К 600-летию со дня преставления преподобного Стефана Махрищского (комментарий в аспекте культуры)

Река Сухона. Фото - П. Лебедева,
Река Сухона. Фото - П. Лебедева, "Седмица.Ru"

Авнежский Троицкий мужской монастырь

Статья из I тома «Православной энциклопедии».

Авнежский Троицкий мужской монастырь находился в Тотемском уезде Вологодской губ. Источником сведений об основании монастыря являются «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских», а также Житие прп. Стефана Махрищского, составленные игум. Данилова монастыря Иоасафом (после 1560). Основан в 1370 г. прп. Стефаном Махрищским и его учеником прмч. Григорием Авнежским. На пожертвования местного богатого землевладельца Константина Дмитриевича (в иночестве Кассиана) в монастыре в 70-х гг. XIV в. были выстроены 2 храма: во имя Св. Троицы и во имя вмч. Георгия Победоносца, а также кельи для братии. Вскоре св. вел. кн. Димитрий Донской прислал в новую обитель богатый вклад и церковные книги и отозвал прп. Стефана в Москву. Уезжая, прп. Стефан назначил настоятелем обители иеромонаха Григория, а келарство поручил иноку Кассиану. В июне 1392 г., во время набегов казанских татар и вятчан, монастырь был сожжен, а настоятель Григорий и келарь Кассиан убиты (по др. версии, иноки были убиты крестьянами, опасавшимися, что мон-рь завладеет их землей). В 1524 г. крестьянином Феодором были обретены мощи преподобных Григория и Кассиана, над их гробами выстроена часовня. В 1560 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению свт. Макария, митр. Московского, обитель возобновилась трудами игум. Стефанова Махрищского монастыря Варлаама (с 1570 еп. Суздальский и Тарусский). На месте разрушенной часовни был вновь построен Троицкий храм с приделом вмч. Георгия Победоносца. В 1612 г. Авнежский монастырь, подчиненный Махрищскому, был приписан вместе с последним к Троице-Сергиевой лавре. В 1764 г. Авнежский монастырь был упразднен, а Троицкий храм, в котором под спудом находились мощи угодников, обращен в приходской. К 2000 г. храм не сохранился, на Авнежском погосте уцелела лишь полуразрушенная колокольня.

Литература: Волков П. Сказание об упраздненном Троицком Авнежском монастыре и о преподобных его основателях // Вологод. ГВ. 1846. № 8, 9; Мелетий, иером. Ис-торические сведения об упраздненном Авнежском Троицком монастыре Воло-годской епархии // Вологод. ЕВ. 1869. № 10. С. 351–359; № 11. С. 383–406; № 12. С. 433–447; Зверинский. Ч. 2. С. 44; Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские // Вологод. ЕВ. 1900. № 9–10. Приб.; СКДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 407–408; Свистунов М. А. И в погибели нетленны: Сказание об Авнежском Троицком монастыре (легенды и факты). Вологда, 1991.
Козлов К. О.

Священномученики Григорий [Гавриил] и Кассиан [Константин Дмитриевич] Авнежские

Статья из XII тома «Православной энциклопедии»

Время их кончины приходится на кон. XIV в. Память отмечается 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых, 6 июля – в Соборе Радонежских святых), ученики прп. Стефана Махрищского, основатели Авнежского в честь Св. Троицы муж. монастыря.

Сведения о жизни и мученической смерти Григория и Кассиана сохранились в Сказании об обретении мощей святых с чудесами (РГБ. Ф. 304/I. № 635. Л. 39–110 об., нач. XVII в.; Ф. 304/II. № 5. Л. 563–600 об., 1-я пол. XVII в.; Ф. 236. № 94. Л. 384–402, нач. XVII в.; БАН. Арханг. Д. 233, XVII в., и др.), а также в Житии прп. Стефана Махрищского. Оба произведения были составлены Иоасафом, игум. Данилова монастыря (по всей вероятности, Данилова переславль-залесского во имя Св. Троицы муж. монастыря, в актах в 1566 упоминает его настоятель игум. Иоасаф). После 1560 г. Иоасаф по благословению митр. св. Макария посетил Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы монастырь, где в 1557 г. были обретены мощи прп. Стефана и игум. Варлаам (см. Варлаам, еп. Суздальский) составил жизнеописание преподобного с рассказом о чудесах (Варлаам воспользовался записями прадеда – монастырского свящ. Серапиона, современника прп. Стефана; монах Стефан в числе первых насельников Махрищского монастыря записан в монастырском синодике – РГБ. Ф. 711. № 31. Л. 14). Иоасаф доработал труд игум. Варлаама и, по-видимому тогда же, на основе записей свящ. Серапиона и рассказов Варлаама составил Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Житие прп. Стефана и Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана тесно связаны между собой, в ряде списков перед Сказанием помещены фрагменты из Жития с рассказом о Григории и Кассиане.

От этих памятников несколько отличается появившаяся позднее 2-я редакция Сказания об обретении мощей Ее список находился в б-ке Авнежского монастыря, после закрытия обители в 1764 г. он хранился в приходской церкви во имя Григория и Кассиана на Авнежском погосте, где был обнаружен в кон. XIX в. и введен в научный оборот свящ. Н. А. Коноплёвым (список утерян, данная редакция известна в подробном пересказе Коноплёва). 2-я редакция сказания, в которой, по словам автора, на основе местных преданий уточняются и дополняются сведения игум. Иоасафа, содержит иную версию мученической кончины Григория и Кассиана

Согласно Житию прп. Стефана и обеим редакциям сказания, родители Г. владели землями на Махре в Переяславской земле. Гавриил в отрочестве осиротел (возможно, его родители умерли во время эпидемии в 1353). Через некоторое время его духовным наставником стал поселившийся поблизости прп. Стефан, который начал здесь строительство монастыря. После того как Гавриилу исполнилось 18 лет, прп. Стефан постриг его в монашество, все имущество новоначальный инок отдал монастырю. В обители юноша овладел грамотой. Между 1363 и 1365 гг. Суздальский еп. Алексий по просьбе прп. Стефана рукоположил Г. во иерея. Активная деятельность прп. Стефана вызвала озабоченность соседних землевладельцев братьев Юрцовских, опасавшихся, что их родовая дер. Юрцово может отойти монастырю. Юрцовские пригрозили инокам расправой, после чего прп. Стефан был вынужден оставить Махрищский монастырь и уйти в Вологодскую землю; вместе с ним изгнание разделил Г.

Время ухода прп. Стефана и Г. из Махрищского монастыря в источниках не датировано. Встречающаяся в литературе дата – ок. 1370 г. (см., напр.: Соснина Е. В. Прп. Стефан Махрищский и Троице-Сергиева лавра // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и дух. жизни России: Материалы междунар. конф. М., 2000. С. 76) вызывает сомнения. Известно, что прп. Стефана в Махрищском монастыре посещал прп. Сергий Радонежский. Это могло случиться ок. 1372 г., когда прп. Сергий был вынужден из-за разногласий с братией покинуть Троице-Сергиев монастырь (Кучкин В. А. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10. С. 75–92), или ок. 1373 г., когда свт. Алексий вызвал преподобного в Москву из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы муж. монастыря. Следов., уход прп. Стефана и Г. из Махрищского монастыря мог состояться после 1372–1373 гг.

Через некоторое время подвижники обосновались вблизи р. Сухоны у Юрьева протока, в пределах Ростовской епархии. Здесь прп. Стефан и Г. поставили крест, затем построили деревянные храмы во имя Св. Троицы, вмч. Георгия, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а также трапезную и кельи. Вскоре к ним присоединился местный землевладелец Константин Дмитриевич (во 2-й редакции сказания он назван «простолюдином»). Сначала он стал послушником, научился грамоте и письму и в 23 года принял постриг в Авнежском монастыре с именем Кассиан, завещав обители все имущество. После богослужения и молитвы обычным делом подвижников было выкорчевывать лес и засевать освободившуюся землю. Вскоре в монастырь собралась братия и он получил известность. Вел. кн. св. Димитрий Иоаннович Донской прислал в обитель «милостыню доволну и книги своя». Через некоторое время он вызвал прп. Стефана в Москву. Покидая Авнежский монастырь, он поставил Г. игуменом, а К. келарем. (Согласно 2-й редакции сказания, прп. Стефан, Григорий и Кассиан вместе прожили в Авнежском монастыре 35 лет, т. е. приблизительно до 1407–1408. Однако, исходя из дат смерти вел. кн. Димитрия Донского – 19 мая 1389 – и прп. Стефана – 1406,– эти сведения нельзя признать достоверными; речь может идти не более чем о 15 годах пребывания прп. Стефана на Авнеге.)

По версии игум. Иоасафа, Григория и Кассиана были убиты в 1392 г., во время нашествия казанских татар и жителей Вятки на Вологодский край. Однако в 1392 г. Вологодская земля не подвергалась разорению. Указанный год смерти святых сомнителен еще и потому, что, как и в случае с некоторыми учениками прп. Сергия Радонежского, он, возможно, приурочен к кончине преподобного; или дата – 6900 (1392) г.– м. б. недописана (в отношении десятков и единиц). Более близким к действительности представляется рассказ о кончине преподобных во 2-й редакции сказания, согласно которому Григорий и Кассиан были убиты разбойниками Василием Тяжеловым и Иваном Чурчиным, хотевшими завладеть монастырским имуществом. Расправившись с Григорием и Кассианом , разбойники подожгли обитель (огонь не тронул останки священномучеников) и захватили ее. Обосновавшись в монастырских зданиях, Тяжелов и Чурчин создали шайку (в которую вошли несколько бывших насельников монастыря) и совершали набеги на окрестные села и монастыри (о разбойниках говорится в Житии прп. Дионисия Глушицкого), «многия злыя дела и пакости деяху, грабяху насильно, убиваху и баб уводяху любодействовати». Крестьяне соседних земель собрались, чтобы расправиться с насильниками, которые, после того как окончательно сожгли все монастырские постройки, бежали к своему прежнему пристанищу – сельцу Росцину, где они были пойманы и казнены.

Сожженный монастырь долгое время не возобновлялся, место, где он стоял, поросло лесом, Григорий и Кассиан были забыты. В 1524 г. авнежский крестьянин Гавриил решил сделать здесь подсеку для пашни. Когда он стал жечь на месте вырубки хворост, то увидел, что небольшая поляна остается нетронутой огнем. Все его попытки выжечь подсеку на следующий день также были безуспешны. Гавриил отдал подсеку Федору. Несколько раз заметив горящую на поляне свечу, новый хозяин решил искать клад, но вместо сокровищ нашел 2 гроба. Испугавшись, Федор закопал гробы и вернулся домой. Во сне ему явился старец среднего роста, с русыми волосами и широкой окладистой бородой, в священнических одеждах. Назвавшись Григорием, он повелел крестьянину в первые 3 воскресных дня сходить к 3 ближайшим храмам, рассказать священникам, князьям и народу об увиденном и построить над найденными могилами церковь во имя вмч. Георгия. Федор исполнил приказание. Авнежские князья Семен и Петр приказали вновь раскопать поляну. Удостоверившись в правдивости рассказа Федора, они повелели священнику совершить панихиду, затем могилы засыпали. Спустя некоторое время святые явились княжескому управляющему Ивану Рылу. Тот не выполнил повеления святых, за что был наказан болезнью глаз. Осознав свой грех, он рассказал о явлении Григория и Кассиана Мисаилу, игум. Троицкого Нозомского монастыря (монастырь располагался в ближайшей к Авнежской обители деревне). Игум. Мисаил устроил и освятил над указанным местом гробницу и часовню. Вскоре Г., явившись Мисаилу во сне, исцелил его от головной боли.

Чудотворения, совершавшиеся у раки святых, привлекали богомольцев. В 4-м чуде рассказывается, как живший неподалеку крестьянин Гавриил Ушаков решил разорить гробницу, опасаясь лишиться своей земли в случае открытия монастыря. Для этого Ушаков пригласил к себе из Глушицкого монастыря игум. Иоакима и старца Иринарха, которым подарил медвежью шкуру и 100 «серебреников» (рубль ?). Они, «объюродевша пияньством... разориша гробницу, иже над мощми святых, и святыя иконы, иже в ней, на землю поверьгше». За святотатство Ушакова постигло безумие, 10 мес. он скитался в лесу, пока не получил исцеление у гробницы святых. Рака и часовня были восстановлены нозомским игум. Мисаилом. Игум. Прилуцкого монастыря Мисаил повелел священнику ближайшей церкви служить молебны у раки святых в воскресные и праздничные дни.

Канонизация Григория и Кассиана совершилась в связи с обретением мощей и канонизацией их учителя прп. Стефана. Место, где располагалась Авнежская обитель, принадлежало Махрищскому монастырю. 9 мая 1560 г., как отмечает вкладная книга Махрищского монастыря, царь Иоанн Грозный «приказал» игум. Варлааму «в Вологоцком уезде в Явнеге монастырь поставить, новую пустыню, где лежат новыя чюдотворцы Григорий и Касиян». Той же весной игум. Варлаам отправился на Вологду и «на том же месте монастырь поставил и церковь во имя Живоначалныя Троицы, а предел мученик Христов Георгии, где чюдотворцы лежат». Кроме того, были построены деревянная теплая Благовещенская церковь с подклетом и трапезной, кельи и «всякие службы». Иоанн Грозный передал в возобновленную обитель «на церковное строение» утварь, облачения, колокола, шитый покров на раку святых, монастырю были даны «пашни и всякиа угодиа». Игум. Варлаам здесь «поставил» сельцо Красное и дер. Починки, дал в Авнежский монастырь 100 р. (РГБ. Ф. 711. № 31. Л. 27, 31).

Возобновление монастыря сопровождалось многочисленными чудотворениями по молитвам к Григорию и Кассиану : исцелились душевнобольной крестьянин Акакий, глухой Михаил и др. Игум. Варлаам, ставший этому свидетелем, составил записку для митр. Макария. Святитель поручил Великопермскому еп. Иоасафу отправиться в Авнежскую обитель, освидетельствовать мощи Григория и Кассиана и проверить сообщения игум. Варлаама о чудесах. По распоряжению еп. Иоасафа настоятели всех монастырей епархии прибыли в обитель. Настоятель Пельшемского монастыря Иларион с неудовольствием отнесся к распоряжению архиерея, но из послушания отправился в Авнежский монастырь. По дороге конь сбросил игумена с возка, и Илариона без сознания привезли в монастырь. Придя в себя, игум. Иларион покаялся и наутро служил литургию вместе с архиереем. Еп. Иоасаф освидетельствовал мощи (были обретены нетленные останки только одного святого, мощи др. священномученика были утрачены во время раскопок кладоискателей): «Обретоша гроб цел и открывше обоняша благоухание велие и видеша мощи – составы нерушимы и не имуща дебельства тела, яко кожа присохла бе к костем и светяшеся яко снег». На основании докладов игум. Варлаама и еп. Иоасафа Собор в 1560/61 г. установил празднование памяти Григория и Кассиана 15 июня, в день обретения мощей.

После восстановления Авнежский Троицкий монастырь был приписан к Махрищскому монастырю. К нач. XVII в. в Авнежской обители имелось 7 келий, за ним числилось 13 населенных пунктов, до 700 четвертей земли. В Смутное время Авнежский и Махрищский монастыри сильно пострадали от действий интервентов, тушинцев и мятежных казаков. В 1615 г. последовал указ царя Михаила Феодоровича, согласно которому они были приписаны к Троице-Сергиеву монастырю. В 1756 г. вместо деревянной Троицкой церкви в Авнежском монастыре был построен каменный храм с тем же посвящением, а над почивающими под спудом мощами святых устроен посвященный им придел. В 1764 г. монастырь упразднили, храм Св. Троицы с приделом во имя Григория и Кассиана стал приходским. В XX в. храм был разрушен, на Авнежском погосте рядом с захоронением Григория и Кассиана сохранилась полуразрушенная колокольня. В пос. Туровец (Междуреченский р-н Вологодской обл.) построена часовня в память о Григории и Кассиане , которая 5 марта 2003 г. была приписана к приходу Св. Троицы в с. Шуйском.

В XVII в. память Григория и Кассиана была включена в святцы: Коряжемские (РГБ. Ф. 310. Унд. №. Л. 208, 1621 г.), Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. Ф. 173. МДА. № 201. Л. 320 об., сер. 50-х гг.), святцы с уставом (ГИМ. Син. № 901. Л. 162, 2-я пол. XVII в.) и др. В 1-й пол. XVII в. наибольший интерес к духовному подвигу Григория и Кассиана проявился в стенах Троице-Сергиевой обители. Это выразилось не только во включении их имен в святцы, но и в активной переписке Сказания об обретении мощей Григория и Кассиана , службы священномученикам, Жития прп. Стефана Махрищского (РГБ. Ф. 304/I. № 635. Л. 39–110 об., нач. XVII в.; № 692. Л. 000-000 и др.). Имена священномучеников внесены в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова).

Источники: Леонид (Кавелин), архим. Махрищский монастырь: Синодик и вкладная книга // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1–38; Коноплёв Н. [А.], свящ. Святые Вологодского края // Там же. 1895. Кн. 4. С. 23–34; Описание о российских святых. С. 127–128.

Литература: ИРИ. Т. 3. С. 62; Волков П. Сказание о упраздненном Троицком Авнежском монастыре и о преподобных его основателях // Вологодские ГВ. 1848. № 8. С. 83–85; № 9. С. 93–95; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. Чернигов, 1863. С. 92–93; Мелетий, иером. Исторические сведения об упраздненном Авнежском Троицком монастыре Вологодском епархии // Вологодские ЕВ. 1869. № 10. С. 351–359; № 11. С. 383–406; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 160; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 438–439, 529; Ч. 2. С. 35, 44, 211; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 136–137; Ключевский. Древнерусские жития. С. 278–280; Верюжский. Вологодские святые. С. 86–103; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 84–85; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966 (по указ.); Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам монастырей. Л., 1985. С. 207–208; Колобанов В. А. Владимиро-Суздальские лит. памятники XIV–XVI вв. М., 1982. С. 52–53; Дмитриева Р. П. Варлаам // СККДР. Вып.2. Ч. 1. С. 105–107; Белоброва О. А., Соколова Л. В. Иоасаф // Там же. С. 407–408 [Библиогр. – с. 408] ; Свистунов М .А. И в погибели нетленны: Сказание об Авнежском Троицком монастыре (легенды и факты). Вологда, 1991.
А. В. Кузьмин, Е. В. Романенко

Иконография. Ранние и единоличные иконы Григория и Кассиана в наст. время неизвестны. В иконописных подлинниках посл. трети XVII – 1-й пол. XIX в., где внешность Г. уподобляется, как правило, прп. Димитрию Прилуцкому, а внешность К. сравнивается со свт. Николаем Чудотворцем или прп. Сергием Радонежским, облик святых описан под 15 июня: «Кассиан преподобный надсед, кудреват, брада Сергиева» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130; посл. треть XVII в.); «Григорий подобием изчерна надсед, брада аки Димитрия Прилуцкаго, ризы монашеския; Кассиан подобием надсед, брада подоле Николины, проста, власы на главе с ушей, кудряв, ризы монашеския» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 59); «Григорий надсед, брада проста Николина, власы толсты, ризы преподобническия» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 107); «Григорий сед и мало плешив, брада аки у Димитрия чудотворца, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 213 об.; 20-е гг. XIX в.).

Изображения Григория и Кассиана обычно рядом встречаются на нескольких иконах Спаса Вседержителя с сонмом предстоящих и припадающих вологодских святых ХVIII–XIX вв., напр. на образе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) церкви на Кайсаровом ручье в Вологде (ВГИАХМЗ). 2 подписных произведения этого извода – икона 1778 г. из кафедрального Троицкого собора Архангельска (АМИИ), которую исполнил «Лазарь Климов Ершов со товарищи», и образ 1779 г. работы вологодских мастеров Димитрия Сумарокова и его сына Ивана из церкви свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ) – созданы по единому иконографическому образцу, близки по стилистике, что выразилось не только в подборе и типах святых, но и в элементах декора и пейзажа (возможно, Сумароковы работали в артели Л. К. Ершова). Г. изображен справа в 3-м ряду сверху, рядом с К., облачен в вишневую мантию, охристый подризник, куколь опущен на плечи; правой рукой он придерживает параман, левая – в молении перед грудью. У преподобного окладистая борода до середины груди с разделкой на пряди и короткие волнистые волосы «шапкой», обрамляющие широкий лоб. К. – в мантии холодного оттенка, с русыми волосами и средней величины бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью. На аналогичных иконах 1-й пол. XVIII в. из церкви Спаса Преображения на Болоте в Вологде и нач. ХIХ в. из семинарской церкви прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ) Г. имеет широкую прямую бороду и короткие волосы, руки подняты в молении, у К. борода короче, руки – в молитве или скрещены на груди. Во 2-м ряду левой группы святые расположены на иконе «Явление Божией Матери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, с предстоящими святыми» XVIII в. (ВГИАХМЗ).

Образ Г. помещен также на 2 почти идентичных по композиции и составу персоналий иконах «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора ТСЛ (находятся на зап. грани юго-зап. столпа и на вост. грани сев.-вост. столпа): святые представлены в молении Пресвятой Троице, Григорий с русыми волосами и окладистой бородой – в правой группе в 3-м ярусе, вполоборота от центра. Очевидно, Григорий и Кассиан присутствуют в ряду подвижников XIV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь во имя прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х – 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). А также в соответствии с описаниями в иконописных подлинниках в группе вологодских чудотворцев во 2-м ряду – на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кисти монахини Иулиании (Соколовой) кон. 20-х – нач. 30-х гг. XX в. (во 2-м ряду, Григорий обращен к Кассиану), нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) и ее совр. повторениях (напр., 1997 письма Н. Е. Алдошиной, церковь свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве).

Литература: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 87; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231–239; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 92, 94, 96–97, 106. № 37, 39, 41–42, 56.
Е. А. Виноградова

Форумы