Может ли политика быть христианской? (Телепрограмма 26.05.07) (комментарий в свете веры)

В студии
В студии "Православной энциклопедии"

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 26.05.07)

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Мы живем в светском государстве. Это значит, что Церковь от государства отделена. К сожалению, многие современные политики хотели бы воспринимать это, как отделение Церкви от общественной и политической жизни нашей страны. Но и многие верующие считают, что не наше дело лезть в политику. Христиане должны противостоять злу и безнравственности молитвой и личным благочестием. Но насколько эти мнения обоснованы? Может ли Церковь принимать участие в политической борьбе? Должны ли политики, которых мы видим молящимися на праздничных богослужениях, принимать решения, основываясь на христианской морали? Может ли современная политика быть христианской? Это тема нашей программы и нашего интерактивного вопроса, на который мы предлагаем Вам ответить. Если Вы считаете, что политика может быть христианской, позвоните по телефону 995-81-11, если сомневаетесь, что в современном мире это возможно, наберите – 995-81-12. Наши гости сегодня – главный редактор журнала «Континент» Игорь Виноградов и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. А начнем мы как обычно с новостей православной жизни.

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Сюжет: Патриаршее богослужение в День святых равноапостольных Мефодия и Кирилла

24 мая, в День святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.

Святые братья жили в девятом веке. Они родились в греческом городе Салоники, но путешествовали по многим странам, побывав в Болгарии и Моравии, в Крыму и Италии. И всюду проповедовали Христа.

Крестный ход с иконой равноапостольных братьев прошел от Кремля на Славянскую площадь к памятнику святым Кириллу и Мефодию, которые перевели Священное Писание на славянский язык и создали первую славянскую азбуку.

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: – Они оставили нам славянскую грамоту и славянский язык, который объединяет все славянские народы.

Торжества по случаю дня Кирилла и Мефодия стали событием не только церковной жизни. День славянской письменности и культуры, государственно-религиозный праздник в России. Его вместе отметили Церковь, общество и государство. А 2007 год указом Президента объявлен Годом русского языка.

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский

Сюжет: Выставка Твоим огнем душа согрета…», посвященная свт. Филарету Московскому

«Твоим огнем душа согрета…» - так называется выставка, посвященная 225-летию одного из самых знаменитых предстоятелей Русской Церкви – святителя Филарета Московского. Почти полвека он был Московским митрополитом. Именно его перу принадлежит перевод Священного Писания на современный русский язык.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: – В связи с Днем славянской письменности и культуры хочу подчеркнуть, что подвиг митрополита Филарета – равноапостольный, подобный подвигу святых братьев Кирилла и Мефодия. Святые Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку, а святитель Филарет посвятил многие годы своей жизни переводу Священного Писания с церковно-славянского на современный русский язык.

Но не только трудами на благо Церкви прославился святитель. Он был вдохновителем и участником многих государственных дел.

Александр Шкурко, директор Исторического музея: – И его манифест по случаю освобождения крепостных в 1861 году, и его сохранение тайны, а потом обнародование завещания престолонаследия Николаем Первым – дела государственной важности.

После смерти императора Александра I, и гвардия, и двор присягали его брату великому князю Константину, и только владыка Филарет смог остановить дворцовый переворот, настояв на том, чтобы был исполнен манифест покойного государя.

Алексей Петров, автор выставки: – В этой сложной ситуации, когда все присягают Константину, святитель Филарет сумел сохранить спокойствие, дождался нужного момента и выступил с волей покойного Александра I. Император Николай Павлович был ему благодарен, возвел в сан митрополита и пожаловал бриллиантовый крест на клобук.

Но нет ничего мимолетнее благосклонности государей. Совсем скоро должно было пройти открытие Триумфальной арки у Тверской заставы, и митрополит Филарет отказался участвовать в празднике – среди изображений на арке были языческие символы. На компромисс с совестью святитель пойти не мог, и надолго испортил отношения с императором Николаем.

Выставка проходит в Новодевичьем монастыре и продлится до конца года.

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Тысячу лет Россия была христианской страной. Ею правил государь, помазанник Божий. Часто важнейшие решения принимались государством и Церковью совместно. Русскую армию называли «христолюбивое воинство». Внешняя и внутренняя политика страны была православной, зачастую в ущерб практическим интересам и экономической выгоде. Русский правовед, профессор Евгений Спекторский говорил, что Россия руководствовалась политикой принципов, тогда как западные государства вели политику интересов. В своей книге он пишет: «Принципами европейской политики России было спасение погибающих, верность союзникам и солидарный мир».

Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма "Герои Шипки", 1955 г.

Рубрика «Архив «Православной энциклопедии»: Христианская политика России

Одним из важных направлений внешней политики России в ХIХ веке стала защита прав православных народов Болгарии, Молдавии, Сербии, Македонии, Черногории и ряда других балканских стран, пребывавших под многовековым турецким игом.

Своего высшего апогея эти усилия России достигли в нескольких русско-турецких войнах XVIII-го, XIX-го веков и в Крымской войне в середине XIX -го века.

Русское общество всегда стремилось оказать решительную помощь и поддержку братским славянским народам, терпящим позор и унижение от своих поработителей.

В русских гимназиях было разрешено учиться детям из братских стран. Например, известный болгарский патриот и борец против турок Христо Ботев получил образование в Одессе. По отдельным квотам принимали учащихся в Духовные семинарии и академии.

Новым общественным подъёмом в русском обществе сопровождалась русско-турецкая война 1877 - 1878 годов. В Петербурге проходили многотысячные митинги с призывами оказывать всемерную помощь, а в светских салонах живо обсуждали поступок графини Вревской, добровольно отправившейся медсестрой в Болгарию. В боевых действиях участвовала не только русская регулярная армия, но и тысячи добровольцев, которых радостно встречали на болгарской земле. Широкую известность приобрела битва за Шипку, в которой в полной мере расцвёл военный гений генерала Скобелева. Изнурительная и тяжёлая борьба закончилась победой русской армией, а царя Александра II стали называть царём-освободителем. Однако в этот период только часть Болгарии была освобождена из-под турецкого владычества. Окончательное же освобождение Балкан от турок произошло в 1912 году, когда в результате так называемой первой балканской войны объединённые силы Сербии, Румынии и Болгарии очистили свои территории от захватчиков.

Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма "Герои Шипки", 1955 г.

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Мы просим всех наших телезрителей принять участие в интерактивном опросе. Наш вопрос звучит так: «Может ли политика быть христианской?». Если ваш ответ «Да», позвоните по телефону 995-81-11, если «Нет», наберите – 995-81-12. Наши гости сегодня – главный редактор журнала «Континент» Игорь Виноградов и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Здравствуйте, Игорь Иванович и отец Всеволод!

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В истории нашего отечества мы знаем немало примеров, когда важнейшие политические решения принимались с учетом мнения Церкви, а иногда и при непосредственном участии ее первоиерархов. Можно вспомнить и знаменитое благословение преподобного Сергия, и послания Патриарха Гермогена, поднявшие ополчение в дни Смуты на освобождение страны. А сегодня возможна христианская политика, в чем она может проявиться?

Игорь Виноградов
Игорь Виноградов

Игорь Виноградов, главный редактор журнала «Континент»: – Вопрос о христианской политике затрагивает не только непосредственное участие Церкви в политике. Существуют основы социальной концепции Русской Православной Церкви, где эти моменты четко прописаны. Мне кажется, что проблема христианской политики шире. Политика невозможна без политической борьбы. Политику осуществляют партии и движения, а цель всякой партии – завоевание власти и попытка провести свою программу в реальную жизнь. Вопрос в том, возможны ли ныне такие политические движения, в основе социальной программы которых христианские ценности. Церковь сама не может участвовать в выборах, но политические программы христианской направленности Церковью не отрицаются.

Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: – Сегодня многие могут сказать, что политика цинична, что она отдана на откуп злым силам. А я считаю, что политика в нормальном обществе может иметь своей основой какие-либо принципы. И политика принципов всегда выигрывает. Если политика строится только на земных интересах, она менее эффективна. Вы можете возразить, сказав, что беспринципная сторона выигрывает. Ничего подобного. Израиль, страна с принципиальнейшей политикой, выигрывает все исторические споры. И США, например, страна, созданная не банкирами, а протестантскими фанатиками, тоже выигрывает.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Однако можно сказать, что сейчас политика этих стран приближается к принципам морали.

Протоиерей Всеволод Чаплин: – Президент Буш – человек очень принципиальный. Я убежден в том, что влияние морального и религиозного фактора, в случае если оно не поверхностное, а реальное, имеет очень большое значение на большую политику. Когда мы говорим об участии Церкви в политике, мы ведем речь не о том, что священники должны баллотироваться в парламент, это запрещено решением священноначалия Церкви. Нужно помнить что Церковь – это не только священнослужители, это все верующие православные христиане, а значит – те же представители партий и многе другие люди. Именно они могут и должны оказывать влияние на политику.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – История двадцатого века знает поразительный пример того, как Церковь участвовала в реальной политике. В середине 50-х на Кипре вспыхнуло национально-освободительное восстание. Киприоты не желали оставаться английской колонией. И эту борьбу возглавил митрополит Макарий.

Архиепископ Макариос
Архиепископ Макариос

Сюжет: Митрополит Макарий Кипрский

В XX веке древние монастыри Кипра, как и в годы турецкого ига, стали оплотами борьбы за независимость. В них укрывали восставших, поддерживали их духовно, снабжали продовольствием. Вдохновителем национальной борьбы стал митрополит Китийский Макариос. В 1950 году он был выбран главой Церкви.

Андрей Нестеренко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Кипр: – Митрополит Макариос очень почитаем на Кипре. Его фотографическое или художественное изображение можно увидеть в любом офисе или кабинете, в квартирах рядовых киприотов. Он – человек-легенда.

Андрей Нестеренко
Андрей Нестеренко

В конце 1959 году архиепископ Макариос был избран Президентом новосозданного Кипрского государства, а в августе 1960 была провозглашена Республика Кипр. Могила первого президента Республики Кипр архиепископа Макариоса III находится на горной вершине севернее Кикского монастыря. Место это он выбрал сам, ведь свой монашеский путь он начинал именно в Кикском монастыре. На могильной плите высечены слова, сказанные архиепископом Макариосом за 13 дней до смерти: «Греческий кипрский народ! Где бы я ни был, моя душа, мое сердце, мои мысли всегда обращены к тебе».

Усыпальница Блаженнейшего Архиепископа Макариоса
Усыпальница Блаженнейшего Архиепископа Макариоса

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В Основах социальной концепции прямо сказано, что «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах». А в каких случаях Церковь может призвать своих чад к неповиновению властям, отец Всеволод?

Протоиерей Всеволод Чаплин: – В случае, когда власть явно требует от человека совершать грех. Каждый из нас делает свой выбор самостоятельно, и этот выбор не должен противоречить нашей христианской совести. Это превыше всего для христианина.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Не так давно, когда в Италии решался вопрос о легализации однополых браков, Папа Римский обратился к депутатам итальянского парламента. Он сказал, что те депутаты, которые считают себя католиками, обязаны противодействовать принятию таких законов. А как вы считаете, должна ли Церковь таким образом воздействовать на политику? Не будет ли это расценено, как вмешательство Церкви в дела государства?

Игорь Виноградов: – Не священники, но миряне, оставаясь христианами, могут проводить христианскую политику. Что касается, вопроса компетенции Церкви, думаю, что и Папа имел право обратиться к католикам, и Русская Православная Церковь имеет право обращаться к верующим с призывом при обсуждении на политическом форуме вопросов, в которых Церковь имеет твердую позицию, выражать то мнение, которое будет защищать Церковь. Это право, и даже обязанность Церкви и христиан. Центральным вопросом для меня сейчас является не столько участие Церкви в государственных делах и политике, сколько организация политического движения, которое можно было бы назвать христианской демократией.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Каким образом это возможно, если несколько лет назад был принят закон, который запрещает создавать политические партии по религиозным принципам?

Игорь Виноградов: – На мой взгляд, политическое спасение России заключается в том, чтобы в спектре политических сил появилась широкая организация – христианско-демократический фронт, которая будет стремиться дать стране программу, организованную на началах христианской нравственности.

Протоиерей Всеволод Чаплин
Протоиерей Всеволод Чаплин

Протоиерей Всеволод Чаплин: – В России неоднократно были попытки создавать православные, и – шире – христианские политические объединения. Попытки эти были не очень удачными из-за того, что у нас обострено чувство «вождизма». Однако я уверен, что христианская политика в России будет развиваться, и может быть, пойдет не по пути особо подчеркнутой христианской силы, а по пути присутствия в разных политических силах людей, которые являются христианами. Это более сложный путь. Он менее очевиден. Но, мне кажется, именно он постепенно появляется в России. Задача Церкви в отношениях с внешним миром состоит не в том, чтобы призвать к голосованию за ту или иную партию. Именно об этом сказала Церковь устами священноначалия, заявив, что она не участвует в политической борьбе, которая всегда раздляет общество. Задача Церкви воспитать человека так, чтобы он при голосовании откликался на те ценности, которые выражает духовная политика.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Мы помним, как в годы перестройки сразу несколько священников стали депутатами Верховного Совета. И сам Святейший Патриарх был депутатом. А потом Церковь очень резко запретила священнослужителям участвовать в политике. Это решение касается сегодняшнего отношения к политике, или принципиальная позиция Церкви – не участвовать в политике?

Протоиерей Всеволод Чаплин: – Я абсолютно убежден, что священнику не место в политике. Решение, принятое Архиерейским собором, достаточно твердое, и не думаю, что в ближайшее время оно подлежит пересмотру. Я знаю, что многие священники, котрые не только были депутатами в течение определенного времени, а ушли с головой в политику, закончили плохо. Это серьезный показатель. Церковь, повторюсь, должна воспитать человека так, чтобы он голосовал не за партию, а за духовные и нравственные ценности. Если есть политик, поддерживающий аборты и порнографию, призывающий сдать Косово, считающий, что в школе нравственного воспитания быть не должно, православный человек не должен голосовать за этого политика, он должен это чувствовать и понимать.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – К сожалению, время нашей беседы истекло, а многие вопросы остались незаданными. Я благодарю Вас за интересную и содержательную беседу. Уверен, мы еще не раз встретимся в нашей студии и продолжим этот разговор.

А сейчас пришло время нашей рубрики «История России в Историческом музее». Ее автор и ведущий – доктор исторических наук Вадим Леонидович Егоров.

Рубрика «История России в Историческом музее»: Русская Церковь и раскол

Передача 11-я.

Ведущий рубрики – доктор исторических наук Вадим Леонидович Егоров: –В период правления Ивана Грозного Российское государство не только увеличило свою территорию больше чем в два раза, но и добилось международного авторитета. Церковные иерархи да и сам царь начали задумываться о создании независимого Русского Патриархата.

Первым шагом к этому стали решения Церковного собора 1551 года под названием Стоглав, определившие жизнь церкви вплоть до XVIII века.
А 23 января 1589 года был избран первый Патриарх Московский и всея Руси – Иов. Сохранился специально подготовленный для такого события «Чин избрания Патриарха». Претендентов на высший церковный сан было несколько. Это - напрестольный крест одного их них – митрополита Новгородского Александра.

О развитии русского православия в XVI веке можно судить по труду, созданному под руководством митрополита Макария в 1540-е годы – Великие Минеи Четии.

В XVII веке русское Православие пережило тяжкое бремя раскола, вызванного реформой Патриарха Никона.

Патриарх Никон
Патриарх Никон

Сохранился его портрет, исполненный художником Иваном Безминым около 1680 года. Он сделан в сложной технике соединения масляной живописи и аппликации из дорогих парчовых тканей.

В 1666 году Никон был лишен Патриаршего сана, поскольку начал претендовать на высшую власть в государстве, о чем свидетельствовало его заявление: «Священство выше царства».

Неистовый борец с нововведениями Никона протопоп Аввакум. Предполагают, что эта икона написана с его автопортрета. И здесь же подлинник его письма из сибирской ссылки Алексею Михайловичу.

Церковная утварь, священные книги, хранящиеся в этом зале, дают представление о русском православном храме XVI–XVII веков. Выносные цветные фонари со слюдяными оконцами, выносные двусторонние иконы, фелонь из парчи, митра с драгоценными камнями, напрестольный крест, водосвятная чаша, дискос, панагии. Евангелие в золоченом переплете. Оно принадлежало князю Дмитрию Пожарскому.

Евангелие в золоченом переплете, принадлежавшее Димитрию Пожарскому
Евангелие в золоченом переплете, принадлежавшее Димитрию Пожарскому

Все эти красивые вещи любовно исполнены руками мастеров, которые создавали культуру Российского государства XVI–XVII веков. О ней пойдет речь в следующем выпуске рубрики «История России в Историческом музее».

* * *

Пришла пора подвести итоги интерактивного опроса. Нам позвонило за это время больше1,5 тысяч человек. Большинство наших зрителей – более тысячи человек, считают, что политика должна быть христианской .

Равноапостольная царица Елена, когда нашла на Голгофе Крест Господень, повелела сделать из одного из гвоздей уздечку. В дар своему сыну – Константину Великому. Когда об этом узнал святитель Амвросий Медиоланский, он воскликнул – что за чудесный конюх эта женщина! Она обуздала власть лучшей из уздечек – Крестом Господним.

Наша программа подошла к концу. Мы встретимся в следующую субботу. А пока я прощаюсь с Вами. И желаю Вам всего доброго! Храни Вас Господь!

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы