Зачем нужна исповедь? Телепрограмма «Православная энциклопедия», прямой эфир на канале ТВЦ 15.03.08, текст передачи

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Зачем человеку исповедь? Этот вопрос чаще всего волнует людей, не имеющих опыта участия в церковных таинствах. Им кажется странным, что человек, вместо того, чтобы стремиться стать еще более успешным и счастливым, ищет в себе недостатки, обвиняет себя в грехах. Им непонятно, чем отличается исповедь от задушевного разговора с близким человеком, или от сеанса психотерапии. Но и те, кто уже не первый год живет церковной жизнью, зачастую воспринимают исповедь как формальную необходимость, без которой нельзя причащаться. Так зачем нам исповедь? Об этом мы будем говорить с вами в ближайшие полчаса в прямом эфире нашей программы. Звоните, задавайте вопросы, делитесь своими переживаниями, и своим опытом. А я постараюсь на Ваши вопросы ответить. Телефон прямого эфира 789-30-30. А пока Вы готовитесь к беседе, новости православной жизни.

     
  Книжная выставка-ярмарка  
 
Книжная выставка-ярмарка "Книги России"
 
 

Сюжет: Книжная выставка-ярмарка «Книги России».

Во Всероссийском выставочном центре открылась 11-я национальная выставка «Книги России». В этом году, объявленном Годом семьи, здесь особенно много детских книг. Широко представлены и новинки православной литературы. Новые издания богослужебных книг, творения отцов Церкви, и красочные книги для маленьких христиан. Из Крыма на выставку привезли новый том книжной серии «Православные монастыри», целиком посвященный святым местам древней Тавриды. В книгу вошли история и описание 13-ти крымских монастырей, среди которых есть и обители, основанные полтора тысячелетия назад.

     
  Валерий Исаев  
 
Валерий Исаев
 
 

Валерий Исаев, издатель книги «Монастыри Крыма»: – Мы пережили страшный период истории. В Крыму не сохранилось ни одного монастыря – так было еще 20 лет назад. Фактически, то, что есть – воссозданные святыни, но они восстановлены на руинах, намоленных столетиями и даже тысячелетиями.

По традиции, выставка «Книги России» открывает новый сезон для любителей чтения. В этот раз здесь представлено около ста тысяч книг.

     
  Фото Александра Фоменко  
 
Фото Александра Фоменко
 
 

Сюжет: Фотовыставка «Православная планета» в Доме журналистов.

В фойе Центрального дома журналиста открылась выставка работ московского фотохудожника Александра Фоменко. «Православная планета» - так назвал ее автор. Репортаж и портрет, пейзаж и жанровая фотография – все эти работы Александр привез из своих многочисленных экспедиций по местам православных паломничеств. Израиль, Палестина, Иордания, Египет – каждая фотография по-своему рассказывает о вечных истинах.

Александр Фоменко, фотохудожник: – На каждом из этих мест происходили святые события: пророчество Иоанна Крестителя, Преображение Спасителя и Его Воскресение. Именно поэтому выставка называется «Православная планета.

Есть на фотоработах Александра и Россия: вот этот кадр снят в пещерах Псково-Печерского монастыря, а это – пасхальная всенощная в одном из старинных Московских храмов. Выставка в Доме журналиста будет открыта до начала апреля.

     
  Фото Александра Фоменко  
 
Фото Александра Фоменко
 
 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Великий Пост – это время покаяния. И главным призывом к покаянию в эти дни в храмах звучит Покаянный канон Андрея Критского. Вся священная история проходит перед нами как история души, страдающей, кающейся и надеющейся на спасение.

     
  Покаянный канон прп. Андрея Критского  
 
Покаянный канон прп. Андрея Критского
 
 

Сюжет: Великий Канон Андрея Критского.

Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах читают Покаянный Канон Андрея Критского. Еще один раз его читают в среду на пятой неделе – полностью.

Автор этого канона святитель Андрей жил в VIII веке и был архиепископом Крита. До семи лет он был немым и заговорил только после причастия. На Крите святитель Андрей строил величественные храмы, окормлял приюты и богадельни. Еще при жизни по его молитвам совершались чудеса. Святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, – это Великий канон, состоящий из 250 песен. Духовная история мира проходит перед нами в сюжетах греха и покаяния. Падение Адама и убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и раскаяние евангельского мытаря – множество историй из Священного Писания святитель Андрей Критский соединил в одну, которая касается каждого верующего. И Великий Канон ведет нас непростым путем раскаяния из глубины греховной тьмы навстречу Светлому Христову Воскресению.

     
  Храм на о. Крит  
 
Храм на о. Крит
 
 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы. Тема нашей беседы: зачем нужна исповедь. Мы ждем ваших звонков, ваших вопросов на эту тему. Делитесь своими переживаниями, и своим опытом. Номер телефона в студии: 789-30-30. У нас уже есть первый звонок.

Телезрительница: – Если я некогда совершила грех, но после каялась о нем в молитве и не чувствую более тягости от него на душе, нужно ли еще каяться о нем на исповеди?

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Многие люди полагают, что достаточно в сердце своем или дома перед святыми иконами покаяться перед Богом в своем грехе и этого достаточно. Этого, к сожалению, не достаточно. Грех мы можем представить себе как некую болезнь, когда человек ощущает свою болезнь, он ею мучается, страдает. Когда человек болеет, он идет к врачу. Вы поняли свой грех – это замечательно, вы искренне в нем раскаялись – это также необходимо для покаяния, но теперь надо этот грех уврачевать, исцелиться от него. Свободу от греха подает исповедь как таинство. В этом таинстве человек перед священником, не стыдясь, а священник являет здесь образ Церкви, кается в своих грехах, а священник свидетельствует перед Богом об искренности, истинности этого покаяния. Господь прощает человека, даже не просто прощает, но подает ему силы и благодать Духа Святого для того, чтобы с этим грехом бороться и этот грех больше никогда не повторять. Поэтому, я Вам очень советую, может быть даже сегодня вечером или завтра утром, пойти в храм и свой грех исповедовать.

Телезритель: – В городе, где я живу, храм находится далеко, и для больных людей нет возможности добраться до него, чтобы исповедоваться, креститься и другие таинства совершить. Как быть таким людям?

     
  Протоиерей Алексий Уминский  
 
Протоиерей Алексий Уминский
 
 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В этом случае, Вам надо позвонить в церковь и священник приедет к больному на дом, исповедает его и причастит.

Телезрительница: – Я сделала аборт, и покаялась батюшке на исповеди, а он сказал, что за этот грех мне надо каяться на каждой исповеди. Я начала так делать, но другие батюшки мне говорили: «Вы же уже каялись в этом», я же чувствую, что мне надо как-то искупать свой грех.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Нет таких грехов, которые было бы невозможно искупить. Тот грех, о котором Вы говорите – это тяжелый грех, Вы и сами это знаете и я дальше не буду об этом говорить. Все мы должны знать, что нет такого греха, который бы не покрыло милосердие Божие, нет такого греха, который не мог бы быть исправлен, прощен и искуплен человеком. Только грех нераскаянный, только грех, который человек не желает исправлять, остается на нем. Тот грех о котором Вы говорите, у Вас есть искреннее покаяние, настоящее желание его исправить, конечно, постоянно его на исповеди называть не надо, но сохранить в себе покаянное чувство, желание каким-то образом этот грех загладить добрыми делами, милостыней, молитвами, конечно, необходимо. В этом смысле, чувство покаяния у Вас должно быть сохранено до конца своих дней.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Жития святых рассказывают, как искреннее покаяние меняет человека. Разбойник становится монахом, князь-язычник превращается в апостола, гонитель христиан проповедует Евангелие. Для кого-то это выглядит как сказка. Но мы знаем, что истинное покаяние не может не изменить человека.

     
   
     
 

Сюжет: Покаяние не может не изменить.

Сергей Николаевич еще несколько лет назад был офицером. Когда вышел в отставку, с ним случилась беда. Пять с лишним лет он провел в тюрьме. По навету. Первые три года он молился об одном: чтобы Господь послал ему священника для исповеди. И это чудо произошло. А за ним и другое: Сергей Николаевич стал старостой церковной общины в колонии. И не раз и не два он видел, как в самых страшных условиях исповедь может изменить, даже преобразить человека.

     
  Сергей Рабко  
 
Сергей Рабко
 
 

Сергей Рабко: – Быть человеком очень трудно: в камере рядом с тобой тридцать пар внимательных глаз, и они следят за каждым твоим словом и каждым жестом. И помочь в этом человеку может только раскаяние – он уже начинает быть, а не казаться.

В России сейчас около миллиона заключенных. И каждый десятый из них – верующий. Зачастую, именно в тюрьме многие впервые встречаются с верой. На свободе такой человек и не задумался бы о том, чтобы помолиться или зайти в храм. А в тюрьме встреча со священником приводит к раскаянию тысячи человек. Вот это рисунки заключенных – такой они увидели свою исповедь.

     
  о. Александр Добродеев  
 
о. Александр Добродеев
 
 

Священник Александр Добродеев, заведующий сектором Синодального отдела по взаимодействию с правоохранительными учреждениями: – Они рисуют своего любимого батюшку с такими добрым чертами, с таким светлым лицом, что это самое прямое доказательство преображения этого человека, который рисует, после исповеди. Это факт, который нельзя опровергнуть.

Эти картины тоже нарисовали заключенные. И эту икону Благоразумного разбойника. Конкурс «Не числом, а смирением» собрал больше двух тысяч работ – они несовершенны, но сколько в них света и радости!

Священник Александр Добродеев, заведующий сектором Синодального отдела по взаимодействию с правоохранительными учреждениями: – Человеку хочется чуда. Сейчас время благодатного Поста. И главное чудо, которое может произойти в жизни каждого – это пойти и попросить прощения у собственной мамы. Вот это и будет самое обыкновенное чудо.

     
  Богослужение в тюремном храме  
 
Богослужение в тюремном храме
 
 

Конечно, исповедь может изменить любого из нас. И хотя в обычной жизни эти перемены происходят нечасто, история личного преображения есть у каждого верующего.

Православный христианин: – Я тоже стал другим человеком, чем 8 лет назад. И поведение у меня было другое и поступки, за которые сейчас стыдно. Я это связываю только с покаянием.

Православная христианка: – Я обрела себя, поняла что я есть, обрела духовный стержень.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы. Тема нашей беседы: зачем нужна исповедь? Мы ждем ваших звонков, ваших вопросов на эту тему. Номер телефона в студии: 789-30-30. Я слушаю вас.

Телезритель: – Какое место в покаянии могут занимать популярные брошюры, в которых до мелочей расписаны грехи. Это вызывает большой соблазн: само перечисление некоторых грехов довольно соблазнительно.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Существует множество пособий по исповеди, и, зачастую, то, что должно помочь часто мешает и саму исповедь убивает. Вы абсолютно правы в том, что часто попадаются книги с перечислением таких грехов, которые, действительно, непристойны. Когда человек готовится к исповеди по такой книжке, он воспринимает Бога не как Отца, а как прокурора, которому все необходимо сказать по пунктам, по статьям «уголовного кодекса». Грех – это, конечно, преступление, но преступление не уголовное, а преступление совести, предательство своей веры, отступление от своего Бога, который не прокурор, не каратель, но Отец. На небе нет бухгалтерии, которая подсчитывает количество грехов перечисленных и не перечисленных. Для Бога важно наше сердце, готовое покаяться, важен сам человек, готовый исправить свои недостатки. Поэтому, эти книжки, которые, к сожалению, очень популярны сейчас – не самые лучшие помощники наши в покаянии. Самым лучшим пособием к исповеди, я считаю, является Святое Евангелие. Прежде чем пойти на исповедь человек должен Евангелие почитать, совесть свою спросить, и на это ориентироваться.

Телезритель: – Сейчас во многих храмах практикуется общая исповедь. Когда батюшка называет грехи, а потом говорит: «Называйте только не перечисленные грехи». Как к этому относиться?

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – К сожалению, это явление еще не изжито. Неоднократно, Святейший Патриарх на собраниях духовенства призывал отказаться от подобной практики, говоря о том, что общая исповедь недопустима. Исповедь – это личный разговор кающегося с Богом. Общая исповедь, в моем представлении, таинством не может являться. Здесь нет свидетельства покаяния, нет серьезного отношения кающегося к самому себе. Общих исповедей быть недолжно, а там, где они существуют, их следует избегать и стараться исповедоваться священнику лично.

Телезрительница: – Я хочу исповедоваться, но очень сильные искушения. Я рвусь туда, но мне стыдно, стыдно что я подверглась этому искушению.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В жизни каждого человека бывают и искушения и падения. Время Великого поста – это время борьбы, преодоления наших грехов, обнажения себя перед Богом, откровенность. Когда мы приходим к врачу, мы открываем свои раны, болезни. Не стыдитесь! Не бойтесь Бога! Бойтесь согрешить, но не бойтесь Бога на исповеди. Бог на исповеди являет свое милосердие. Согрешили – покайтесь, упали – вставайте. Не бойтесь, идите на исповедь!

Телезритель: – Я не верю в Бога и делаю всем только добро, и не понимаю, зачем нужно куда-то идти?

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Если человек не верит в Бога и считает, что он живет по заповедям, ему очень сложно прийти на исповедь. Человек без веры в Бога не может до конца увидеть себя по-настоящему. Часто желание добра затмевает в человеке его собственные недостатки. Это совсем не факт, что у Вас нет грехов. Постарайтесь повнимательней за собой понаблюдать. У каждого человека есть грехи.

Телезрительница: – Все мы вращаемся в суете мирской, и приходя на исповедь называем одни и те же грехи: осуждение, празднословие и другие. Невозможно оборвать человека не обидев его, стараешься как-то сгладить, но не получается.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Существуют грехи с которыми человек должен порвать немедленно – это смертные грехи, тяжелые грехи, грехи, которые отлучают человека от Церкви. Но есть грехи, которые через навык греха вошли в нашу природу, стали нашими привычками – это такие грехи как празднословие, осуждение, раздражительность. С такими грехами невозможно справиться сразу, они требуют многолетней борьбы. Для этого есть исповедь; на исповеди мы должны обязательно назвать и покаяться в этих грехах. Не надо смущаться того, что на исповеди мы говорим одно и тоже, одни и те же грехи. От исповеди к исповеди мы меняемся, становимся другими. Грех называется также, но сила этого греха в нас уменьшается. К Богу мы идем не по прямой дороге, но восходим к нему по спирали. Не смущайтесь того, что в Вас остались эти грехи. Если мы будем в них каяться и бороться с ними, мы, обязательно, этот грех победим.

     
   
     
 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – У нас еще много вопросов, к сожалению, ответить на все я не успеваю. Но мы еще вернемся к этой теме.

Наша программа подошла к концу. В следующий раз мы будем говорить о том, что такое история – и чему она может научить. Я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!

Форумы