- 18 июня 2007
- 18:39
- Распечатать
Археология Москвы (Телепрограмма 09.06.07) (комментарий в свете веры)
Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь | ||
Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой эфир на канале ТВЦ 09.06.07)
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире «Православная энциклопедия». Сорок сороков – мало кто помнит смысл этого устойчивого выражения. Издавна так на Руси называли Москву – по количеству благочиний, которые объединяли почти тысячу московских храмов. Но были времена, когда во всей Москве было не больше десятка церквей. Тогда, в далеком XII-м веке, на окраине молодого города появился и первый монастырь – Данилов. Сейчас трудно вообразить, какова была жизнь средневековой обители. И недавние находки столичных археологов могут помочь нам представить Москву 700 – 800 лет назад. Наш гость сегодня – археолог, автор книги «Христианские древности», профессор Леонид Беляев. Археологические тайны могут скрываться в самых неожиданных местах. В самом центре Москвы, рядом с памятником Пушкину, где гремит музыка и находятся развлекательные центры и рестораны, под ногами у гуляющей публики находится фундамент древнего Страстного монастыря. И есть люди, которые уверены, что он будет возрожден.
Страстной монастырь | ||
Сюжет: Возрождение Страстного монастыря
Девять месяцев назад сюда, на ступени кинотеатра «Пушкинский», в первый раз пришли люди с иконами. С тех пор каждую субботу, в одно и то же время – в два часа дня, они поют акафист Страстной иконе Божией Матери, покровительнице монастыря, который когда-то был на месте Пушкинской площади.
Геннадий Сальников, вице-президент общества «Бородино-2012»: – Вот здесь, где мы молимся, находились престолы – св. великомученицы Анастасии Узорешительницы, Архангела Михаила, Николая Угодника, Нила Столобенского.
Свое имя Страстной монастырь получил в честь иконы Божией Матери, на которой она изображена с ангелами. Один из них держит крест, а другой копье – орудия Страстей Господних.
После революции группа художников-богоборцев расписала его стены кощунствами. А в марте 1919 года монастырь занял Военный комиссариат. Но ещё оставалось два действующих храма, а в кельях продолжали жить монахини.
Монахиня Адриана (Малышева), прихожанка Страстного монастыря в 1926-29 годах: – Когда я впервые попала в Страстной монастырь, погрузилась вдруг в такую тишину! Народу там было не так много, и все вокруг – такое необыкновенно красивое! Мое внутреннее состояние было похоже на внутреннее высокое ликование. Наверное, такое же, как когда душа попадает в рай!
Разрушали монастырь в 1935 году. Сначала взорвали колокольню, потом снесли стены храмов. Но их фундаменты сохранились. Они и сегодня находятся под сквером. И каждую субботу крестный ход обходит эту незримую границу Страстного монастыря. Люди надеются остановить строительство подземного торгового центра на Пушкинской площади. Ведь при этом будет уничтожено все, что осталось от монастыря, и будет окончательно погребена надежда на его возрождение.
Валерий Богачев, прихожанин храма Успения в Путинках: – У нас Церковь отделена от государства, но это не значит, что государство, которое везде говорит о том, что оно ориентируется на православные ценности, может допускать такие вещи – ни в коем случае! Если правительство думает, мы думать не будем: мы не позволим этому состояться!
Артемий Газарян, участник крестного хода: – Удастся ли воссоздать монастырь, на то воля Господа. Может быть нам не дано такой роскоши. Но засвидетельствовать свое отношение к этому, подать надежду всем людям, которые ждут этого, мы должны.
Страстной монастырь в Москве | ||
Скрытый под землей фундамент монастыря кроме духовной ценности имеет и историческую – здесь проходила знаменитая белая стена города, а первый храм был построен в честь небесного покровителя царя Алексея Михайловича Романова – Алексия, человека Божиего. По мнению археологов, земля под Пушкинским сквером скрывает немало тайн допетровского времени.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Неподалеку от Храма Христа Спасителя, в самом центре Москвы есть небольшой Зачатьевский монастырь – одна из древнейших обителей города. Полтора года назад здесь был заложен камень в основание главного собора монастыря – на том самом месте, где прежде стояли храмы и в XVIII-м, и в XVI-м и даже в XIV-м веке.
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь | ||
Сюжет: Данилов и Зачатьевский монастыри – раскопки и находки
Осенью 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил закладку камня в основание будущего собора Зачатьевского монастыря. На этом месте будет престол нового храма. А самый первый храм монастыря, деревянный, построили здесь еще в 14 веке. От него осталось только несколько плиток пола с изображением ковчега, всё остальное погибло в пожаре семь веков назад.
Белокаменный храм в начале 16 века построил на месте деревянной церквушки итальянский зодчий Аливиз Новый. Он приехал в Москву из Венеции по приглашению великого князя Ивана Третьего. Этот храм был в числе первых десяти каменных построек города. Причем и города-то здесь еще не было. Далекая окраина Москвы. Монастырская слобода. Археологи раскопали целую улицу, с погребами, кувшинами, церковной утварью и даже игрушками. Вот этого медвежонка, скорее всего, слепил ребенок. А этот образок великомученика Никиты – работа мастера, современника святых Сергия Радонежского и Андрея Рублева. Среди находок очень много хрупких вещей.
Раскопки в Зачатьевском монастыре | ||
Анна Мирясова, реставратор: – Здесь же много погребений было. Хрупкие ткани моментально разрушаются, нужно работать кисточкой.
Большинство найденных сосудов – так называемые «слезницы» – лампадки для последнего соборования умирающего. Но есть и уникальные находки. Это сфероконус – сосуд для драгоценных благовоний, привезенный из Китая.
Триста лет назад на фундаменте белокаменного собора поставили величественный храм из красного кирпича.
Ирина Елкина, сотрудник Института археологии РАН: – Это был двухпрестольный Рождественско-Зачатьевский храм огромных размеров, постороенный в стиле псевдоготики. Храм имел 30-и метровую колокольню.
Его разрушили в 1933 году. Собор, который строят сегодня, соединит все три храма вместе. Молитва зазвучит здесь как 300 и 500 лет назад.
В Зачатьевском монастыре археологи работают не больше двух лет, а в Даниловом – уже почти четверть века. Но и здесь бывают неожиданные находки.
В южной части Семисоборного храма полгода назад было обнаружено захоронение двухвековой давности. В белокаменном склепе покоились останки архиерея: в полном облачении, с панагией, крестом и евангелием. Несмотря на то, что мощи частично истлели, археологам удалось определить имя архиерея. В этом склепе был погребен Никифор Феотокис, грек по происхождению, известный церковный писатель, и настоятель Московского Данилова монастыря в конце XVIII-го века.
* * *
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Итак, сегодня мы говорим об археологии Москвы. Наш гость – профессор института археологии Леонид Беляев. Здравствуйте, Леонид Андреевич!
Леонид Беляев: – Здравствуйте.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вы пришли к нам с драгоценными предметами – архиерейской панагией, золотым крестом. Это вещи, которые были найдены в гробнице архиепископа Никифора Феотокиса. Что о нем известно?
В студии Православной энциклопедии | ||
Леонид Беляев: – Это был чрезвычайно интересный человек, проживший недолгую, но очень насыщенную жизнь. Родился он в 1731 году на острове Корфу. С юности подвизался в Церкви. Учился в университете в Болонье не только теологии и философии, но и физике, математике и был чрезвычайно образованным человеком. Его путь в Россию был долог. Он был миссионером. работал в Гермнии, Египте, Сирии, в Иерусалиме. откуда был приглашен в Молдавию, а у же из Молдавии соотечественники, находившиеся на русской службе пригласили архиепископа Никифора Феотокиса в Россию. Он служил в Полтаве, после чего стал архиепископом Юга России, а в конце жизни. почувствовав усталость от таких огромных трудов и путешествий, он подает прошение, чтобы провести остаток жизни в Свято-Даниловом монастыре, архимандритом которого и становится. Несколько лет Архиепископ занимается в Даниловом монастыре учеными трудами, и когда преставился, был похоронен там же. Печальна судьба наших некрополей. Всего 200 лет назад человек был похоронен, а его погребение ищут почти теми же способами, что и погребения древних царей.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вы занимаетесь раскопками на территории Данилова монастыря почти 30 лет. А что еще удалось Вам за это время удалось обнаружить?
Леонид Беляев: – Историки и археологи постоянно спорят о том, на каком месте находился монастырь, когда и куда он переводился, точно ли он привязан к своей территории, а это рождает всевозможные сомнения, связанные с хронологией. И важнейшим этапом исследований 80-х годов была привязка Данилова монастыря к нынешнему и древнему месту. Нам удалось показать, что в XIII – XIV вв. на том месте, где сейчас стоит храм Семи Вселенских соборов, существовал некрополь, а по-видимому и церковь XIII – XIV вв., и это было центром монастыря.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А что можно узнать о жизни обители и монахов в XIII-м веке по археологическим раскопкам?
Леонид Беляев: – В Даниловом монастыре было сложнее. А вот в Зачатьевском мы получили исключительные по интересу и ценности материалы. Была обнаружена часть монастырской застройки – монастырская улица. Это – несколько рядов сменявших друг друга деревянных зданий. Сами здания не сохранились, но остались погреба, подполы в которых хранились запасы продовольствия, кувшины, кубышки, сосуды, горшки. Во всех кельях их набор примерно одинаков. Это уникальная находка, которая позволит долго размышлять о том, чем питались монахи и как это связано с керамикой. Какого объема создавался запас. Т. е. быт постепенно начинает прорисовываться. До этого мы совсем плохо представляли каждодневный быт обители.
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь | ||
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Известно, что на территории Данилова монастыря обнаружено поселение IX-го века – это значит, что Москва на два века старше, чем это принято было считать?
Леонид Беляев: – Еще в 80-е годы мы обнаружили в Даниловом монастыре самое большое славянское поселение в окрестностях Москвы, и единственное в черте современного города. Это открытие ставит вопросы о том, откуда началась история Московской земли. Это поселение мы датировал концом X в.. но после работ этого года мы убедились, что на этом месте существовало и поселение римской эпохи, раннего железного времени. После того как это поселение прекратило свое существование, по прошествии некоторого времени появилось ранне-славянское поселение, возможно IX века.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Так можно ли сказать. что Москва была основана именно в IX веке.
Леонид Беляев: – Существует некая конвенция, что город возникает тогда, когда он возникает в сознании людей, возникает в духовном смысле. Если считать началом города момент, когда сюда пришли первые люди, то можно уйти очень глубоко, но это не будет верным. Славяне в этом месте, безусловно, жили, но в центре города их поселений пока не найдено. Я уверен, что найдены они будут.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Сейчас в Москве идет бурное строительство, часто элитное жилье строят в самом центре на исторических местах, иногда очень древних – насколько это губительно для археологии?
Леонид Беляев | ||
Леонид Беляев: – Общий ответ – да, губительно, скорее плохо, чем хорошо. Для археологии было бы хорошо, если бы ничего не трогали в течение многих лет, а потом делали все медленно и аккуратно. Но это несовместимо с жизнью столичного города. На Манежной площади, например, мы знаем два домонгольских памятника, которых не знали ранее, но знаем, также, что они погибли в процессе строительства, а археология в малой степени смогла их лишь зафиксировать. Хорошо это или плохо? С одной стороны мы стираем эти памятники, и во второй раз исследовать их будет нельзя, а с другой стороны они появились на карте города. Остановить строительство совсем мы не можем, ведь современный город не может перестать расти и не может следовать за темпом археологических раскопок. Есть другой вариант. Может быть, стоит создать мощный институт археологии Москвы. Также, на мой взгляд, и Церкви следует задуматься о том, чтобы создать собственную археологическую службу.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Интересное предложение. Я знаю, что в Троице-Сергиевой Лавре существует музей церковной археологии.
* * *
Самая ценная часть коллекции церковно-археологического кабинета – подлинные облачения митрополитов и Патриархов Русской Церкви. Саккосы были сделаны ровно 100 лет назад для патриарха Тихона. А совсем недавно музею переданы вещи митрополита Питирима.
Лента на плечах архиерея называется омофор. Он напоминает о заблудшей овце, которую Христос, спасая, взял на свои плечи. А набедренник – это символический меч для борьбы со злом. Одеяния, расшитые цветами обычно дарили митрополитам и Патриархам их прихожане и почитатели.
Протодиакон Игорь Михайлов, заведующий археологическим кабинетом МДА: – Св. праведный Иоанн Кронштадский говорил, что священник – это лицо Бога, поэтому он всегда должен быть опрятным и его одежда не должна соблазнять тех людей, которые приходят к нему за словом Божиим. В уникальном собрании церковно-археологического кабинета находятся вещи Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского).
* * *
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Не планируется ли создание подобных музеев в Москве?
Леонид Беляев: – Они есть. В храме Воскресения в Кадашах, в Храме Христа Спасителя, в Даниловом монастыре… Но они не имеют археологического характера, а это очень важно. Каждый храм – сокровищница, но вещи, найденные там, должны быть переданы на государственное хранение в музей. что резко понижает статус церковных музеев. Первый опыт сохранения всех экспонатов происходит в Зачатьевском монастыре. Это будет подземный реликварий, куда можно будет спускаться и молиться. Кроме того, будет музей, где будут экспонироваться предметы, найденные на территории монастыря.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Бывают ли у вас случаи, когда вы делали какие-то ценные находки в неожиданных местах?
Леонид Беляев: – Самая неожиданна находка была в Даниловом монастыре в 1983 году. Когда из строительного мусора выросли апсиды и мы поняли. что стоим на остатках храма. С этого момента началась перестройка всей истории монастыря.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Леонид Андреевич, а археология – «точная наука»? Бывают у вас какие-то ошибки?
Леонид Беляев: – Ошибки бывают, но скорее это добросовестные заблуждения. А вообще, археология очень точная наука.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А какие места Москвы, по-вашему, наиболее интересны для будущих исследований церковной археологии?
Китай-город | ||
Леонид Беляев: – Безусловно, – Кремль, Китай-город, все монастыри и церковные места, все слободы, основанные до XVII века, т. е. все территории, где началась и продолжалась городская жизнь. Кроме того, многочисленные памятники древности, входящие в черту Москвы.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Я благодарю Вас за интересную и содержательную беседу. Уверен, мы еще не раз встретимся в нашей студии.
Пришло время нашей рубрики «История России в Историческом музее». Ее автор и ведущий – доктор исторических наук Вадим Леонидович Егоров.
Рубрика «История России в Историческом музее»: Смутное время
Передача 13-я.
Вадим Леонидович Егоров: – В правление Ивана Грозного русские войска сражались на восточных и западных границах государства. Два поволжских ханства – Казанское и Астраханское, были присоединены к России, получившей в результате этого выход к Каспийскому морю.
Об этих событиях напоминает байдана (кольчуга из плоских колец). Она принадлежала Ивану Выродкову, построившему крепость Свияжск во время казанского похода 1552 года. Весит байдана около 16 килограммов, а на каждом кольце выбито имя владельца.
Менее удачной была Ливонская война, где России противостояли кроме ливонских рыцарей, Польша и Швеция.
Начало XVII века в истории России получило название Смутного времени. Тогда на московском престоле утвердился ставленник Польши Лжедмитрий.
Об участии Польши в событиях Смуты напоминает амуниция летучих гусар с крылом из лебединых перьев на спине. Расписка Лжедмитрия в получении 4000 золотых от польского короля Сигизмунда III.
В кадре. Смутное время закончилось изгнанием интервентов и утверждением на российском престоле династии Романовых. Героями этих событий стали князь Скопин-Шуйский, разбивший «Тушинского вора» (Лжедмитрия II), и князь Дмитрий Пожарский.
Сохранился портрет Михаила Скопина-Шуйского и его парадный палаш. Рядом сабля Дмитрия Пожарского, которую ему преподнесли благодарные москвичи за освобождение столицы от захватчиков.
В. Л. Егоров в экспозиции Исторического музея | ||
В правление царя Алексея Михайловича в 1654 году Украина воссоединилась с Россией. В этой витрине – гравированный портрет Богдана Хмельницкого и его серебряная водосвятная чаша. Рядом – стальная печать специально созданного Малороссийского приказа.
Во второй половине XVII века заметно изменились вооруженные силы России. Это можно видеть, сравнивая комплекс вооружения поместного войска с вооружением более поздних стрелецких отрядов, а затем с полками «нового строя», которые и стали прообразом регулярной армии.
В конце XVII века Россия находилась на пороге петровских реформ. Но об этом речь в следующем выпуске нашей рубрики «История России в Историческом музее».
Протоиерей Алексий Уминский | ||
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наша программа подошла к концу. Ее полную версию вы можете найти на сайте Седмица.Ru, где всегда помещаются самые последние новости жизни русской Православной Церкви, а также религиозные новости со всех концов света. Спасибо всем, кто был с нами эти полчаса. В следующую субботу мы встретимся снова. А сейчас я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!