«Возлюбим Бога паче всего и Германа воспоим» (комментарий в свете веры)

Прп. Герман Аляскинский
Прп. Герман Аляскинский

26 Декабря Святая Церковь празднует память прп. Германа Аляскинского

Е. Ю. Ковальская

Прп. Герман Аляскинский.

Статья из т. XI «Православной Энциклопедии», Москва. 2006 г.

Герман (Зырянов Герасим Иванович; 1756/57, г. Серпухов Московской губ.— 13.12.1836 - ст.ст., 26.12.1836 - н.ст., о-в Спрус, Кадьякский архипелаг), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, 10 июня — в Соборе Сибирских святых). Родился в благочестивой купеческой семье. В 16 лет ушел в Саровскую пуст. В 1777 г. поступил послушником в Троицко-Сергиеву пуст. под С.-Петербургом, где пребывал 6 лет и принял иноческий постриг. Тяжело заболев, был чудесным образом по молитвам к Божией Матери исцелен. В 1782 г. переведен в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, проходил различные послушания, затем по благословению духовного наставника игум. Назария (Кондратьева) был отпущен на жительство в пустынь, расположенную в 2 км от монастыря. Прп. Герман дважды отказывался от рукоположения во иерея и до конца жизни остался простым монахом. В 1793 г. Прп. Герман был включен в состав Аляскинской миссии.

Миссионерская деятельность прп. Германа проходила на о-ве Кадьяк, куда он прибыл в сент. 1794 г. В 1796 г. было завершено строительство храма Воскресения Христова. Работала школа, пекарня, которой заведовал прп. Герман. Кадьякские алеуты подвергались жестокой эксплуатации со стороны Российско-Американской торговой компании, и их главным защитником стал прп. Герман. После гибели в 1799 г. во время кораблекрушения еп. Иоасафа (Болотова) на о-ве осталось всего 4 миссионера. Иером. Гедеон (Федотов), посетивший Алеутские о-ва по поручению Святейшего Синода, оставил после своего отъезда в 1807 г. главой Кадьякской миссии прп. Германа. С 1807 г. он заведовал школой, в которой обучались 20 мальчиков. Старец учил их чтению, письму, Закону Божию, Свящ. истории и церковному пению, навыкам земледелия.

Воскресенская церковь в Кадьяке
Воскресенская церковь в Кадьяке

В период между 1811 и 1817 гг. в поисках уединения прп. Герман переселился на пустынный о-в Еловый (Спрус) в 2 верстах от о-ва Кадьяк, назвав свою обитель Новым Валаамом. Прп. Герман выкопал землянку, позднее построил возле нее бревенчатую келью. Постелью старцу служила небольшая скамья, под голову он подкладывал 2 кирпича, укрывался доской. Одежда его была одна и та же зимой и летом: меховая парка, надетая на голое тело, поверх нее подрясник и ряса, на голове клобук, на ногах сапоги. Носил 15-фунтовые вериги. Ел очень мало: немного рыбы и овощей. Время, свободное от богослужения, проводил в трудах — занимался огородом, к зиме запасал грибы и рыбу. Все, что приобретал, отдавал бедным и сиротам. Со временем недалеко от кельи были построены часовня и дом для посетителей, в котором также находилось уч-ще для сирот. прп. Герман учил детей Закону Божию и пению.

Прп. Германа всегда помогал своим духовным детям: просил у начальства снисхождения к провинившимся, заступался за обвиняемых, подавал помощь нуждающимся, ухаживал за больными. Так, во время эпидемии гриппа в 1819 г. из всех русских только прп. Герман навещал больных алеутов, молитвенно утешая их, принимая покаяние и готовя умиравших к смерти. В воскресные и праздничные дни многие алеуты приезжали на о-в Еловый к старцу. Часы и молитвы читал его ученик Герасим, а Апостол и Евангелие — старец. После службы прп. Герман беседовал с алеутами о спасении души, вечности и будущей жизни; много рассказывал из Пролога и житий святых. Некоторые люди под влиянием его проповеди меняли прежнюю жизнь и оставались при старце. Так на о-ве Еловом образовалась женская община во главе с алеуткой Софьей Власовой. Сохранился рассказ о том сильном впечатлении, которое произвел старец на офицеров шлюпа «Камчатка», остановившегося на Кадьяке во время кругосветного путешествия в 1818 г. После встречи с ним в 1807 г. лютеранин Л. А. Гагемейстер, капитан шлюпа «Нева», принял Православие. А главного правителя Российско-Американской компании С. И. Яновского (1818–1819) прп. Герман привел к вере и многие годы спустя к принятию монашества (в 1876 скончался схим. прп. Сергием).

Прп. Германа сподобился от Бога мн. духовных даров, видения ангелов и злых духов. Однажды по его молитвам прекратилось наводнение, в др. раз — пожар. Старец обладал даром прозорливости. Так, он предсказывал, что в Америке будет свой архиерей, что вскоре и исполнилось. В 1840 г. была образована на Североамериканском континенте епархия и во главе ее стал свт. Иннокентий (Вениаминов).

Вероятно, в 1835 г. прп. Герман полностью ослеп. В последние годы вел уединенную жизнь, редко выходя из кельи и постоянно пребывая в подвигах поста и молитвы. Он открыл духовным чадам время своей смерти и обстоятельства погребения. В час кончины старца жители о-ва Афогнак увидели над о-вом Еловым светлый столб, поднимавшийся от земли к небу.

Впервые сведения о житии и почитании прп. Германа были напечатаны в Валаамском монастыре в 1868 г. В 1936 г. архим. Герасим (Шмальц) открыл св. мощи старца и положил их в специально построенной небольшой часовне. 9 авг. 1970 г. на о-ве Кадьяк в соборе Воскресения Христова Митритрополит всей Америки и Канады Ириней (Бекиш) в сослужении сонма архиереев совершил торжественное прославление прп. Германа в лике равноапостольных святых. Мощи прп. Германа были положены в соборе в деревянную раку, на которую были возложены принадлежавшие святому камилавка и железные крест с параманом. В тот же день, 9 авг. 1970 г., прп. Герман был прославлен РПЦЗ в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. Определением Свящ. Синода РПЦ от 12 нояб. 1970 г. имя прп. Германа было внесено в месяцеслов. Он стал первым православным святым в Америке.

Литература: Жизнь Валаамского монаха Германа, американского миссионера. СПб., 1894; Валаамские миссионеры в Америке (в кон. XVIII ст.). СПб., 1900; Уржумцев П. Прославление старца Германа Аляскинского // ЖМП. 1970. № 11. С. 48–50; История Русской Америки: В 3 т. Т. 1: Основание Русской Америки (1732–1799) / Отв. ред. акад. Н. Н. Болховитинов. М., 1997. С. 251–277; Смолич. История РЦ. Кн. 8, ч. 2. М., 1997. С. 268–275; Корсун С. Прп. Герман Аляскинский: Жизнеописание / ПСТГУ. М., 2005; Онуфрий (Маханов), иерод. Причал молитв уединенных: Валаамский монастырь и его небесные покровители Сергий и Герман. СПб., 2005.

Прп. Герман Аляскинский
Прп. Герман Аляскинский

О. С. Гринченко

Гимнография.

Гимнографическое последование прп. Герману включает 3 тропаря (7-го гласа: Звездо пресветлая:, 3-го гласа («поемый во Америце»)Преподобне отче наш Германе: и 4-го гласа: Пустыни северныя подвижниче:); 2 кондака (3-го гласа: Свет вечный Христа: и 8-го гласа:Валаама постриженник честный:); 2 канона (3-го гласа, с акростихом: Возлюбим Бога паче всего и Германа воспоим, ирмос 1-й песни: Воды древле:, нач. 1-го тропаря: Воспети помози ми (в рус. Минее отсутствует; см.: Корсун С. Прп. Герман Аляскинский: Жизнеописание. М., 2005. С. 177–187); 8-го гласа, акростих:Пою песнь первому угоднику, прославленному во Америце, ирмос 1-й песни: Воду прошед:, нач. 1-го тропаря Послушник смирения исполненный:).

Я. Э. З.

Иконография

Иконография прп. Германа начала складываться до его канонизации в среде почитателей в России и Америке. Иконографическим образцом послужил миниатюрный портрет 1866 г., написанный в технике акварели, по-видимому, мон. Елисаветой (Яновской) по рассказам ее отца схим. Сергия (Яновского), который в том же году послал рисунок игум. Дамаскину (Кононову) на Валаам (в наст. время в Нововалаамском монастыре, Финляндия). Преподобный изображен вполоборота вправо, по пояс, в простой рясе и мантии, с непокрытой головой, руками опирается на посох (левая с четками — на правой), у него большие светлые глаза, прямой нос, длинные седые волосы, спадающие прядями на плечи, и кудрявая борода средней величины. На основе портрета А. Смирнов создал валаамскую гравюру 1894 г. с факсимиле автографа прп. Германа (Корсун. С. 33); впоследствии на иконах воспроизводились не только портретные особенности лика святого, но и жест рук, лежащих на посохе.

Рисунок, представляющий преподобного на смертном одре в интерьере с иконами и падающим из окна потоком света (1929), и икона-плащаница работы архим. Серафима, положенная на гробницу прп. Германа. (ок. 1936 г.) (ц. Смоленской иконы Божией Матери на месте кельи прп. Германа на о-ве Еловом) — в руках святого Крест, глаза закрыты — были выполнены к обретению мощей прп. Германа, как, вероятно, и др. работы того же автора: житийный образ 1929 г. (ц. Покрова Богородицы в Нью-Йорке, США), изображение на холсте святого, сидящего с книгой у Креста, и кельи в лесу того же года (не сохр.).

Другие ранние иконы прп. Германа были написаны буд. игум. Германом (Подмошенским) по благословению архим. Герасима (Шмальца); в надписях прп. Герман назван «блаженным». Икона 1961 г. воспроизводит видение архим. Герасима в 1935 г., перед переселением на Новый Валаам: прп. Герман изображен звонящим в колокола, в лесу, с палкой-посохом в руке, вокруг головы — сияние. Икона 1962 г. (монастырь во имя прп. Германа в Платине, Калифорния, США) представляет святого стоящим на скалистом островке среди вод, на фоне Елового о-ва, в рясе и мантии, с непокрытой головой, большим параманным крестом-веригами на груди (подлинная реликвия — на раке святого в ц. Воскресения Христова на о-ве Кадьяк), с поднятой десницей и развернутым свитком в левой руке (с текстом его наставлений: «От сего дня, от сего часа, от сей минуты будем стараться любить Бога…»). Образ подобной иконографии был написан по благословению архиеп. Карельского и Финляндского Павла (Олмари-Гусева) в 1970 г. япон. иконописцем П. Сасаки и освящен на мощах прп. Германа во время его канонизации (в наст. время в соборе Преображения Господня Нововалаамского монастыря, Финляндия); в храмах Финляндии находится неск. списков с этого образа.

Прп. Герман Аляскинский
Прп. Герман Аляскинский

На других иконах святой представлен, как правило, в поясном или ростовом изводе, близком изображению на акварельном портрете, иногда на фоне «северной пустыни» — пейзажа с невысокими горками и водой (образ кон. XX в. — см.: Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. Вкл.), иногда с благословляющей десницей или со свитком — напр., образ работы архим. Киприана (Пыжова) с частицами мощей и гроба (ок. 1970), на свитке текст Пс 18. 5: «Во всю землю изыде вещание их...» (Корсун. С. 147).

Иконописец архим. Киприан (Пыжов) является также автором рисунка с изображением прп. Германа в лодке перед берегом с пустынькой (1963); в посл. четв. XX в. мон. Вениамином создана серия рисованных композиций праведных трудов прп. Германа и надвратная икона преподобного в коленопреклоненном молении с мч. Петром алеутом в ц. во имя прп. Германа в г. Уасилла (Аляска). В роспись 1995 г. часовни в честь Сретения Господня на Новом Валааме включены сюжеты жития прп. Германа, в т. ч. прибытие в 1794 г. валаамских монахов на Аляску; подобная живописная композиция написана в посл. четв. XX в. А. Смит из Линкольна (США).

Одна из первых появившихся в России икон традиц. стиля с образом прп. Германа, исполненная П. Сасаки, была подарена Патриарху Московскому и всея Руси Пимену (Извекову) во время посещения Финляндии в 1974 г. (ЖМП. 1974. № 12. С. 16, 18–19. Вкл.). В центре в рост представлен прп. Сергий Радонежский, по сторонам от него — по 3 фигуры преподобных отцов — просветителей Карелии, вверху — образ Св. Троицы Ветхозаветной. Прп. Германа, в монашеском облачении, со сравнительно короткими волосами и небольшой окладистой бородой, находится в центре правой группы, за прп. Германом Валаамским и прп. Трифоном Печенгским, во 2-м ряду.

В 70-х гг. появилось неск. росписей в академической манере с ростовым образом прп. Германа: фронтальное изображение в МДА (не сохр.) — в коричневой рясе и черной мантии, с большим наперсным крестом, руки тоже на рукояти посоха; композиция в галерее рус. святых в Почаевской Успенской лавре, была создана ок. 1977 г. (дописана при поновлении живописи в кон. 60-х — 70-х гг. XIX в.) — прп. Герман в том же типе изображения, стоит с прп. Серафимом Саровским, святителями Мелетием Харьковским и Иннокентием Московским (прославлен в 1977) на фоне Саровской Успенской пуст. Вместе со свт. Николаем Японским (Касаткин) прп. Герман представлен в росписи сев. придела Троицкого собора Данилова муж. монастыря в Москве (ок. 1986).

Образ прп. Германа встречается в совр., дополненных изображениями новых святых вариантах иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие» (разработана мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в.), в частности на иконе 2002 г. мастера М. В. Пыжова (ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве), наряду со свт. Николаем Японским в числе просветителей.

Литература: A Treasury of St. Herman's Spirituality. Alaska, 1989 (Little Russian Philokalia; Vol. 3); New Valaam at Monks' Lagoon on St. Herman's Spruce Island: A Chronicle of Monastic Life on New Valaam, Alaska. Alaska, 1997; Корсун С. Прп. Герман Аляскинский: Жизнеописание / ПСТГУ. М., 2005.

Вознесенская церковь на Аляске
Вознесенская церковь на Аляске

Свящ. Алексий Куренков

Аляскинская миссия.

Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г.

Аляскинская (Кадьякская) миссия, православная миссия РПЦ в Сев. Америке. Во время 2-й Камчатской экспедиции 1741 г. В. Беринг на корабле «Св. Петр» достиг берегов Сев. Америки и открыл о-ва архипелага Александра, в т. ч. о-ва Ситка и Алеутской гряды. В день празднования прор. Илии 20 июля 1741 г. корабельные священнослужители иером. Иларион (Трусов) и свящ. Игнатий Козыревский совершили первую правосл. литургию по случаю открытия сев.-зап. побережья Сев. Америки. В 1781 г. рус. предприниматель Г. И. Шелихов (1747–1795) основал компанию для зверобойного и пушного промысла на Аляске и Алеутских о-вах (с 1799 Российско-Американская компания). В 1783 г. Шелихов снарядил 3 корабля для обследования новооткрытых земель. Опорным пунктом экспедиции (1783–1786) стал большой о-в Кадьяк у юж. берега Аляски. Здесь Шелихов крестил 40 местных жителей. В 1788 г. рус. промышленник посетил Валаамский мон-рь и беседовал с его игуменом об устроении миссионерского служения в Русской Америке. В 1793 г. Шелихов обратился в Святейший Синод с просьбой о благословении сооружения им храма на о-ве Кадьяк и о направлении на Алеутские о-ва и Аляску миссионеров-иноков. Российская императрица Екатерина II просьбу поддержала, и митр. Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) благословил Валаамскому мон-рю снарядить группу миссионеров во главе с архим. Иоасафом (Болотовым).

25 дек. 1793 г. миссионеры отправились из Петербурга, а 24 сент. 1794 г. миссия в составе 8 монахов прибыла на о-в Кадьяк, положив начало распространению Православия в Сев. Америке. В миссии состояли иером. Ювеналий (Говорухин), Макарий (Александров), Афанасий (Михайлов), иерод. Нектарий (Панов), иерод. Стефан (Говорухин), брат иером. Ювеналия, мон. Герман (см. Герман Аляскинский) и мон. Иоасаф. 6 миссионеров были из Валаамского мон-ря, двое — из Коневецкого. Сразу же по прибытии миссионеры столкнулись с большими трудностями. Аляска и Алеутские о-ва занимали обширнейшую территорию. Алеуты, эскимосы, тлинкиты и др. народы пребывали в нищете и духовном невежестве. Нек-рые из них были уже крещены проживавшими в этих местах рус. поселенцами, но, как и некрещеные соплеменники, продолжали верить в добрых и злых духов и приносить им жертвы. Через 2 месяца после прибытия миссии на о-ве Кадьяк была заложена деревянная ц. Воскресения Христова. Первым священником этого храма стал иером. Афанасий. Миссионеры крестили множество алеутов, эскимосов и др. жителей п-ова Аляска. На о-ве Кадьяк была открыта школа для детей. Иером. Макарий трудился на Алеутских о-вах, иером. Ювеналий — в глубине континента, где и принял мученическую кончину 29 сент. 1796 г. на оз. Илиамна.

Еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Вениамин (Багрянский), к-рому поступали доклады миссии, сообщал в С.-Петербург о ее успешной деятельности и обращении в Православие более чем 6 тыс. коренных жителей. В целях укрепления миссии Святейший Синод учредил 19 июля 1796 г. Кадьякское вик-ство в составе Иркутской епархии и постановил рукоположить на Аляску епископа. 10 апр. 1799 г. в Иркутске глава миссии архим. Иоасаф (Болотов) был хиротонисан во еп. Кадьякского. На обратном пути в Америку судно «Феникс» с миссионерами попало в шторм и затонуло у берегов Аляски. Вместе с еп. Иоасафом погибли иером. Макарий и иерод. Стефан. На протяжении последующих 40 лет епископа на Аляску не назначали.

В 1803–1807 гг. Аляскинскую миссию возглавлял корабельный свящ. иером. Гедеон, к-рому было поручено уладить конфликт между Российско-Американской компанией в лице первого главного правителя рус. поселений в Америке А. А. Баранова и миссионерами, обвинявшими руководство компании в эксплуатации местных жителей и их спаивании. Иером. Нектарий (рукоположенный в 1806 во священника) вернулся по болезни в Россию, в 1823 г. умер мон. Иоасаф. В 1823 г. Святейший Синод постановил закрыть миссию, но всероссийский имп. Александр I не утвердил этого решения. В 1825 г. иером. Афанасия сменил свящ. Фрументий Мордовский. На Алеутских о-вах продолжил миссионерский подвиг мон. Герман. Его жертвенная жизнь и бескорыстная забота об алеутах снискали ему среди них искреннее уважение. Скончался он 13 дек. 1837 г. на о-ве Еловом. 9 авг. 1970 г. Герман Аляскинский был прославлен в лике преподобных Православной Церковью в Америке.

Большой проблемой для миссии в 1815–1823 гг. было отсутствие достаточного числа священнослужителей. Из Иркутска продолжали присылать на Аляску священников, но истинного усердия, подобно первым миссионерам, они не проявляли. Требы и богослужения совершались крайне нерегулярно, крещение часто осуществляли миряне. Расцвет Аляскинской миссии связан с именем свящ. Иоанна Вениаминова (1797–1879) (впосл. митр. Московский и Коломенский Иннокентий), к-рый прибыл на Уналашку в 1824 г. и прожил на острове 10 лет. Деятельность свящ. Иоанна была примером подлинно апостольского служения: обучив алеутов плотницкому ремеслу, он вместе с ними срубил деревянный храм, изучил алеутско-лисьевский язык, создал букварь и перевел на этот язык НЗ, литургию Иоанна Златоуста и Катехизис. Свящ. Иоанн совершал длительные пастырские объезды многочисленных Алеутских о-вов и материка, во время к-рых проповедовал и крестил. В 1834 г. он был переведен в Новоархангельск (совр. Ситка) — адм. центр Русской Америки. Здесь ревностный пастырь столкнулся с воинственным племенем колошей. Изучив их язык и обычаи, проповедовал среди них Слово Божие. Устроил на острове миссионерскую школу для мальчиков, обучал их Закону Божиему и ремеслам. Особо ревностным среди миссионеров, подвизавшихся на Алеутских о-вах и Аляске, был алеутский свящ. св. Иаков Нецветов, помогавший свт. Иннокентию в проповеднических трудах, издавший первый молитвослов на языке юпик для аляскинских эскимосов (1897).

21 дек. 1840 г. Святейший Синод учредил новую епархию — Камчатскую, Курильскую и Алеутскую, с кафедрой в Новоархангельске на о-ве Ситка. Во главе епархии был поставлен свящ. Иоанн Вениаминов, к этому времени овдовевший и принявший иноческий постриг с именем Иннокентий. В 1845 г. в Новоархангельске была открыта ДС для подготовки пастырей из представителей местных народностей. 20 нояб. 1848 г. еп. Иннокентий освятил воздвигнутый им в Новоархангельске кафедральный собор во имя св. арх. Михаила. 21 авг. 1850 г. еп. Иннокентий был возведен в сан архиепископа. В помощь ему по управлению обширнейшей епархией 11 янв. 1858 г. было учреждено Новоархангельское вик-ство. Его первым архипастырем стал еп. Петр (Екатерининский), к-рого 9 нояб. 1866 г. сменил еп. Павел (Попов). Благодаря трудам правосл. миссионеров к 1860 г. на Аляске насчитывалось 12 тыс. коренных жителей правосл. исповедания и 43 общины, 9 храмов, 35 часовен, 17 школ и 3 детских приюта.

В связи с продажей Россией США 18 окт. 1867 г. Аляски и Алеутских о-вов Святейший Синод 10 июня 1870 г. внес территориальное изменение в Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию. Переименовав ее в Камчатскую, Курильскую и Благовещенскую, Синод учредил новую епархию — Алеутскую и Аляскинскую (с 9 февр. 1900 Алеутская и Североамериканская) с кафедрой в Ситке, упразднив одновременно Новоархангельское вик-ство.

С передачей бывш. российских владений представителям амер. гос. администрации после продажи Аляски многие российские подданные вернулись на родину. Положение оставшихся на Аляске правосл. миссионеров и коренного населения стало бедственным из-за прекращения финансовой поддержки со стороны Российского гос-ва. В 1870 г. на всю Аляску приходилось 4 священника (2 в Ситке, по одному на Уналашке и на Кадьяке). В Ситке оставалось всего 90 чел. русских, в большинстве своем малообеспеченных, получавших денежное пособие от городской администрации. Вслед за открытием на Аляске золота в этот штат в годы «золотой лихорадки» (1891–1898) устремились амер. предприниматели и протестант. миссионеры, гл. обр. пресвитериане и методисты, часто совмещавшие свою деятельность с гос. службой. В большинстве случаев они не только не проявляли должного попечения о нуждах коренных жителей, но зачастую лишали их права исповедовать Православие вопреки достигнутой российско-амер. договоренности. С др. стороны, с переходом в Православие к кон. XIX в. многих униатов-карпатороссов и открытием новых приходов в др. штатах страны, отдаленных от Аляски, центр деятельности правосл. миссии постепенно, но неуклонно перемещался на Вост. побережье США. Множились также объективные адм. трудности в управлении отдаленной и обширной епархией.

С переводом кафедры в 1872 г. из Ситки в Сан-Франциско (шт. Калифорния) А. м. стало уделяться меньше внимания. Несмотря на это, Церковь на Аляске продолжала расти и крепнуть, опираясь на традиции, заложенные подвижничеством первых миссионеров. В 1903 г. Святейший Синод учредил в составе Алеутской и Североамериканской епархии Аляскинское вик-ство, преобразованное в 1934 г. в Аляскинскую епархию. 6 окт. 1977 г. митр. Иннокентий (Вениаминов), «апостол Америки и Сибири», был причислен к лику святых определением Свящ. Синода РПЦ. В окт. 1994 г. свящ. Иаков прославлен Православной Церковью в Америке как «просветитель народов Аляски».

Литература: Очерк из истории Американской Православной Миссии (Кадьяковской миссии 1794–1837). СПб., 1894; Иванов А. И. Православие в Америке // ЖМП. 1955. № 1. С. 44–55; № 3. С. 69–76; Orthodox America, 1794–1976. N. Y., 1975. N 4; Gregory (Afonsky), Bish. History of the Orthodox Church in Alaska, 1774–1914. Kodiak, 1977; Pierre R. The Russian Orthodox Religious Mission in America, 1794–1837. Kingston, 1978; Oleksa M. Alaskan Missionary Spirituality. Mahwah (N. J.), 1987; idem. Orthodox Alaska. N. Y., 1992; Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America, 1794–1994. S. l., 1995; Русская Америка. М., 1994; Смолич И. К. История. М., 1997. Ч. 2; A Good and Faithful Servent / Univ. of Alaska. S. l., 1997.

Прот. Александр Голубов

Аляскинское викариатство

Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г.

Аляскинское викариатство Алеутской и Североамериканской епархии, учреждено 14 дек. 1903 г. Святейшим Синодом РПЦ на основе Аляскинской (Кадьякской) миссии.

По данным Православного миссионерского об-ва, основанного митр. Московским и Коломенским свт. Иннокентием (Вениаминовым), бывш. аляскинским миссионером, к 1902 ã. на Аляске насчитывалось 16 приходов и 60 приписных к ним часовен — молитвенных домов, 17 священников, 1 диакон и 12 чтецов, к-рые обслуживали 11 758 прихожан, в т. ч. 87 русских, 2257 креолов, 2147 колош (тлингитов), 4839 эскимосов. Кроме того, имелось 45 церковных школ с 760 учащимися (из них 2 богословско-миссионерские с двухгодичным сроком обучения для подготовки священнослужителей), 5 приютов (65 воспитанников), 8 братств (370 членов) и 4 об-ва трезвости при 4 приходах.

29 нояб. 1903 ã. на Аляске была учреждена епископская кафедра, а 12 дек. того же года совершено наречение архим. Иннокентия (Пустынского) во епископа Аляскинского, викария Алеутской и Североамериканской епархии. Хиротония еп. Иннокентия, ранее служившего миссионером в США и на Алеутских о-вах и там принявшего монашество, состоялась 14 дек. 1903 ã. в Казанском соборе С.-Петербурга. Вручая архиерейский жезл новому викарию, свт. Тихон указал не только на духовную преемственность дела правосл. миссии, столь блистательно развитого свт. Иннокентием (Вениаминовым), но и на принципиально новые условия, в к-рых ей отныне предстояло развиваться. Резолюцией еп. Тихона от 4 дек. 1903 г. духовенству Аляски предписывалось с 1 янв. 1904 г. обращаться непосредственно к Преосвященному викарию. Ему предоставлялось право назначать, перемещать и увольнять по прошению священников, псаломщиков и учителей в Аляске и вести все церковные дела.

В течение почти 30 лет существования Аляскинского викариатства сначала свт. Тихон, а затем еп. Иннокентий (Пустынский) и его преемники осуществляли архипастырское окормление аляскинской паствы, представленной гл. обр. коренными народностями. Нередко архипастыри обращались с ходатайством о нуждах пасомых к гражданским властям. Впервые в 1900 г. на основании российско-амер. договора от 30 марта 1867 г. был принят гос. закон США о передаче церковных земель и недвижимости в непосредственное ведение Церкви. В помощь правительственным чиновникам, осуществлявшим топографическую съемку и межевание, а затем оформление и регистрацию гос. патентов на церковные участки, в 1903 г. еп. Тихоном были командированы иером. Антоний (Дашкевич) и свящ. креол Андрей Кашеваров, впосл. директор Музея и исторической б-ки в Джуно. К 1926 ã. 48 церковно-миссионерским общинам Аляскинского викариатства было передано в общей сложности 627,83 акра церковной земли.

Большое значение для правосл. жителей Аляски приобрел вопрос о школах. Система гос. образования в штате находилась под контролем лиц, получавших содержание от протестант. церквей. В 1906 г. еп. Иннокентий посетил президента Т. Рузвельта, а также Департамент образования и поставил перед правительством США вопрос о необходимости организации для православных на Аляске гражданских школ наряду с теми, к-рые учреждались для верующих др. конфессий.

В этот период для правосл. жителей Аляски были выпущены книги: «Указание пути в Царствие Небесное» митр. Иннокентия (Вениаминова) (1901), Евангелие на алеутском языке (1903, Нью-Йорк; переиздано еп. Филиппом в 1916–1917), иером. С. Самойловичем издавался ж. «Православная Аляска» на рус. и местных языках (1904). Путевые журналы и этнографические заметки миссионеров о церковной жизни на Аляске были опубликованы в «Американском православном вестнике» или хранились в рукописях в различных архивах.
Указом Святейшего Синода от 31 окт. 1906 г. на основании предварительного соглашения между архиеп. Тихоном, еп. Аляскинским Иннокентием и еп. Якутским Макарием (Павловым) к Аляскинскому викариатству была присоединена Чукотская миссия. В распоряжение еп. Аляскинского переходили материальные средства, выдававшиеся российским правительством епископу Якутскому для содержания миссии среди чукчей. Подобное решение объяснялось тем, что миссионерам на Чукотку легче было добраться морем со стороны Аляски. Чукотская миссия была приписана к Куикпакской (Юконской) миссии Свято-Михайло-Редутского благочиннического округа, куда 1 авг. 1908 ã. переводится настоятелем с назначением на должность благочинного игум. Амфилохий (Вакульский), впосл. еп. Аляскинский.

После перевода еп. Иннокентия на Якутскую кафедру (1909) церковная жизнь вик-ства проходила в 1909–1916 гг. под архипастырским наблюдением еп. Александра (Немоловского) и в 1916–1920 гг.— еп. Филиппа (Ставицкого). В этот период Аляскинское викариатство делилось на Ситкинское (5 церквей и приписных к ним 4 молитвенных дома-часовни, 2 священника), Уналашкинское (9 церквей, 37 молитвенных домов-часовен, 5 священников) и Свято-Михайло-Редутское (3 церкви, 2 часовни и 2 священника) благочиния. Приюты в Юж. Аляске были закрыты, действовал лишь приют Куикпакской миссии на севере.

В 1923 ã. на Аляскинскую кафедру избран, а в 1924 ã. хиротонисан архим. Амфилохий (Вакульский). К 1929 ã. гл. обр. благодаря его трудам Аляскинского викариатства состояло уже из 27 приходов в составе 5 благочиний. Владыка Амфилохий писал в «Американском православном вестнике» о том, что «такую обширную область, как Аляскинское викариатство, в котором даже за три года нет возможности для епископа посетить все приходы и часовни, на меньшее число благочиний нельзя разделить». В помощь больному и престарелому еп. Амфилохию 12 окт. 1930 г. в Сан-Франциско был хиротонисан во епископа Ситкинского настоятель Архангело-Михайловского собора в Ситке, бывш. военный свящ. Российской армии архим. Антонин (Покровский). По обсуждавшемуся в Епархиальном совете митрополии предложению еп. Антонина, разработанному им совместно с протоиереями Гр. Прозоровым и А. Кашеваровым, единое Аляскинское викариатство предполагалось разделить на Аляскинское, с резиденцией епископа в Уналашке, и Алеутское, с кафедрой в Ситке. Однако этому предложению не суждено было претвориться в жизнь. Еп. Антонин, с титулом епископа Балтиморского, вскоре был переведен на Вост. побережье США в помощь митр. Платону по управлению многочисленными восточноамер. приходами. На попечение еп. Амфилохия оставлено было дальнейшее архипастырское окормление Аляскинского викариатства.

В 1934 г. Аляскинское викариатство было преобразовано в самостоятельную Аляскинскую епархию.

Архив: Православной Церкви в Америке, N. Y.

Источники: Протоколы 5-го Собора Русской Православной Церкви в Северной Америке, 20–23 нояб., 1934 ã.; Американский православный вестник, passim.

Литература: Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Н.-Й., 1944–1945. 2 т.; Иванов А. И. Православие в Америке // ЖМП. 1955. № 1. С. 44–55; № 3. С. 69–76; Bensin B. M. Russian Orthodox Church in Alaska, 1794–1967. Sitka, [1967?]; Lickwar V. The Diocese of Alaska in the 20th Century // Оrthodox America, 1794–1976. N. Y., 1975; Tarasar C. J. et al. Development of the Orthodox Church in America. N. Y., 1975; Gregory (Afonsky), Bish. A History of the Orthodox Church in Alaska, 1794–1917. Kodiak, 1977; Smith B. S. Orthodoxy and Native Americans: The Alaskan Mission. N. Y., 1980; Oleksa M. Alaskan Missionary Spirituality. N. Y., 1987; idem. Orthodox Alaska: A Theology of Mission. N. Y., 1992.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы