кон. XVIII в., принадлежавший А. Я. Жмакину, затем в собр. ЦАМ СПбДА (Покровский Н. В. Церковно-археол. музей СПбДА: 1879–1909. СПб., 1909. С. 129), икона нач. XIX в. (собор Богоявления Господня в Елохове, Москва), иконный образец В. Ф. Архиповского (см.: Архиповские) 20-х гг. XIX в. (ГИМ), икона 40-х гг. XIX в. (ОМИИ), эстамп 1857 г., изданный И. Покровским (ЦАК МДА),— Димитрий в рост, в рамке со Святой Троицей Новозаветной, ангелами и архиерейскими атрибутами. На иконе 1765 г. (Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2003. № 3/4 (6). С. 58) первоначальное облачение — архиерейская мантия, дополнено на окладе митрой (вероятно, по желанию заказчика).

Келейное одеяние святого (ряса и клобук) использовано в одном из сюжетных изображений — Димитрий с пером в руке за письменным столом во время работы над агиографическим сводом, как на уникальном образе нач. XIX в. (ГМЗРК), где изображены 2 иконы Божией Матери — Ватопедская и Боголюбская с Ростовскими чудотворцами (последней святитель был встречен по прибытии на кафедру). К этому кругу памятников относится гравюра 3-й четв. XVIII в. (РНБ), включающая текст «Духовного завещания» Димитрия (занимает основную часть листа, почти дословно совпадает с текстом грамоты 1707 г.), его начальная строка воспроизведена и в книге на изображении. На акварельном рисунке в рукописи «Келейного летописца» кон. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. F. 4. Л. 1 об.) фигура в зеленой рясе и клобуке, с нимбом заключена в овал на постаменте, вверху те же Богородичные иконы, текст в книге — эпиграф из «Келейного летописца».

Наиболее распространенный извод на живописных иконах-портретах и традиц. иконах Димитрия — парадное изображение в богослужебном облачении, саккосе, омофоре и митре, с наперстным крестом и панагией (в таком одеянии «гвоздичного цвета» с желтой палицей, в митре с горностаевой опушкой святитель был погребен, в ногах положен орлец, см., напр.: Голубинский. Канонизация святых. С. 307, 481.). Существуют 2 варианта репрезентативных живописных изображений Димитрия, восходящих к ранним оригиналам (очевидно, не сохр.). На некрых портретах сер.— 2-й пол. XVIII в. большого размера (НКПИКЗ, НХМУ, ГТГ — с текстом в книге «Розыск о раскольнической брынской вере») святитель показан в рост, вполоборота вправо, в интерьере с окном, гербом, на столе Распятие и др. атрибуты. Указание на прототип можно обнаружить на резцовой гравюре Димитрия 1825 г., напечатанной в Киево-Печерской лавре (выделена Ровинским в отдельный тип; оттиски на шелке — ЦАК МДА, ГМЗРК) с подписью: «Изображенiе... снятое с давняго портрета Его находящагося в церкви бывшаго Кириловскаго монастыря». Особенностью иконографии является крест в левой руке святителя и жезл в его деснице (возможно, результат «зеркальной» передачи оригинала), и необычная форма митры. Вместе с тем иконы Димитрия, смотрящего вправо, встречаются редко, одно из исключений — образ 2-й пол. XVIII в. (ГМИР) с гербом и большим пространством интерьера, куда введен иконописный сюжет — облако с восседающим Спасителем и слетающим голубем (Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 370–373. Ил. 167, [12]).

Др. вариант — с левым поворотом фигуры — представлен на неск. ростовых или поколенных иконах-портретах Димитрия сер.— 2-й пол. XVIII в. (ГМЗРК — из Димитриевского духовного училища, НХМУ — из военного Никольского собора в Киеве, Введенский собор Оптиной пуст.) с нимбом и гербом, с похожей орнаментикой облачений, на омофоре изображены Воскресение Христово, Успение Богородицы (главный престольный праздник Ростовской митрополии) и местная Ростовская икона Божией Матери жжж Святитель стоит возле стола с книгами, поименованы все сочинения святого (в т. ч. написанные в Ростове), текст в раскрытой книге содержит, как правило, эпиграф из «Келейного летописца» (Пс 76. 6). По мнению П. А. Белецкого, в основе подобных изображений — гравюра на меди свящ. Г. К. Левицкого (Национальная б-ка в Варшаве), работавшего в Киеве (Белецкий. 1981. С. 122–124). Однако, несомненно, создатель портрета-образца был хорошо осведомлен о ростовских реалиях жизни святителя. Иначе решены орнаменты одеяния на полотне XVIII в., поступившем в собрание ЦАМ КДА, по-видимому, из митрополичьего дома при соборе Св. Софии в Киеве (НХМУ, см.: Каталог збережених пам'яток Київського ЦАМ: 1872-1922 рр./ НКПИКЗ. К., 2002. С. 45-46, 157. Кат. 102).

Гравированное изображение Димитрия 3-й четв. XVIII в. в технике меццотинто (РНБ) в точности воспроизводит все детали подобных портретов (вплоть до композиций на омофоре и образа Божией Матери «Знамение» на панагии, кроме окна-«ведуты»), внизу вирши: «Первосвященникъ се! Святыи изображенъ, что Духомъ Божiим из-млада вдохновенъ...» Более 10 гравюр относятся к этому типу, в т. ч. в овалах: выполненная пунктиром гравером И. Розоновым ок. 1786 г. (ГИМ), резцовая гравюра нач. XIX в. (без подписи, РГБ), куда введен иконный элемент — луч света, падающий на лицо святителя; работы К. Милославского, Г. Т. Харитонова, А. Афанасьева и др. (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 698–699).

Немало икон 2-й пол. XVIII — нач. XX в. являются близкими аналогиями икон-портретов данного извода, причем повторяют не только рисунок, но и колорит облачений и атрибутов. Сравнительно небольшой образ кон. XVIII — нач. XIX в. (НКПИКЗ) с гербом и виршами прот. Ф. Я. Дубянского (были написаны на портрете из Спасо-Яковлевского монастыря, см.: Круминг А. А. Сб. произведений св. Димитрия Ростовского: «Рукопись Ростовского музея № 828» // ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 69–91) отличается от полотен только тем, что создан на доске и дополнен накладной серебряной митрой. Некоторые иконы даже упрощенного письма (нач. XIX в., частное собр.) сохраняют цветовой ритм книг на столе, узор покрывала, орнаменты облачений — значит, живописные списки были распространены и известны иконописцам. Ростовые, поколенные и поясные типы изображений отмечены острой портретной характеристикой Димитрия, вниманием художников к реликвиям, запечатленным на портретах и обнаруженным на мощах (икона кон. XVIII — нач. XIX в. из частного собр.).

Др. иконы представляют творческие варианты. Так, кинешемский мастер А. Турунтаев в иконе 1768 г. (частное собр.) использовал иконографию и праздничный колорит портретов, по-своему трактуя детали: Ватопедскую икону Божией Матери поддерживают ангелы, Евангелие открыто на «святительском» чтении, орлец выходит на иконное поле, по-другому решены орнаменты на тканях. Иные цвета облачений святого (зеленый омофор) встречаются на иконах кон. XVIII в. (НКПИКЗ, частное собр.), на образе в чеканном окладе 1777 г. работы С. Петрова (СПГИАХМЗ, с 1857 находился в усыпальнице под Успенским собором ТСЛ), на московской иконе 1781 г. (частное собр.). Фигура Димитрия на иконе с частицей мощей (2-я пол. XVIII в., Троицкий собор Ионовского монастыря в Киеве) отличается не только охристым цветом облачений, но и жестом правой руки с четками. Автор иконы кон. XVIII в. из Елецкого Успенского монастыря в Чернигове исключил все подробности интерьера, написав образ Иисуса Христа в облаках, а в книге на столе — тропарь святителю. На поясном образе 2-й пол. XVIII в. (РГИАХМЗ) Димитрий держит руку на Евангелии, раскрытом на словах Послания ап. Павла к Евреям (Евр 5. 4). В ростовских произведениях (настенный образ Димитрия в рост, на дереве, нач. XIX в., поновлен в 1875 г. А. Н. Бубновым, из храма свт. Димитрия Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря), в нач. XX в. особенно заметно стремление к точному воспроизведению ранних прототипов, украшенных элементами стиля «модерн» (поясная икона из Спасо-Яковлевского монастыря).

Известная икона-образец Димитрия в фигурной серебряной раме — дар имп. Екатерины II к св. мощам нового чудотворца — была написана в 1759 г. итальянским худож. П. А. Ротари (местонахождение неизв., сохр. фотографии раки с иконой, 20-х гг. XX в.: Мельник А. Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII — нач. XX в.: Осн. тенденции формирования // ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 465, 474. Ил. 12, 30). В том же году Яковом Васильевым образ был скопирован и переведен в резцовую гравюру (ГИМ, см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 384, 503). Оплечное изображение Димитрия вполоборота влево, в саккосе, омофоре и митре, с лучеобразным нимбом заключено в традиц. для гравированных портретов этого времени овал на постаменте, которого не было на оригинале. По классификации Ровинского, 6 гравюр относятся к «типу Ротари», в т. ч. 1763–1765 гг. работы Е. Г. Виноградова (оттиск кон. 80-х гг. XVIII в.— ЦАК МДА), свящ. Д. Пастухова, П. А. Антипьева, А. А. Осипова, И. Розонова (нач. XIX в., РГБ) — с аналогичным орнаментом облачений. Существовали живописные копии с образца, на холсте прямоугольного раз-мера (XIX в.?, ГМЗРК), иконы и эмалевые образки с близким типом изображения и трактовкой лица, где в отличие от гравюр дописаны руки (нач. XIX в., частное собр.). В Спасо-Яковлевском монастыре на создании копий специализировался живописец В. А. Птичников. Бытовали также литографии с погрудным образом Димитрия, напр. сер. XIX в., издание И. Х. Дациаро (Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287–288).

Более поздний по исполнению образ Димитрия на металле в академической живописной манере, созданный худож. В. К. Шебуевым по заказу графини А. А. Орловой-Чесменской в нач. XIX в. (ГМЗРК, первоначально считался работой В. Л. Боровиковского), почти не имеет живописных и графических повторений. Иключением является икона 1-й трети XIX в. (ГМЗРК), автор которой попытался усилить индивидуальные черты в образе Димитрия и добавил на столе Распятие вместо свечи как привычный атрибут его иконографии. Уже в 60-х гг. XIX в. были написаны «портреты» Димитрия для серий изображений выдающихся деятелей рус. гос-ва и Церкви в Румянцевском музее в Москве и конгрегационном зале КДА (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 229, 293). Почитание святителя выразилось также в распространении живописных списков и эстампов с портретов его «благочестивого родителя» Саввы Туптало (музеи Киева, ГМЗРК, литографии сер. XIX в. и 1871 г. в ЦАК МДА).

Вскоре после канонизации Димитрия появились его изображения в полном архиерейском облачении на фоне пейзажа, иногда с видом храма. На вологодской иконе 2-й пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) святой показан в открытом пространстве с горками, стоящим на церковном орлеце, обращен к Спасителю в облачном сегменте. Образ 2-й пол. XVIII в. (ЯХМ) представляет Димитрия с Евангелием в правой руке, в молении Ватопедской иконе Божией Матери, слева вдали — монастырский 5-главый собор Зачатия прав. Анны (Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII–XX вв. из собр. ЯХМ: Кат. выст. М., 2003. С. 56–57. Кат. 20). На иконе посл. трети XVIII в. из имения Петровское под Рыбинском (РГИАХМЗ) фронтальное изображение святого с благословляющей десницей и Евангелием, с условным видом церкви справа. Димитрий на фоне града Ростова с храмами и колокольнями — иконография эстампа 1850 г. мастерской А. Логинова (РГБ), разработана на основе более ранних вариантов (в подписи употреблено слово «новоявленный»). Известны иконы Димитрия с довольно точным воспроизведением архитектурного облика Спасо-Яковлевской обители (нач. XX в., ГМЗРК).

Особый извод составляют иконы и гравюры, где рядом с фигурой Димитрия помещена композиция обретения его мощей. Такие произведения, преимущественно ростовского, ярославского, московского происхождения, распространенные во 2-й пол. XVIII в. (ГТГ, ЯХМ,— см.: Кузнецова О. Б., Федорчук А. В. Иконы Ярославля XVI–XIX вв. ЯХМ: Кат. выст. М., 2002. С. 82-83. Кат. 40), включают вид Зачатьевского собора с мощами святителя в приделе (храм показан снаружи, придел с ракой изнутри) и группой богомольцев. Более иконописный вариант представлен на образе кон. XVIII в. из собр. А. А. Титова (ГМЗРК). На иконе посл. трети XVIII в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Пушкарях в Москве (ГМИР) изображен интерьер храма с пилястрами и сводами.

Образ кон. 50-х гг. XVIII в. (Самарский епархиальный церковно-исторический музей) выделяется правым поворотом фигуры Димитрия (в левой руке — раскрытая книга и жезл) и пространными сопроводительными текстами в картушах (тропарь, кондак, краткая биография святого, рассказ об обретении мощей). На иконе посл. четв. XVIII в. (ГМЗРК) показано явление святителя (в зеленой рясе, мантии и клобуке, в тексте на иконе — «в монашеском одеянии») сибир. жителю, мусульманину Стефану, который получил наставление принять крещение (чудо произошло 7 нояб. 1758). Подписной образ кон. XVIII в. иконописца Евфимия Денисова из Вязников (ГМЗК, из Симонова монастыря в Москве) содержит 3 житийных сюжета: преставление святого, обретение его мощей, Димитрия «труждашеся о сочинении книг житие святых», которые расположены в обратной последовательности.

Отдельные композиции обретения мощей Димитрия с фигурой склонившегося ко гробу архипастыря (сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский) представлены на рельефе 1799–1801 гг. И. Фохта на тимпане сев. портика храма во имя Димитрия в Спасо-Яковлевском монастыре, на вышитом оплечье фелони с живописными ликами кон. XVIII в. из монастырской ризницы (ГМЗРК). Такая икона нач. XIX в. (поновлена в 1870 А. Н. Бубновым) находилась на вост. грани юж. столпа в трапезной части Димитриевского собора (Буцких Е. В. Об интерьере Димитриевского храма Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // СРМ. 1991. Вып. 2. С. 34). Образцы финифти с этим сюжетом кон. XVIII — 1-й четв. XIX вв., возможно, являлись фрагментами некоторых циклов (ГЭ, ГМЗРК, МЗДК). Сохранилось редкое изображение погребения Димитрия посл. трети XVIII в. в технике гризайли (ГМЗРК, ср. картину с обретением мощей: Вахрина. 2002. С. 27). Картина погребения Димитрия в 1880 г. была передана П. И. Протасьевой в Спасо-Яковлевский монастырь (воспроизведена на эстампе кон. XIX в., ЦАК МДА). В 1890 г. в Ростовский музей церковных древностей А. И. Верре передал полотно с изображением серебряной раки Димитрия и стоящего у мощей старца иером. Амфилохия (Яковлева).

Первые гравированные листы с рассказом о Димитрии появились довольно рано, в Москве в 1760 г. «без апробации и позволения», когда Синод еще не «упорядочил чудеса» для издания, поэтому их продажа была запрещена (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 751; Ярославские ЕВ. 1893. № 29. С. 455–459). Сохранилось более 10 различных по иконографии гравюр с элементами стилистики барокко, которые использовались мастерами в качестве иконописных образцов. Скорее всего от портретов и гл. обр. гравюр в иконы перешла традиция помещения текстов с небольшой биографией нового чудотворца, датами обретения и открытия мощей, упоминанием имен царствующих особ, а также тропаря и кондака святому. На некоторых живописных иконах-портретах, финифтяных образках указан только год обретения мощей Димитрия (1752), а не прославления в лике святых. Редкая по сюжету гравюра «О брадах» 3-й четв. XVIII в. (РНБ) показывает беседу Димитрия со старообрядцами в 1705 г. в Ярославле (случай описан в «Розыске»), тоже с подробным комментарием.

Неск. гравированных листов 3-й четв. XVIII в. из собрания А. Олсуфьева (РНБ) посвящены рассказу о чудесах и исцелениях Димитрия после обретения его св. мощей. Так, в круглых клеймах одного эстампа представлено 37 чудес, на др.— 40 сюжетов, среди них 4 над средником относятся к Житию святого: рождение, крещение, пострижение в монахи и обретение мощей. Еще один лист с изображением Димитрия содержит текст о 30 чудесах без их иллюстраций (по-видимому, такие произведения использовались в качестве источника информации, своего рода житийной лит-ры). Тогда же появилась гравюра с 7 «типовыми» сюжетами Жития святого (РНБ): рождение, крещение, 4 хиротонии — монашеский постриг, поставление во иерея, архимандрита и епископа (читаются слева направо, снизу вверх, по принципу восхождения); как венец жизни Димитрия вверху помещена композиция его погребения (ошибочно изображены 2 архиерея).

Большая гравюра с 36 клеймами исцелений (РНБ), расположенных вокруг средника в 2 ряда (даже без сюжета обретения мощей), была выполнена до 1861 г., т. к. в тропаре содержится пожелание многолетия имп. Елизавете Петровне. В среднике иконы — изображение Димитрия в рост, вполоборота вправо, с жезлом в правой руке, левая прижата к груди. Схематичные композиции с фигурами молящихся справа или слева у мощей сопровождаются записями о чудесах с конкретными людьми (заимствованы из рукописных источников), указаны имена и фамилии, социальный статус, место жительства, подробности болезни и исцеления. На редкой иконе «Свт. Димитрий Ростовский, с 36 клеймами чудес» кон. XVIII в. из ц. Вознесения Господня с. Охотино (Круглицы) Ярославской обл. (Мышкинский народный музей), датированной на основе надписи в картуше с именем имп. Павла I годами его царствования (1796–1801), в точности повторяются и рисунок средника, и расположение клейм, и композиция каждого клейма, отличие в пропорциях фигур и деталях рисунка. Мастер создал иконописный вариант интерпретации лубочного листа, отличный от оригинала в художественной манере исполнения.

К 1861 г. относятся цензорские разрешения 2 литографий, вышедших из мастерских И. А. Голышева во Мстёре и А. В. Морозова в Москве (РГБ), которые включают 7 сюжетов вокруг средника: монашеский постриг святого, видение вмц. Варвары, явление мч. Ореста, благословение патриарха Иоакима на создание Житий святых (фигура имп. Петра I и его имя в подписи, которые имеются на листе Голышева, отсутствуют в издании Морозова), беседа со старообрядцами о брадобритии, Димитрия «во время болезни приказал петь пять раз в честь язв Господних», преставление святителя во время молитвы. Попытка показать важные события жизни и служения Димитрия заметна и в др. произведении — на эмалевой иконе с 12 клеймами его Жития 2-й пол. XIX в. (ГМЗРК), в составе которой преобладают «исторические» сюжеты (пострижение в монашество, посвящение во диакона, хиротония во пресвитера, поставление в игумена, посвящение в архиерея, поставление в митрополиты, преставление, погребение), но присутствуют и «чудесные» (явление мч. Ореста, исцеление расслабленного), одно из клейм отдано научным занятиям святителя (подпись: «Летопись с. Димитр[ия]»). Однако несмотря на наличие неск. сюжетных гравюр и литографий, житийные иконы Димитрия встречаются исключительно редко.

Известно 2 уникальных аллегорических изображения Димитрия В 1707 г. на Рождественские торжества от Славяно-греко-латинской академии в Москве учителем философии иеродиак. Стефаном (Прибыловичем) святителю была поднесена конклюзия-диплом на лат. языке (Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский. 1891. С. 42–52). Текст «похвалы» был награвирован на атласе рядом с необычным изображением святителя в богослужебном облачении, сидящего на сфере (земном шаре) в окружении вверху — Св. Троицы Новозаветной, чинов ангелов и святых (в т. ч. небесных покровителей в миру и монашестве — прор. Даниила и вмч. Димитрия Солунского), по сторонам — царя и народа, аллегорических фигур («труд» и «терпение»). Гравюра хранилась в ризнице Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове, запечатлена на фотографии 1886 г. Лопатиным (вложена в ркп.: РНБ. Тит. № 3467 — Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: Исслед. и тексты. М., 2005. Рис. 25), вместе с личными вещами Димитрия — на фотографии 1911 г. С. М. Прокудиным-Горским (Б-ка Конгресса, США). Фигура Димитрия повторена на листе рукописи «Келейного летописца» XVIII в. (РНБ. Тит. № 3467. Л. 19; Федотова М. А. Эпистолярное наследие. 2005. Рис. 37), вся композиция — на гравюре Н. Рыжова для изд.: Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), еп. Летописец, списанный св. Димитрием в Украйне, с готового 2-й ред. до 1617 г. М., 1892. По сообщению еп. Амфилохия, «диплом» был воспроизведен в росписи Зачатьевской ц. в нижней части зап. грани сев. столпа (очевидно, стенопись исполнена в 1754 к переосвящению храма при сщмч. митр. Арсении, не сохр.).

К восхваляющим святого произведениям, созданным во время подготовки канонизации святителя, относится икона-«конклюзия» «Свт. Димитрий Ростовский, сеющий семена благочестия» сер. 50-х гг. XVIII в. (частное собр.). Димитрий изображен в саккосе, омофоре и митре, идущим по полю, бросая семена в землю; перед ним ангелы, вскапывающие почву, позади — ангел, собирающий цветы на возделанной земле. От Господа Саваофа слетает ангел с венцом-митрой в руках, из уст которого исходит строка текста: «Приимеши венец доброты [от] ру[ки] Г(с)дня». В небе на облаках восседают прор. Даниил со свитком («Сеющии радостию пожнут») и вмч. Димитрий Солунский. От Бога Отца исходят тексты «одесную» и «ошуюю»: «Пшеницу соберите в житницу мою […]»и «Соберите плевелы яко со... [со]жещи я». Вдали ангелы трудятся над сбором пшеницы и сжиганием плевел (справа), как образ житницы показан вертеп и Рождество Христово (слева).

В нижней части иконы дано название образа «Семена бл[а]гочестия», Димитрий именуется просто «преосвященнейшим митрополитом». В центре — родовой герб святителя, запечатленный на портретах его отца, в раме с архиерейскими регалиями (отличается от архиерейского герба Димитрия с изображением сердца и орудий страстей; некоторые наблюдения о его гербе см.: Звездина Ю. Н. Образ сердца в духовной культуре XVII–XVIII вв.: К гербу свт. Димитрия Ростовского // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 42–47). Большие хвалебные надписи на слав. и лат. языках слева и справа — фрагмент конклюзии-диплома 1707 г., где говорится именно о сеянии («...всеваеши (благоразумие), основание добродетелей, всеваеши чистоту, украшение души, всеваеши воздержание, росу духовную, всеваеши любовь к ближнему, совершенство правды, всеваеши любовь к Богу, венец благочестия...» — Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский. 1891. С. 49–50). Слав. перевод конклюзии был выполнен в 1755 г. ко дню памяти Димитрия и поднесен сщмч. митр. Арсению, который, очевидно, являлся заказчиком иконописного произведения. Образ, напоминающий о плодотворных святительских трудах Димитрия, создан до принятия решения о его канонизации (нимб приписан позднее), но в иконописной технике и стилистике.

Вскоре после прославления Димитрия появились его иконы с Ростовскими и избранными святыми — тезоименными заказчикам, напр. образ 80-х гг. XVIII в. в окладе мастера С. П. Кузова (СПГИАХМЗ, находился в усыпальнице под Успенским собором ТСЛ), икона XIX в. (частное собр.), «Владимирская икона Божией Матери с избранными и Ростовскими святыми» 1855 г. письма А. Ф. Крылова (ГМЗРК). Вероятно, как новопрославленный святой Димитрий представлен венчающим левую группу на иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ). Икона святителя 2-й пол. XVIII в. (ц. Смоленской иконы Божией Матери в пос. Выездное близ Арзамаса) включает клейма с 2 иконами Божией Матери, избранными праздниками, святым и тропарем в картушах.

Несмотря на традиц. стиль исполнения образа избранных святых в петербургском окладе 1833 г. (ЦМиАР, в центре — свт. Митрофан Воронежский), сохраняется крест в деснице Димитрия как отсылка к его портретам. Вместе с Московскими святителями и свт. Митрофаном свт.Димитрий изображен на ярославской иконе 30-х гг. XIX в. (ЯХМ). Очевидно, частным заказом объясняется иконография эмалевой иконы нач. XX в. мастера А. А. Назарова (ГМЗРК) — коленопреклоненные равноап. кнг. Ольга и Димитрий перед изображением Покрова Богородицы. Вместе со свт. Иаковом Ростовским Димитрий представлен молящимся в облаках над фигурами избранных святых (эмаль 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). Необычны по иконографии иконописные образы Димитрия кон. XVIII в. (МПИ), 30-х гг. XIX в. работы художников арзамасской школы из придела в честь Покрова Богородицы Воскресенского собора в Арзамасе и ц. Смоленской иконы Божией Матери в Выездном.

Изображения Димитрия в составе Собора Ростовских чудотворцев известны со 2-й пол. XVIII в. (икона из ГРМ — «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 1995. С. 230. Кат. 145). В некоторых произведениях святитель представлен в центре композиции — напр., на иконе со мн. местночтимыми святыми 1838 г. (Димитрий вполоборота вправо, в омофоре под архиерейской мантией и в клобуке, с крестом и развернутым свитком) и кон. XIX — нач. XX в. (обе в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) — прямолично, в богослужебном облачении, с благословляющей десницей и высоким жезлом в левой руке (Вахрина В. И. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214–223). Эта иконография получила распространение в финифти — образок кон. XVIII — нач. XIX в. (А. И. Всесвяцкий?, ГИМ), 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), складень «Ростовские чудотворцы» кон. XIX в. из собр. А. А. Титова (ГМЗРК) и др. Часто писались совместные иконы Димитрия и свт. Иакова Ростовского — покровителей Спасо-Яковлевского монастыря, особенно монастырскими мастерами или по заказам обители (икона 1-й пол. XIX в., эмали сер. XIX в., ГМЗРК).

Образ нового чудотворца встречается в книжной миниатюре (Собрание проповедей Димитрия 1759 г.— ГИМ. Увар. 183), в редкой технике живописи на стекле — икона 1758 г. (частное собр.), написанная ко дню памяти святителя 28 окт., с ростовым изображением и текстами в картушах; тогда же выполнен погрудный образ Димитрия на стекле в монохромном колорите в графической манере (ГМЗРК). Шитый покров на раку святителя 2-й пол. XVIII в. и летняя рака с др. покровом запечатлены на фотографиях 1911 г. С. М. Прокудиным-Горским (Б-ка Конгресса США), 20-х гг. XX в. (ГМЗРК). Сохранилось неск. шитых пелен с ростовым прямоличным образом Димитрия XIX в., в т. ч. с разведенными руками (ГМЗРК, возможно, предназначались для раки святого), его ростовым изображением 2-й пол. XVIII в. (ЦМиАР, иконография близка к иконам-портретам), фигурой святого в коленопреклоненном молении с живописным ликом, 1-й трети XIX в. (ГМЗРК). На оплечьи фелони XIX в. из Спасо-Яковлевского монастыря (ГМЗРК) вышиты фигуры свт. Иакова Ростовского, Димитрия и его небесных покровителей (прор. Даниила и вмч. Димитрия Солунского) под Ватопедской иконой Божией Матери.

Поскольку Ростов являлся центром производства финифтяных образков, сохранилось множество изображений Димитрия 2-й пол. XVIII — нач. XX в. в этом виде художественного творчества (ГИМ, ЦМиАР, ГМЗРК, ЯИАМЗ, частные собр.). Некоторые из них являлись мощевиками или реликвариями для хранения святынь (образок кон. XVIII в., ЦАК МДА). Художники-эмальеры, как правило, предпочитали поясные изображения святого вполоброта влево, в саккосе, омофоре и митре, нередко с элементами интерьера и келейной иконой (образок 2-й пол. XIX в., ЦМиАР), иногда — с преувеличенно большой благословляющей десницей (миниатюрная икона 3-й четв. XVIII в., ГМЗРК), на обороте писались даты преставления и обретения мощей. Встречаются иконки с поясным изводом Димитрия в мантии и клобуке (икона 60-х гг. XIX в., ГМЗРК), отдельную группу составляют эмали с видами Ростовского кремля или Спасо-Яковлевского монастыря с молящимися на коленях в небесах Ростовскими чудотворцами (образки 1-й пол., кон. XIX в., ЦМиАР, ГМЗРК).

В коленопреклоненном молении на облаках за город и обитель Димитрий представлен на рельефной костяной иконке 2-й пол. XVIII в. (ГИМ) с топографическим обозначением местности («Ростовъ гратъ», «озеро Ростовское», «Яковлевскои манастырь»), ангел держит перед ним Распятие Христово. Изображение святителя в резьбе по кости — не исключение, имеется неск. памятников кон. XVIII — нач. XIX в. разных изводов: ростовой образ в интерьере (ГМЗРК, ЦАК МДА), крупное изображение в раме под стеклом со слетающим голубем и кадильницей с фимиамом (Елецкий краеведческий музей), образок Димитрия вместе со свт. Николаем Чудотворцем (ЦАК МДА). Кроме того, существовали изображения Димитрия, вышитые из стеклярусом (нач. XIX в., ГМЗРК).

Образ Димитрия начал вводиться в иконографичекие программы росписей церквей непосредственно со времени канонизации (работы ярославских мастеров 1756–1757 гг. в ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне, 1765–1766 гг. в Успенском соборе Тулы). В росписи Димитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря нач. XIX в. ростовского худож. П. С. Рябова (поновлялись в кон. 60-х — нач. 70-х гг. XIX в. местными художниками И. Н. и А. Н. Бубновыми) Димитрия представлен в алтаре с большой раскрытой книгой в левой руке («Елижды же воззритъ Господь Богъ на святый сей храм...»). В трапезной части храма 2 сюжетные композиции — пострижение в монашество на зап. стене и посвящение во епископа на своде. В росписи храма Христа Спасителя над юж. дверями находилась икона на холсте с образами 3 святых — свт. Филиппа Московского, прп. Сергия Радонежского и Димитрия. В группе подвижников XVIII в. (по времени преставленеия) Димитрий изображен в стенописи галереи, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, кон. 60–70-х гг. XIX в. (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлялась в 70-х гг. XX в.). Образ святителя писали мастера, работавшие в рус. провинции и деревенских храмах (напр., фигура Димитрия на юго-вост. грани алтаря Воскресенской ц. дер. Сулега Бежецкого р-на Тверской обл., 40-е гг. XIX в.).

Бронзовый горельеф с изображением Димитрия помещен на центральных дверях юж. стороны храма Христа Спасителя (скульптор Ф. П. Толстой, сер. XIX в.), а также в группе просветителей (скульптор М. А. Чижов) в нижнем ярусе памятника, посвященного 1000-летию России, возведенного в 1862 г. в Новгороде по проекту М. О. Микешина. К 200-летию со дня преставления святого в 1909 г. была выпущена хромолитография И. Д. Сытина с изображениями Димитрия и крестного хода с его мощами (РГБ). К этой теме обращались и рус. художники, в частности В. И. Суриков в эскизе «Моление при перенесении мощей свт. Димитрия Ростовского» 1912 г. (ГМИР).

Согласно рекомендации под 21 сент. «академического» иконописного подлинника 1910 г., Димитрия следует писать: «малороссийскаго типа (сын казака), 58 лет, ростом высок; лицо худое и продолговатое, глаза карие, нос с горбиной, больше средней величины; борода узкая, клинообразная, небольшая, волосы густые, по плечам, темные, с проседью. Выражение лица — кроткое, внимательное, доброе и милостивое. На нем — саккос, омофор, митра и панагия, или мантия с источниками и белый клобук с крестом. В руках книга, как у составителя Четьи-Миней, или хартия с его изречением...» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 22).

В XX — нач. XXI в. иконография Димитрия развивалась преимущественно в рамках традиц. иконописной стилистики — напр., на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х — нач. 30-х гг., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. монастырь в Москве), «Собор святителей, в земли Российстей просиявших» сер. XX в. того же автора из митрополичьих палат ТСЛ (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230–239),— Димитрий среди Ростовских чудотворцев, держит в руках Четии-Минеи. Святитель изображен под 21 сент. (с благословляющей десницей и жезлом), 28 окт. (на фоне храма, с книгой в руках) — на лицевых святцах Русских святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собр.); на рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 51). В Спасо-Яковлевском монастыре неск. совр. икон Димитрия выполнены иконописцем З. И. Боровских.

Я. Э. Зеленина
Форумы