Память свт. Макария, митрополита Московского и всея Руси (комментарий в свете веры)

Свт. Макарий, митрополит Московский и всея Руси
Свт. Макарий, митрополит Московский и всея Руси

12 января исполняется 445 лет со дня преставления свт. Макария, митрополита Московского и всея Руси

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Всероссийский митрополит Макарий: По фрагментам из житий при. Варлаама Хутынского и прп. Стефана Махрищского.

Важным деянием святителя Макария (почил в 1563; пам. 30 дек.) является соборная канонизация русских святых на Московских соборах в 1547, 1549 годах. Поэтому вполне понятно, что в агиографической и гимнографическои письменности содержатся сведения о святителе (1), которые дополняют сообщения летописей о нем. Так, в описании 7-го чуда в житии преподобного Евфросина Псковского (почил в 1481; пам. 15 мая), говорится о пономаре Исайи, который оставил Спасо-Елеазаров монастырь, но затем решил вернуться в него. «И прииде к боголюбивому Макарию архиепископу, и благословися от него, и поведа все по ряду, сотворшееся над ним, и како изцеление получи на пути от преподобнаго чюдотворца Ефросина. Архиепископ же прослави Бога и чюдотворца, и наказав его о ползе душевней, и даде ему свитку и мантию, и повеле ему идти в преподобнаго обитель, отнюдуже изыде. Он же взем благословение от архиепископа, и дойде обители преподобнаго» (2).

В описании 19-го чуда агиограф так начинает с хронологии: «...в тоже время правящу кормила церковная в Великом Новеграде Макарию, мужу в добродетелех преизрядну» (3). Автором данного жития является псковский священник Василий, в конце жизни принявший монашество в Крыпецком монастыре с именем Варлаам. Возможно, что в сан священника он был рукоположен святителем Макарием, еще в бытность его Новгородским и Псковским архиепископом (1526—1542). Это был плодовитый писатель Мака-рьевской школы. О событии, связанном с пономарем Исайей, автор-агиограф мог узнать от самого святителя, с которым он неоднократно общался. Данное сообщение жития характеризует иерарха как мудрого архипастыря и заботливого устроителя монашеского уклада.

Во время традиционного крестного хода, совершенного архиепископом Макарием в Петровский пост в Хутынский монастырь, получил исцеление от мощей преподобного Варлаама Хутынского (почил в 1192; пам. 6 нояб.) внук племянника архиепископа Новгородского Геннадия (почил в 1505; пам. 4 дек.) (4). Повесть о принесении в Великий Новгород из Каргополя явленной иконы Богоматери вносит дополнительный материал в деятельность святителя Макария (5). Среди канонизованных в наше время святых встречаются имена подвижников, подвизавшихся в XVI веке, с которыми святитель Макарий общался в своей жизни. Это преподобная Елена, первая игумения Новодевичьего монастыря (t 1547; пам. 18 нояб.). Перед своей кончиной она написала духовную грамоту, в которой трижды называет имя митрополита Макария, заповедуя творить о нем молитвы (6). В житии преподобного Стефана Махрищского говорится о написании его жития. Эти подробности проливают свет на обращение Махрищского игумена Варлаама к святителю Ма-карию. Позднее, при митрополите Кирилле, игумен обители преподобного Стефана был поставлен епископом в Суздаль. В наши дни он канонизован как местночтимый святой (7).

Указанные примеры относятся к новгородскому и московскому периодам жизни святителя Макария. Как кажется, можно назвать некоторые события из жизни святителя, которые относятся к его можайскому периоду. В одной из грамот собора 1547 года указано празднование «июля в 9 день явление Пречистыя Богородице в Колоче» (8). Будучи до своего архиерейства архимандритом Аужецкого монастыря в Можайске, он, несомненно, бывал в Колоч-ской обители и поклонялся чудотворному образу Богоматери, почтив его позднее установлением памяти в Месяцеслове.

В середине XVII века соловецкий инок Сергий (Шелонин) написал «Канон всем русским святым». Пятый тропарь восьмой песни канона начинается словами: «Макария, блаженьству тезоиме-нитаго, святителем славу...» (9). Издатель канона высказывает следующее предположение по поводу имен святых, содержащихся в каноне, но не прославленных Церковью: «Возможно, в „Каноне" инока Сергия (Шелонина), человека весьма близкого к Патриарху Иосифу, была выражена некоторая „канонизаторская программа", связанная с прославлением целого ряда святителей и благоверных князей» (10).

В свое время нами было отмечено: «Материалы о Макарьевских соборах содержатся по преимуществу в литургической письменности. Поэтому необходимо более тщательное изучение богослужебной письменности с целью максимального изучения истории этих соборов и атмосферы, в которой они проводились, а также и их результатов» (11). Думается, что изучение литургической и агиографической письменности сможет в целом пролить дополнительный свет и на деятельность святителя Макария, митрополита Московского (12).
Подчеркивая важность и необходимость дальнейшего изучения агиологического наследия с целью создания более полной картины деятельности святителя Макария (13), ниже приводим фрагмент из Жития преподобного Варлаама Хутынского, сохранивший послание Московского государя в Новгород (1526—1533 гг.), а так же фрагмент из Жития преподобного Стефана Махрищского.

Публикация славянского текста.

[Л. 93 об.] Послание от Великаго князя Василия Ивановича всея Росии в Великий Новъград ко архиепископу Великаго Но-ваграда и Пскова ко владыце Макарию и к наместником Новго-роцким и к дворецкому и к дьяком своим и ко архимариту и ко игуменом и священноиноком и ко священником и дьяконом и всему причту церковному, в кое время и где Господь Бог помощь даровал государю царю и великому [А. 94] князю Василию Ивано-вичю всея Росии и всем христолюбивым князем, пекущимся Рус-кою землю и боголюобивым боляром и воеводам и всему христолюбивому воиньству за молитв Пречистая Богородицы и всех святых и великих чюдотворцов и великаго чюдотворца Варлаама.

Великий же князь Василей велми величаше и прославляше Христова угодника и теплаго заступника християнскаго преподобнаго и богоноснаго отца нашего Варлаама во всех своих грамотах и повелевает в велицей церкви во святей Софеи Премудрости Божия Слова свои царския грамоты прочитати в великое собрание все-народнаго множества людей всего Великаго Новаграда и около града со кресты ходити и молебная пения совершати в них же велми величаше и прославляше святаго Варлаама чюдотворца.

Еще же при преставлении живота великаго князя Василия является святыи Варлаам чюдотворец, возвещая ему ко Господу отшествие его, и повелевает ему пострищися во ангельский образ за великую и теплую его веру ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, и ко Пречистой Богородицы, и ко всем святым, и к великому чюдотворцу Варлааму. Сподобляет [А. 94 об.] Господь Бог Великаго князя Василия великому ангельскому образу и схиме и нареченно бысть имя великому князю Василию во иноцех Варлаам за великую его веру, еже имея к преподобному и бого-носному отцу нашему Варлааму чюдотворцу (ГИМ. Собр. А. С. Уварова. № 492/124. В лист. Жития русских святых. XVII в.).

[А. 727] О поставлении каменыя церкви Живоначальней Троице, знамения и чюдеса от гроба святаго Стефана быша и бывают даже и до сего дни. Настоятели еже тоя обители быша мнози, по Илии же и Николе, еже быша по блаженем Стефане, якоже и прежде рехом, своя обычая вносяще, о предании же преподобнаго Стефана небрегуще, ниже о устроении монастыря, ни о чюдесех его, еже быша от гроба его радяху, но оставляюще просто без написания. Бывшю же по сих Варлааму игумену тоя обители и видя бываемые чюдеса от гроба преподобнаго Стефана, поминая в себе глаголемое, еже тайная царева таити добро есть, дела же Божиа проповедати преславно есть, а еже тайны царевы являти бедно есть, такоже и дела Божия преславная молчати — пагубно есть души. Житие же святаго, въкратце от того прадеда Серапиона [А. 727 об.] священноинока памяти ради написано бяше, обрете в монастырской ксенодохии (14), иная же от уст прадеда своего свои-ма ушима о преподобием Стефане слыша, егда еще юнну ему бывшю тому игумену Варлааму. К сим же помышляше о чюдесех преподобнаго Стефана написати, елико сам виде и елика от инех слыша известно. Сему же бывшю еже о чудесех святаго, еже виде и слыша той прежереченный Варлаам игумен памяти ради написа и принесе тогда правящему скипетра всеа великия Росия благочестивому и хвалам достойному в царех великому князю Ивану, сыну приснопамятнаго оного великаго князя Василия, иже во иноцех Варлаама нареченнаго, такоже и Пресвященному господину архиерею Великиа всея Росии Макарию Митрополиту. Они же по-мыслиша еже толика такова велика и свята мужа съврьшена в добродетелех и дивна в чудесех не подобает оставити жития его и чю-дес без написания, его же и Сам Господь прослави, и повелеша написати житие его и чудеса мне, смиренному Иасафу да на па-меть его прочитается, да слышащие житие его пользоватися имут и подражати житию его въсхотят. И повеле предпомя [А. 728] нутый великий самодерьжец игумену Варлааму в обители святаго поставити церковь камену и на поставление церкви много [даст] (15) сребра предаст игумену, елико довольно на поставление церкви, такоже и всю утварь церковную и милостыню довольну братии. Сему же бывающю, егда начата копати рвы на водружение стенам церкви, и обретоша преподобнаго Стефана и открыта гроб его и исполнишася вси благоухания от него. И обретоша верху мощей его на персех святаго положено, якоже пояс: тонка кожица волуа (16), на ней же хитро некако въображено обанадесять великих Владыч-них праздник Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя Богородица. Игумен же сие сказа Святейшому Митрополиту Мака-рию. Он же повеле сотворити крест сребрян и позлатити и положите в него праздникы оны Владычня, иже обретены быша верху мощей святаго. Сим же крестом елицы знаменающиеся и пиющи от него воду с верою приходяще здравие почерпают в славу Свя-тыя Живоначальныя Троица Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веком [Аминь] (РГБ. Ф. 304. № 637).

Примечания.

1. См., например: Макарий. архимандрит. Митрополит Макарий в право
славной гимнографии // Макарий. архимандрит. Русская святость в истории,
иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 30—37.

2. Памятники старинной русской литературы, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбо-
родко. СПб.. 1862. Вып. 4. С. 109.

3. Там же. С. 115.

4. Никольский А. Житие преподобного Варлаама Хутынского Лихудиевой
редакции // Вестник археологии и истории. СПб., 1911. Вып. 21. С. 54.

5. Макарий. архимандрит. Русская святость в истории, иконе и словеснос
ти. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 23—29.

6. Московский Новодевичий монастырь. М., 1999. С. 113, 114, 120.

7. Макарий. архимандрит. Из истории русской иерархии второй половины
XVI века // Альфа и Омега. 2002. № 2 (32). С. 144—148; Он же. Епископ
Суздальский и Тарусский Варлаам // ЖМП. 2002. № 7. С. 44—51.

8. Веретенников П.. свящ. Первосвятительская деятельность Макария, Мит
рополита Московского и всея Руси (f 1563) // Вестник Русского западно
европейского Патриаршего экзархата. № 105 —108. Париж, 1980—1981.
С. 237. Прим. 24.

9. Сергий, инок (Шелонин). Канон всем русским святым // Альфа и Омега. 2002. № 2 (32). С. 176.

10. Там же. С. 163.

11. Макарий. архимандрит. К вопросу истории Соборов 1547, 1549 г. // Ма-карьевские чтения: Русские государи — покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 107.

12. Во время своей жизни святитель Макарий общался с подвижниками своего времени, которые позднее были канонизованы Русской Церковью. Среди них преподобные Трифон Печенгский, Александр Свирский, блаженный Василий Московский и др. (см. Макарий. архимандрит. Митрополит Макарий и его святые современники // Альфа и Омега. 1996. № 4 (11). С. 158—172). К числу святых, с кем общался святитель Макарий, следует отнести также преподобного Корнилия Псково-Печерского (f 1570; пам. 20 февр.), которого рукополагать и возводить в игумены мог только архиепископ Макарий (См.: Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых / Сост. Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 96). В службе преподобному Корнилию есть такие выражения, которые могут относиться к святителю Макарию: «...игуменом Псково-Печерстей обители поставлен был еси» (Кондак // Минея. Февраль. М., 1981. С. 634), «...темже и вождем братии поставлен был еси» (Там же. С. 635), «священством достойно облечен...» (Там же. С. 638). Став Московским митрополитом, святитель Макарий принимал участие в деятельности преподобного Корнилия. Новгородский архиепископ Феодосии обращался 24 февраля 1543 года к игумену Корнилию: «Писал к нам пресвятейший господин и государь отец наш Макарий, митрополит всея Руси, о вашем вкладчике о старци о Саватеи, что деи он был у вас в монастырских службах с мирскими людьми, да впал деи в великий грехи, да о том деи он в своем согрешении приходил к тебе игумену Корнилию бити челом и плакатись, и ты деи его на покояние не принял; и ныне того старца Саватея господин и государь отец наш Макарий, Митрополит всея Руси, прислал ко мне архиепископу, а велел мне его послати к вам в Печерский монастырь» (Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846. Т. 1. С. 36. № 35; Новиков Н. Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1790. Ч. 14. С. 161).

13. Возможны также открытия и публикация нового актового материала, связанного с митрополитом Макарием. См., например Ставленную грамоту митрополита Макария священнику Евтихию Иванову: Макарий архимандрит. Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1482 —1563). М., 1996. С. 101. Приведем текст еще одной грамоты, подписанной святителем в 1550 году: «Божиею милостию се яз Пресвященный Макрей Митрополит всея Руси пожаловал есми Вознесенского своего манастыря архимандрита Тихана, иже о Христе с братиею, или по нем иный архимандрит в том манастыре будет, что наша богомолья в Сужздальском уезде в Кидекше манастыре, а в нем цер-ква Бориса и Глеба, да другая теплая церковь святый первомученик Стефан. А придан тот манастырь преже бывшими государи, великими князи и Митрополиты всеа Русии к тому Печерскому манастырю в Нижней Новгород исстари-ны. И которые игумены, и попы, и дьяконы имут у них в том манастыре у тех церквей пети, не надобе им мое зборное, ни петровское, ни к старосте поповскому с тяглыми попы не тянут. А десятилницы мои нижегородские их не судят, и пошлин своих на них не емлют ни которых, ни всылают, ни въезжают к ним ни по что. А заещики мои заезда своего не емлют. А ведает и судит в том манастыре игумена своего и священников и братию архимандрит сам, или кому прикажет, опричь духовных дел. А в духовных делех всяких архимандриту, и его игуменом, и попом, и старцем, и причту церковному того Борисоглебского манастыря знати меня, Макария Митрополита всея Русии. А дают в мою казну оброком з году на год на збор по полтине с обеих церквей за всю пошлины. А коли и дам свою грамоту десятилнику своему и на грамотчины, а на сю мою грамоту десятиннику нижегороцкому и он с нее явки не дает. А дана грамота на Москве лета 7050 девятого сентября в 22 день. Смиренный Макарие. Божиею милостию Митрополит Всея Русии» (РНБ. ОСАГ. Оп. 1. № 135). П. Строев приводит следующие годы названного в приведенной грамоте игумена Тихона: 1542 —1552 (Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Рос-сийския Церкви. СПб., 1877. Col. 610).

14. Ксенодохион — странноприимный дом (Словарь русского языка XVII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 100).

15. В рукописи это слово зачеркнуто.

16. Волуй — воловий, бычачий. Волух — коровий, бычий пастух (Дьячен
ко Г.. свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 92. См. так
же: Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1976. Вып. 3. С. 12). Таким
образом, можно говорить, что обретенный пояс был из воловьей кожи.

Источник: Богословский вестник 2003. Т. 3. № 3. С. 129-136.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Житие святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси.

Русская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов — святых подвижников, угодивших Богу своими подвигами и благочестивой жизнью. Русская Церковь прославляет страстотерпцев, благоверных государей, дивных святителей, великих чудотворцев, преподобных и равноангельных постников, святых жен, всех угодников Божиих, просиявших добродетелями, неусыпными трудами и молитвами. При своей жизни они явились «солью» (Мф. 5, 13) земли Русской, подвигами которых она «оселялась» и укреплялась. После своей блаженной кончины они, предстоя Престолу Божию, молитвенно ходатайствуют о своем Отечестве. Это светильники земли Русской, возжегшиеся на церковном небосводе. «Святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществил в себе богоподобие и тем явили всем Божий образ, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию». Взиранием на них еще при жизни, а после их блаженной кончины пред их иконами и святыми мощами возгревалась и укреплялась православная вера наших соотечестве-ников. В чтении их житий совершалось их духовное воспитание и возрастание русского народа. «Открывая нам глубины человеческого сердца, жития святых также ясно открывают пред нами и полноту Божественной благодати, которая приходит на помощь заблудшему, отыскивает потерянного». В год празднования 1000-летия Крещения Руси на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был прославлен целый сонм святых Божиих угодников, деятельность которых охватывает около шести веков церковной истории. И среди них - глава Русской Церкви XVI в., святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси.

Всероссийский митрополит Макарий родился ок. 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния. При крещении он был наречен во имя Михаила, Архистратига Небесных Сил. Его дальним родственником, братом прадеда, был преподобный Иосиф Волоцкий (+ 1515; пам. 9 сент.). Из поминального Синодика Успенского собора узнаем, что в роду святителя Макария было и еще немало лиц монашеского и духовного звания: «инокиня Наталия, инок Акакий..., инок Иоасаф, игумен Вассиан, архимандрит Кассиан, священноиерей Игнатий..., инок Селиван..., инок Макарий». Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался, мать же, возложив упование в воспитании своего сына на Промысл Божий, постриглась в одном из монастырей. Тогда и будущий святитель решает оставить мирную жизнь и посвятить себя служению Богу. Для этого он поступает послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (+1477; пам. 1 мая).

Обитель эта была известна строгой аскетической жизнью своих иноков. Здесь первоначально подвизались великие угодники Русской Церкви: преподобные Иосиф Волоцкий и Левкий Волоколамский (XVI в.), Даниил Переяславский (+1540; пам. 7 апр.) и Давид Серпуховской (+ 1520; пам. 18 окт.). При постриге будущий святитель был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского (+ 391; пам. 19 янв.). В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Соборный храм Боровской обители был расписан знаменитым иконописцем Дионисием, были в нем и иконы преподобного Андрея Рублева (XV в.; пам. 4 июля). У великих мастеров древности учился художественному мастерству инок Макарий, будущий митрополит.

Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив». Промыслу Божию было угодно воздвигнуть сей сосуд смирения и послушания на более высокую степень церковного послушания: 15 февраля 1523 г., в заговенье на Великий пост, инок Макарий был поставлен митрополитом Даниилом (1522-1539; ( 1547) в архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, основанного преподобным Ферапонтом Можайским (+ 1426; пам. 27 мая).

Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский Синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь своего Небесного покровителя -преподобного Макария Египетского. Но пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению.

4 марта 1526 г. архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю кафедру Московской Митрополии. Хиротония святителя была в день памяти преподобного Герасима «иже на Иордане», в Успенском соборе Московского Кремля, а 29 июля того же года, в день памяти святого мученика Каллиника, он прибывает на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «Сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».

На новом высоком поприще владыка Макарий заботится о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылает туда священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища, искоренять языческие обряды и все кропить святой водой. Святительская грамота с этими, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского; ( 1866 ), есть поистине «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя преподобный Трифон Печенгский (+ 1583; пам. 15 дек.).

В 1528 г., на второй год своего архиерейского служения, святитель Макарий, исполняя постановление Московского Собора 1503 г., предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. Собрав настоятелей, он «нача их учити, яко от Живоначальныя Троицы, от вышняя Премудрости научением, еже им устрояти общее житие». С этого времени игумены, восприняв добрый совет боголюбивого архиепископа, стали вводить в своих монастырях общежительный устав, начали ставить каменные или деревян-ные церкви и вводить общие трапезы. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.

Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великом Новгороде. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор, над входом в когорт по его благословению были написаны образы Пресвятой Троицы и святой Софии, Премудрости Божией, «на поклонение всем православным христианам». Владычные мастера устанавливают в соборе амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды во владычной мастерской.

Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навык иконо- писания, святитель, как о том сообщается в летописи под 1529 г., «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Бого-матери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спас-ский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.

Являясь пастырем чад церковных, святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым н великим. О сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посылает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского. Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, деятельный архипастырь созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются. Своей многотрудной деятельностью архиепископ Макарий снискал великую любовь у пасомых чад.

В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая, которого архиепископ особо чтил, как покровителя путешествующих. Он сам неоднократно совершал длительные поездки как по всей епархии, так и за ее пределы: например, в 1539 г. ездил в Москву, где возглавлял избрание и постав-ление нового Всероссийского митрополита — святителя Иоасафа (1539-1542; ( 1555; пам. 27 июля), избранного из настоятелей Троице-Сергиева монастыря.

По благословению святителя в Новгороде пишутся жития и службы русским святым. Иеромонах Илия из домовой владычной церкви составил житие мученика Георгия Болгарского (+ 1515; пам. 26 мая), а также написал канон и службу Михаилу Клопскому (+ ок. 1456; 11 янв.). Его житие было написано Василием Михайловичем Тучковым, в 1537 г. прибывшем в Новгород из Москвы по государеву делу. «В то бо время престол тогда украшающу Премудрости Божие воистину блаженьства тезоименитому архиепископу Макарию, иже многиа его ради добродетели во всей России слава о нем прихожаше». Владыка Макарий обратился к нему со словами: «Тайну цареву, чадо, храни, а дела Божия ясно напиши» (Тов. 12, 7) и «распространи житие и чюдеса преподобнаго и блаженнаго Михаила, нарицаемого Саллоса, жившего блаженную жизнь у Живоначальной Троицы на Клопкы». Созданные жития явились назидательным чтением для благочестивых новгородцев.

В период архипастырства святителя по его благословению в Ве-ликом Новгороде составляется новый летописный свод. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. новую Пасхалию на всю вось-мую тысячу лет. И множество иных «плодов добрых» (Мф. 7, 17) принесла многотрудная деятельность подвижника-архипастыря.

В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Московскую кафедру нового митрополита. Промыслом Божиим выбор пал на Новгородского владыку. «По благодати Святаго Духа избранием святительскым и изволением великаго князя Ивана Васильевича всея Русии наречен на митрополию Макарий, архиепископом Великаго Новаграда и Пскова; марта 16, в четверток 4 недели святаго поста, възведен на двор митрополичь, а поставлен на высокый престол первосвятительства великиа Росиа на митрополию того же месяца марта 19, в неделю 4 святаго поста»,— читаем мы в Никоновской летописи. Ко времени избрания святителя Макария на престол Мос-ковских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы ему было около 60 лет.

В XVI в. Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 г. в Москве, оплоте православия, впервые в истории состоялось царское венчание Мос-ковского государя, которое совершил святитель Макарий. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя.

Незадолго перед казанским походом царь. озабоченный возникшим в новооснованном городе Свияжске бедствием, обращается к митрополиту с вопросом, как помочь случившейся беде. На что святой старец дерзновенно отвечает: «Да принесутца мощи всех святых в церковь соборную, да совершица над ними служба и святится с них вода, да пошлетца тобою, государем, нашим смирением хто от священник на Свиягу к Пречистей честнаго Ея Рождества и всем церквам да такоже молебные службы совершатся и святят воды съвокупят въедино, да святят город крестным обхождением и водами святыми, и всех людей оградят крестом и водою кропят, да негли Христос за молитвы святых Его утолит праведный Свой гнев, да и к живущим в град послати поучение, в чем якоже человецы согрешиша, да поне мало предстанут от злоб своих». После молебна митрополит Макарий написал учительное послание во Свияжский град. В нем он побуждает жителей ревностно исполнять христианские традиции, памятуя страх Божий и избегая греховных поступков. Освященная на молебне вода вместе с посланием была послана в 1552 г. в Свияжск, где болезнь и нестроения в гарнизоне молитвенным предстательством святителя Макария вскоре стали прекращаться.

В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, из- вестный ныне как храм святого Василия Блаженного. В нем был уст-роен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архи- тектуры. Сюда, на Красную площадь, в воспоминание евангельского события святитель совершал торжественное шествие на осляти в праздник вербного воскресения. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563; пам. 5 дек.).

В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого просла-вление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Митрополит Макарий же, которого современники называли мучениколюбцем, созывая Соборы, подъял на себя великий труд установления общецерковного прославления и почитания святых угодников Божиих. Макарьевские соборы 1547 г. явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев». Так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.

На Макарьевских Соборах были канонизованы первый автокефаль-ный митрополит Иона, Новгородские иерархи Иоанн, Иона, Евфимий, Никита, Нифонт; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; столпы монашества - преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевскии и др. Хронология этих имен охватывает чуть ли не весь период христианства на Руси к тому времени, их литургическое прославление показывает многообразие их спасительных подвигов. К их молитвенному предстательству с усердием о6ращались русские люди.

Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Всем этим занимается первосвятитель Макарий славы ради Божией и Его святых угодников, которых «Господь Бог прославил многими чудесы и различными знаменми». Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».

В начале 1551 г. в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах.

Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого, учивших, что Христос не является Богом, они не почитали икон и отвергали церковные Таинства.

Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия (+ 1505; пам. 4 дек.). И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 г., вторая в 50-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.

Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанскою. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непос-редственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария. Особо близок, очевидно, к митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографичес-кими трудами псковских святых.

Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 г., вышедшей уже после кончины святителя, и в двух изданиях Часослова 1565 г. говорится, что они также напечатаны «благословением преосвящен- ного Макария, митрополита всея Руси». Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте.

Святитель Макарий, столько сил отдавший прославлению русских святых, по милости Божией удостоился в своей повседневной деятельности постоянного общения с благочестивыми мужами, которые позднее были канонизированы Русской Церковью. По его бла-гословению была основана обитель преподобным Адрианом Пошехонским ( +1550; пам. 5 марта), которого митрополит сам рукоположил и дал ему грамоту на возведение церкви Успения Богоматери.

Современником святителя Макария был удивительный святой, которого москвичи называли нагоходцем,— Василий Блаженный ( пам. 2 авг.). Он неоднократно молился на службах в Успенском соборе, совершаемых митрополитом. Знаменательно его обличение царя, когда после Божественной литургии в многолюдном храме блаженный удивил самодержца, помышлявшего во время службы о построении себе нового дворца, заметив, что «за литургией никого не было, но токмо трое: первый митрополит, вторая — благоверная царица и третий он, грешный Василий». Позднее святитель сам лично отпевал и погребал блаженного. «Преосвященный Макарий митрополит со священным Собором псалмы и песни надгробные певше над мощами святого, погребоша его честно»,— читаем в житии святого Василия.

3 февраля 1555 г. святитель Макарий поставляет на новую Ка-занскую кафедру святителя Гурия (+1563; 4 окт.), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (ХVI в; пам. 19 янв.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.

Особо следует остановиться на взаимоотношениях митрополита с великим русским подвижником XVI в. преподобным Александром Свирским (+1533; пам. 30 авг.). Преподобный Александр, которого Сам Господь почтил Тройческим снисхождением — посещением, был знаком митрополиту, чтившему его труды и подвиги еще с новгородского периода. Перед своей кончиной преподобный Александр поручил святителю Макарию заботиться о своей братии и основанном монастыре. Через 12 лет после кончины преподобного митрополит повелевает свирскому игумену Иродиону написать его житие, а еще через 2 года, т. е. всего 14 лет после кончины, на Соборе 1547 г., проходит канонизация святого. Преподобный Александр, таким образом принадлежал одновременно и к числу тех, кого канонизовал святитель Макарий, и к числу тех, с кем он общался в своей жизни. В Покровском соборе на Красной площади (храм Василия Блаженного) в 1560 г. святителем Макарием был освящен в честь преподобного Александра Свирского. С именами этих двух святых связно одно малоизвестное повествование игумена Иродиана. Он писал: «Во едину от нощей стоящу мне смиренному Иродиону в келлии своей во обычном своем правиле, и во молитве моей воздремавшуся возлегох на одре моем препочинути, и уснул: и абие явися внезапу в оконце келлии свет велий сияющ. Аз же воспрянух, преклонихся ко оконцу, увидеть хотя; и увидех лучу некую велию сияющу по всему монастырю, и от церкви святыя Богоматере честнаго ея Покрова видех грядуща преподобнаго отца Александра по монастырю круг церкви Святыя Троицы, и в руках несуща Животворящий Крест Господен: пред ним же идяху отроцы, в одежду белу оболчены, в руках несуще свещи горящия. И се слышах преподобнаго отца Александра гласом тихим глаголюща: «О Макарие, гряди во след мене, и покажу ти место на вратех монастыря, на немже хощу, да созиждется церковь Николаа, Мирликийских Чудотворца. Аз же прилежно внимах гласу том; и се видех два мужа зело светолепна во след святаго идуща и ведуща конь, впряжен в сани, и в них седяща Макариа, митрополита Московскаго (иже прежде бысть архиепископ Великаго Новаграда, знам же бяше тогда преподобному), в руках же своих держаща образ святаго Николаа Чудотворца, и око ему десное затворено бяше. Аз же сия видев, страха же и радости исполнен быв, текох скоро из келлии, и едва достигох Митрополита Макариа, и поклонихся ему, и вопросих его, глаголя: «О святый Владыко, повеждь ми, како тебе затворилося десное око?» И слыша паки преподобнаго Александра гласяща к себе митрополита, иже скоро грядуще во след преподобнаго. Егда же преподобный прииде ко дверем церкве Святыя Троицы, и знамена Честным Крестом, абие отверэошася двери, и внидоста оба в церковь; и паки затворится двери церкове, и ктому невидимы быша».

Это благодатное явление двух светильников духа, записанное агиографом, интересно для нас и тем, «что оно свидетельствует о несчастье, случившемся с митрополитом, о «затворенном его десном оке». Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Все лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть.

После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах.

В 1555 г. на праздник апостолов Петра и Павла из Вятки в Москву приносится чудотворная икона святителя Николая Великорецкого. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого чудотворца.

Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды, в Успенском соборе, после вечернего богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора. Однако святитель повели отпустить его, но земские судьи хотели по закону судить преступника. Тогда митрополит строго воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулишки, к церкви Всех святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал на них, а тело умершего повелел предать погребению.

Основой добродетельной жизни митрополита Макария был повседневный труд подвижничества, поста и молитвы. Один из неиз-вестных его современников писал: «Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное... от зольного воздержания и елико ему едва ходити, кроток же и смирен, и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше, злобою отроча обреташеся умом всегда совершен бываше». О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 г. и Полоцка в 1563 г.

Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины. «Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» И слезы испущаше велии. И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли». Это важное сообщение пискаревского летописца сближает образ митрополита Макария со вселенскими патриархами Геннадием (458—471; пам. 31 авг.) и Фомой (607—610; пам. 21 марта), которые усердно молились, чтобы Господь отвратил грядущие для Церкви бедствия, по крайней мере, во время их святительства.

Однажды попросил грозный царь митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на святителя: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание[м] почитает, и тот во веки не согрешит».

В середине сентября 1563 г., на память мученика Никиты (+372; пам. 5 сент.), святитель совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Вечером он «нача сказывати старцом своим, что изнемогает зелне, тело его студено со болезнью одержимо суть». Он повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутиево-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю был прислан старец Елисей, который, несомненно, знаменовал собой заболевшему иерарху самого препо-добного Пафнутия, имевшего обычаи духовно утешать перед кончиной болящих, исповедуя их и подготавливая к отходу в иной мир.

4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе и во время молебна сам прикладывался к иконам и мощам великих чудотворцев Петра, Ионы и других преосвященных митрополитов, погребенных в соборе, при этом слезы сердечные из очей его текли, и много времени молитвенно воздыхал старец владыка перед образом Пречистой Богородицы Владимирской, так что все предстоящие дивились чудному его молению. Затем святитель у всех смиренно испросил прощения.

3 декабря к Митрополиту Макарию пришел царь просить благо-словения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь, но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться. Наступил праздник Рождества Христова, но жизнь святителя уже гасла. Он не мог больше сам читать Евангелие, что делал всю жизнь, и теперь Священное Писание читали по его просьбе близкие ему духовные лица.

И вот 31 декабря 1563 г., когда колокол ударил к заутрени, «преос-вященный же дивный святитель и пастырь Русския митрополия Всея Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Егоже возлюби из младых ногтей и взем ярем Его последова невозвратным помыслом». Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Все дивились этому чудному видению, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. « Блаженны, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 3).

Отпевали святителя 5 архиереев в присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипас-тырское благословение.

Так кончил свою дивную жизнь великий устроитель Русской Церкви — Московский митрополит Макарий, почитание которого началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая икона святителя. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 г., царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».

Имя святителя начиная с XVII в., встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа».

Последние дни жизни, кончина и погребение святителя были описаны в особой повести, которая дошла до нас в 7-ми списках, причем ранние — в составе Хронографа. Сохранилось также и его рукописное житие.

Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится на четырехчастной иконе 1547 г. в Благовещенском соборе в Кремле. В левой нижней части ее среди других известных лиц написаны царь и митрополит. Другое прижизненное изображение 1560 г. было создано в алтаре Успенского собора Свияжского монастыря на фреске «Да молчит всяка плоть человеческая...».

На иконах святитель изображается сухим, высоким, седым старцем. «Митрополит Макарий, стар и сед, в золотом саккосе и зеленом омофоре, на котором черные с золотом кресты; на голове святитель-ская шапка, верх с разноцветными камнями; тушь белая, сбоку его надпись: «О агиос Макарий митрополит»; сияние над святителем празелень».

«С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши. И со избранным избран будеши (Пс. 17, 26-27)»,- говорит псалмопевец и пророк Давид. Постоянно общаясь со святыми подвижниками, Митрополит Макарий явил пример веры и высоты архипастырского служения. Он заботился о духовном просвещении своей паствы. Прославив столько русских святых, он и сам ныне предстоит престолу Живоначальной Троицы.

Источник: Pravoslavie.ru

Форумы