Опубликована электронная версия I тома «Православной энциклопедии» (комментарий в русле истории)

Русская Православная Церковь на рубеже XX–XXI вв.

Арсений, архиепископ Истринский

Из тома «Русская Православная Церковь»

Русская Православная Церковь (РПЦ) является одной из поместных автокефальных Церквей (см. Церковь поместная) и находится в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными Церквами. Русская Церковь приобрела автокефальный статус (см. Автокефалия) в 1448 г. В диптихе автокефальных православных Церквей она занимает пятое место, после четырех Восточных Патриархатов. При этом Русская Церковь является самой многочисленной среди православных Церквей, ее паства, насчитывая не менее 150 млн. чел., составляет более половины всего православного населения мира. Паства РПЦ многонациональна, каноническая территория Русской Церкви простирается на пределы России, других стран СНГ, кроме Грузии, а также на три балтийских страны: Эстонию, Латвию и Литву. При этом в таких странах, как Россия, Украина, Белоруссия и Молдавия, к ней принадлежит большинство населения. Юрисдикция Русской Церкви распространяется также на лиц православного исповедания в диаспоре, добровольно входящих в нее.

С 1589 г. РПЦ имеет статус Патриархата. В настоящее время титул Предстоятеля РПЦ — Святейший Патриарх Московский и всея Руси, поэтому другое официальное наименование Русской Церкви — Московский Патриархат. Святейший Патриарх Московский и всея Руси как Глава РПЦ имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Пaтриapxa возносится за богослужением во всех храмах РПЦ. Патриарх, согласно Уставу об управлении РПЦ, принятому на Поместном Соборе 1988 г., созывает Поместные и Архиерейские Соборы, назначает заседания Синода (см. Свящ. Синод) и председательствует на них. Он несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Синода, представляет Соборам отчеты о жизни Церкви в межсоборный период, осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями и духовными школами, обращается с посланиями к полноте Русской Церкви, вступает в сношения с Предстоятелями православных Церквей и главами иных исповеданий, представляет Русскую Церковь перед государственной властью. Он заботится о своевременном замещении архиерейских кафедр, об исполнении архиереями своих архипастырских обязанностей, поручает архиереям временное управление епархиями, имеет право визитации всех епархий Русской Церкви, дает архиереям братские советы, принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход. Патриарх награждает архиереев титулами и высшими церковными отличиями, а клириков и мирян — церковными наградами (см. Награды церковные), утверждает присуждение ученых степеней и званий, имеет попечение о своевременном изготовлении св. мира. Патриарх является епархиальным архиереем Московской епархии. По его указанию Московской епархией управляет на правах епархиального архиерея Патриарший наместник, носящий титул митрополита Крутицкого и Коломенского. Сан Патриарха является пожизненным. В настоящее время Русскую Церковь возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его интронизация состоялась 10.06.1990. Алексий II — 15-й Московский Патриарх со времени учреждения Патриаршества и пятый — со времени восстановления Патриаршего Престола в 1917 г.

Патриаршим собором является собор Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле (см. Успенский собор). 13.10.1989 Святейший Патриарх Пимен отслужил в соборе первый молебен. Первая литургия была совершена 23.09.1990 Святейшим Патриархом Алексием II. С сер. 30-х гг., после разрушения храма Богоявления в Дорогомилове, функции кафедрального собора Москвы перешли к храму Богоявления в Елохове.

В соответствии с ныне действующим Уставом об управлении РПЦ высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Свящ. Синод во главе с Патриархом. Председателем всех коллегиальных органов высшей церковной власти является Предстоятель РПЦ.

Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда. В состав Поместного Собора входят все правящие и викарные епископы по своему положению, а также клирики, монашествующие и миряне по избранию. Процедура избрания клириков и мирян и их квота устанавливаются Свящ. Синодом. Созывает Поместный Собор и председательствует на нем Святейший Патриарх или в его отсутствие Местоблюститель Патриаршего Престола. На основании Устава 1988 г. Поместному Собору предоставляется право истолковывать учение Церкви, решать канонические, богослужебные, пастырские вопросы. Собор канонизирует святых, избирает Святейшего Патриарха и устанавливает процедуру такого избрания; утверждает постановления Архиерейского Собора, оценивает деятельность Свящ. Синода и его учреждений; создает или упраздняет органы церковного управления, принимает решения по вопросам о взаимоотношениях с православными Церквами и инославными исповеданиями. Все архиереи — члены Собора составляют Архиерейское совещание. Оно созывается председателем Собора, Советом Собора или по предложению 1/3 архиереев. В его задачу входит обсуждение тех постановлений, которые вызывают сомнение с догматической и канонической точки зрения. Если решение Собора отвергается 2/3 присутствующих архиереев, оно повторно выносится на соборное рассмотрение. Если же и после этого 2/3 архиереев его отвергнут, оно теряет силу. В Поместном Соборе РПЦ, состоявшемся 7–8.06.1990, участвовало 317 делегатов: 90 архиереев, 92 клирика, 88 мирян, 39 представителей мон-рей и 8 делегатов от духовных школ. Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось избрание Святейшего Патриарха, тайным голосованием во втором туре Святейшим Патриархом Московским и всея Руси избран был митр. Ленинградский и Новгородский Алексий. После оглашения окончательных результатов голосования новоизбранный Патриарх председательствовал на Соборе. По докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) Собор издал деяние о прославлении прав. о. Иоанна Кронштадтского. Поместный Собор поручил Комиссии Свящ. Синода по канонизации святых подготовить материалы к канонизации мучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений в XX в. Поместный Собор подчеркнул необходимость возрождения христианской приходской общины (см. Приход), а также организации во всех приходах катехизического обучения взрослых и детей, признал необходимым увеличение числа семинарий, открытие духовных училищ (см. Училища духовные) в каждой епархии, возобновление Киевской Духовной Академии (КДА), создание иконописных школ. Поместный Собор констатировал обострение униатской проблемы на западе Украины (см. Уния церковная). Признавая права униатских общин на легальное существование, Собор осудил насилия над православными клириками и мирянами, чинимые униатами, захваты православных храмов, а также выразил протест против дискриминационных действий местных властей Зап. Украины по отношению к гражданам православного вероисповедания. Собор осудил действия украинских раскольников-автокефалистов.

В период между Поместными Соборами полнотой высшей церковной власти обладает Архиерейский Собор. Согласно ныне действующему Уставу, в состав Архиерейского Собора входят епархиальные архиереи и епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы. Соборы созываются также по мере необходимости. В обязанности Архиерейского Собора входит хранение чистоты православного вероучения и норм христианской нравственности, решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, канонизация святых, создание и упразднение епархий, синодальных учреждений, а также духовных школ общецерковного значения. Архиерейский Собор в качестве второй инстанции рассматривает споры между архиереями, дела, связанные с каноническими проступками архиереев, а также все дела, переданные ему Свящ. Синодом для принятия окончательного решения. Два последних Архиерейских Собора состоялись в 1994-м и 1997 гг. Архиерейский Собор 1994 г. проходил с 29 нояб. по 2 дек. Одним из важных деяний Архиерейского Собора явилось прославление митр. Московского Филарета (Дроздова) и священномучеников протопресв. Александра Хотовицкого († 1937) и прот. Иоанна Кочурова († 31.10.1917). Архиерейский Собор принял определения «О вопросах внутренней и внешней деятельности Церкви», «О православной миссии в современном мире», «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и неооккультизме», «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства». Принято было также определение «Об установлении особого ежегодного поминовения усопших в день Победы 9 мая (26 апреля)». Архиерейский Собор издал обращение в связи с началом воссоздания храма Христа Спасителя. 18.02.1997 открылся очередной Архиерейский Собор (см. Архиерейский Собор 1997 г.). Святейший Патриарх доложил о трудах Предстоятеля Русской Церкви и Свящ. Синода, о положении епархий, мон-рей и приходов. 19 февр. на Архиерейском Соборе выступили с докладами митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) и еп. Верейский Евгений (Решетников). Архиерейский Собор причислил к лику священномучеников для общецерковного почитания погибших в 1937 г. архипастырей: Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого Петра (Полянского), митр. Серафима (Чичагова), архиеп. Фаддея (Успенского). Вопрос о канонизации царской семьи Архиерейский Собор постановил передать для решения Поместному Собору. Освященный Архиерейский Собор отлучил от Церкви через анафематствование лишенного сана и кощунственно называющего себя «патриархом» мон. Филарета (Денисенко), предупредив об отлучении в случае нераскаяния монахов Иакова (Панчука) и Андрея (Горака), ранее изверженных из епископского сана. В особом акте Собор отлучил от Церкви и Г. П. Якунина, который не внял обращенному к нему призыву к покаянию и продолжал возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Матери-Церкви.

В межсоборный период высшую законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляет Свящ. Синод во главе с Патриархом. Синод ответственен перед Поместным и Архиерейским Соборами. Он состоит из председателя — Патриарха или Местоблюстителя, а также шести постоянных и шести временных членов — епархиальных архиереев. Постоянными членами Синода являются митр. Киевский, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ), а также митрополиты С.-Петербургский и Ладожский, Крутицкий и Коломенский, Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруссии, и по должности: председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) и управляющий делами Московской Патриархии. В настоящее время постоянными членами Свящ. Синода являются Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), митрополиты С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), председатель ОВЦС, Солнечногорский Сергий (Фомин), управляющий делами Московской Патриархии. Временные члены вызываются для присутствия в Синоде на одну сессию по старшинству хиротонии, но не ранее двухлетнего срока пребывания на кафедре, которую они занимают на время вызова в Синод. Синодальный год разделен на две сессии: летнюю (с марта по авг.) и зимнюю (с сент. по февр.). Свящ. Синод избирает и назначает архиереев, перемещает их при необходимости и увольняет на покой, вызывает архиереев на синодальные сессии, рассматривает отчеты епископов. Синод назначает руководителей синодальных учреждений и их заместителей, ректоров духовных школ. Свящ. Синод руководит деятельностью синодальных учреждений, рассматривает и одобряет центральный церковный бюджет, сметы синодальных учреждений, духовных школ и соответствующие отчеты. В судебные права Свящ. Синода входит суд в первой инстанции разногласий между архиереями и канонических проступков епископов, суд в первой и последней инстанции по делам сотрудников синодальных учреждений. Синод судит во второй инстанции священников и дьяконов, а также мирян, отлученных от Церкви судами первой инстанции.

Синодальные учреждения создаются и упраздняются Поместными и Архиерейскими Соборами или Свящ. Синодом и подотчетны им. Синодальные учреждения действуют на основании Положений, утверждаемых Свящ. Синодом. В настоящее время существуют следующие синодальные учреждения: Управление делами (управляющий — митр. Солнечногорский Сергий (Фомин)), ОВЦС (председатель — митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев)), Учебный комитет (председатель — архиеп. Верейский Евгений (Решетников)), Издательский совет (председатель — архиеп. Бронницкий Тихон (Емельянов)), Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (временно председатель — митр. Солнечногорский Сергий (Фомин)), Миссионерский отдел (председатель — архиеп. Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов)), Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями (председатель — еп. Красногорский Савва (Волков)), Отдел религиозного образования и катехизации (председатель — игум. Иоанн (Экономцев)); а также синодальные комиссии: по канонизации святых (председатель — митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)), богословская (председатель — митр. Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев)), богослужебная, по делам мон-рей, по экономическим вопросам (председатель трех последних — еп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов)), Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» и Патриаршая и Синодальная Библейская комиссия (эти два учреждения возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II), Синодальная библиотека Московского Патриархата (директор прот. Борис Даниленко) и другие синодальные комиссии и рабочие группы, действующие на временной основе.

Согласно действующему Уставу об управлении РПЦ, Управление делами вместе с входящими в него канцеляриями и архивами Патриарха и Синода помогает Патриарху и Свящ. Синоду в осуществлении высшей исполнительной власти в Церкви. Управление делами доводит указы и распоряжения Патриарха и постановления Свящ. Синода до сведения епархиальных архиереев, по поручению Патриарха представляет высшую церковную власть в различных государственных и общественных организациях. Управляющий делами Московской Патриархии является секретарем Свящ. Синода по должности.

Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) был образован Свящ. Синодом РПЦ по предложению Святейшего Патриарха Алексия I 4.04.1946. В соответствии с Уставом Отдела, утвержденным Свящ. Синодом 12.08.1992, задачей Отдела является осуществление внешней деятельности Московского Патриархата. Основными направлениями деятельности Отдела являются: 1) осуществление связей РПЦ с находящимися в РФ и за ее пределами поместными православными Церквами; инославными Церквами и религиозными объединениями; нехристианскими религиями; религиозными и светскими международными организациями; правительственными, парламентскими и общественными организациями и учреждениями; средствами массовой информации; культурными, экономическими, финансовыми и туристическими организациями; прочими юридическими и физическими лицами, вступающими в официальные отношения с Московским Патриархатом. 2) Информирование Святейшего Патриарха и Свящ. Синода о событиях и мероприятиях, происходящих вне РПЦ и затрагивающих ее интересы. 3) Представление Святейшему Патриарху и Свящ. Синоду материалов, касающихся церковно-государственных отношений, отношений Церкви и об-ва. 4) Осуществление в пределах канонических полномочий иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, миссиями, мон-рями, приходами, представительствами и подворьями РПЦ за пределами бывшего СССР, а также окормления подворий поместных православных Церквей на канонической территории РПЦ. 5) Правовое обеспечение имущественных прав и интересов РПЦ за рубежом. 6) Содействие в осуществлении зарубежных, а также межконфессиональных и межрелигиозных связей иным синодальным учреждениям Московского Патриархата, епархиям, мон-рям и приходам. 7) Координация, содействие и правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности учреждений РПЦ. 8) Направление за границу делегаций и отдельных представителей Московского Патриархата и прием на канонической территории РПЦ ее официальных гостей. 9) Оформление выездов за рубеж официальных представителей Московского Патриархата и поддержание контактов с иностранными посольствами в Москве. 10) Организация паломничеств, обучения представителей РПЦ и их стажировки за рубежом. 11) Обеспечение протокола официальных общецерковных мероприятий.

ОВЦС осуществляет деловые отношения с рядом государственных и общественных организаций, межгосударственными всемирными и европейскими организациями (ООН, ОБСЕ, ЕС, Совет Европы); государственными учреждениями; российскими и зарубежными политическими партиями, движениями и группами; российскими и зарубежными общественными, научными, культурными и иными подобными организациями; российскими и зарубежными светскими средствами массовой информации. При ОВЦС действует секретариат Международного союза общественных объединений «Всемирный Русский народный собор».

Учебный комитет был учрежден в 1867 г. и воссоздан в 1945 г. В соответствии с ныне действующим Уставом об управлении РПЦ Учебный комитет является отделом при Свящ. Синоде, призванным осуществлять общее руководство и координировать деятельность духовных школ (в настоящее время — духовные академии, духовные семинарии, духовные училища, пастырские курсы, а также Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ)), оказывать им методическую помощь, а также вместе с правящими архиереями исполнять по отношению к духовным школам административные функции (участие в назначении руководства духовных школ, контроль за учебным процессом, распределение выпускников и т. д.). При Комитете состоит постоянно действующая рабочая группа по разработке новой концепции образования. В течение последних 10 лет Учебным комитетом регулярно проводятся ректорские совещания, а также семинары преподавателей духовных школ по отдельным дисциплинам. Комитет осуществляет сотрудничество со светскими организациями: Министерством образования РФ, РАН, Академией образования, МГУ и другими высшими учебными заведениями, с РГНФ и т. д. Система духовного образования Русской Церкви включает пять духовных академий: Московскую (ректор — архиеп. Верейский Евгений (Решетников)), С.-Петербургскую (ректор — еп. Тихвинский Константин (Горянов)), Киевскую (ректор — прот. Николай Забуга), Минскую (ректор — митр. Минский Филарет (Вахромеев)) и Кишиневскую (ректор — митр. Кишиневский Владимир (Кантарян)), а также ПСТБИ (ректор — прот. Владимир Воробьев), 2 православных ун-та, 23 семинарии, 28 духовных училищ и 13 пастырских курсов. Духовные академии готовят прежде всего преподавателей духовных школ; цель семинарий — подготовка священнослужителей; духовные училища должны готовить церковнослужителей, но в настоящее время из-за нехватки духовенства выпускники училищ обычно рукополагаются; пастырские курсы открываются в тех епархиях, которые не располагают кадрами или средствами для открытия духовного училища. Духовные академии и семинарии находятся в настоящее время в процессе реформы. Начат переход к пятилетнему обучению в семинариях. В дальнейшем в академиях будет открыто две ступени: трехлетний основной курс со специализацией по четырем отделениям: библейскому, богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому — для подготовки кандидатов богословия и двухлетний, на котором будут оставляться наиболее способные кандидаты богословия для подготовки магистерской диссертации. Ныне обучение в духовных академиях продолжается четыре года и завершается написанием кандидатской диссертации или дипломной работы. В 1999 г. в духовных учебных заведениях РПЦ (без УПЦ) обучались: 4749 чел. на очных отделениях и 3385 чел. на заочных, всего 8634 чел.

Издательский совет Московского Патриархата образован Архиерейским Собором в 1994 г., а постановлением Свящ. Синода от 5–6 окт. 1999 г. ему придан статус синодального отдела. Предшественником Издательского совета был Издательский отдел Московской Патриархии (ныне Издательство Московской Патриархии). Согласно Положению об Издательском совете, в его задачи входит общее руководство книгоиздательской деятельностью РПЦ, в т. ч. координация деятельности православных издательских организаций, рецензирование и оценка представленной в совет литературы, оказание методической, правовой, организационной и иной помощи православным издательствам, издание необходимой для жизнедеятельности РПЦ богослужебной литературы, литературы учебно-методического характера, а также общецерковных официальных изданий Московского Патриархата. Председателем Издательского совета является, как правило, главный редактор Издательства Московской Патриархии. До 1988 г. почти вся издательская деятельность РПЦ в связи с административной и юридической дискриминацией Церкви сосредоточивалась в Издательском отделе. Издавался «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП) на русском (с 1943) и английском (с 1971) языках, в Киеве выходили сокращенные выпуски на украинском языке. Ежегодный Православный календарь издавался в Москве (с 1944), в Киеве (на укр. яз.), в Таллинне (на эст. яз.) и в Риге (на латыш. яз.). Научно-богословские работы печатались в ежегодном сб. «Богословские труды» (БТ) (с 1959). За 45 лет было опубликовано также ок. 80 монографических и многотомных изданий литургического, гомилетического и богословского содержания. С 1989 г. издательская деятельность РПЦ приобрела другой характер и масштаб — в стране выпускается более 170 православных массовых периодических изданий. Литература православного содержания выпускается многими как государственными и ведомственными издательствами, так и церковными — мон-рями, учебными заведениями, учреждениями, частными фирмами.

Отдел по церковной благотворительности и социальному служению был учрежден в 1991 г. с целью возрождения социального служения на общецерковном, епархиальном, монастырском и приходском уровнях. При участии или содействии отдела были созданы многие благотворительные организации. Отдел тесно сотрудничает с синодальными учреждениями, епархиальными управлениями, обителями и приходами, а также с межцерковными, зарубежными и общественными благотворительными организациями. В структуру отдела входят: сектор социального служения, медицинский сектор, сектор по работе с беженцами и чрезвычайным ситуациям, сектор по связям с епархиями, сектор по связям с общественностью. Кроме того, при отделе созданы и осуществляют свою деятельность общественный совет, патронажная служба, Межцерковный центр по оказанию помощи беженцам и Координационный совет женских благотворительных организаций.

Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями создан в окт. 1995 г. на основе сектора ОВЦС. Задачей Отдела является координация и практическое осуществление пастырской и духовно-просветительной деятельности среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных учреждений, членов их семей, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы. В этих целях Отдел представляет РПЦ в ее сношениях с руководством и различными структурами Вооруженных Сил, министерств и ведомств, располагающих вооруженными формированиями, а также министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и содержание лиц в местах лишения свободы, информирует Святейшего Патриарха и Свящ. Синод о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере деятельности Отдела.

Миссионерский отдел образован решением Свящ. Синода РПЦ от 26.12.1995. Основные направления деятельности Отдела определены Архиерейскими Соборами 1994-го и 1997 гг., Концепцией возрождения миссионерской деятельности РПЦ (1995), а также решениями съезда епархиальных миссионеров РПЦ (Белгород, 1996; см. Миссионерские съезды), в соответствии с которыми образована общецерковная миссионерская структура, включающая в себя Миссионерский отдел и институт епархиальных миссионеров. Отдел включает в себя секторы: информационно-аналитический, реабилитационный, апологетической миссии, методологический, издательский. Отдел возобновил историческую практику региональных миссий: действуют ежегодные миссии в Якутской епархии (с 1996), осуществлялись миссии в Камчатской (1997; см. Камчатская миссия), Калмыцкой (1998) и ряде других епархий. Основное внимание уделяется внутренней миссии — как среди нехристиан, язычников, так и внутри Церкви (среди тех, кто крещен, но не просвещен). Активно используется миссионерский потенциал монашествующих. Возрождена практика миссионерских поездок по рекам на кораблях-церквах (в Новосибирской, Благовещенской, Амурской, Волгоградской епархиях). При попечительстве Отдела проводятся противосектантские совещания и конференции (Ярославль, 1996; С.-Петербург, 1998; Сочи, 1998; а также в рамках VI и VII Рождественских чтений, Москва, 1998 и 1999). Попечением Миссионерского отдела в 1996 г. была образована специализированная семинария в Белгороде с миссионерской направленностью, задачей которой является подготовка кадров православных миссионеров. При активном содействии Отдела образован Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий (1996, Москва), силами которого в лоно РПЦ обращены или возвращены несколько тысяч человек. Совместно со светскими организациями (фондом «Дети России», «Славянским фондом России» и др.) проводится специальная миссионерская работа среди детей в разных регионах. Изданием Отдела, координирующим миссионерские программы епархий РПЦ, является ежемесячный журнал «Миссионерское обозрение» (тир. 7800 экз.). В качестве ежемесячного приложения к газете «Православная Москва» выходит бюллетень «Миссионерское обозрение».

Отдел религиозного образования и катехизации был учрежден 1.02.1991 указом Святейшего Патриарха и постановлением Свящ. Синода. Деятельность Отдела осуществляется по следующим основным направлениям: 1) религиозное образование в воскресных школах всех типов при приходах РПЦ; 2) дошкольное православное воспитание в детских садах и яслях; 3) образование в православных гимназиях и лицеях (с 1998 г. действует совет директоров православных средних учебных заведений Москвы и Подмосковья); 4) образование в высших православных учебных заведениях, занимающихся подготовкой православных педагогов и катехизаторов, а также православных специалистов в области науки и культуры. Отделом проводится аттестация и повышение квалификации законоучителей воскресных школ на курсах, созданных при Отделе в 1998 г.; осуществляется координация и оказание помощи епархиям РПЦ в развертывании ими образовательной деятельности, а также методическое и информационное обеспечение православных образовательных учреждений и координация их деятельности. Важное место занимает издательская деятельность и рецензирование православной учебной литературы. При Отделе издаются журналы: «Просветитель», «Божий мир», «Путь Православия», три раза в неделю выходят передачи радиостанции Отдела «Логос». Ежегодно с 1993 г. Отдел совместно с государственными структурами проводит Международные Рождественские образовательные чтения под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского, ставшие крупнейшим образовательным форумом страны. На Чтения съезжаются священники, педагоги, ученые, творческая интеллигенция со всех концов России и из-за рубежа, лучшие доклады Чтений издаются отдельными сборниками. В ведении Отдела религиозного образования состоит созданный в 1992 г. Российский православный ун-т во имя св. ап. Иоанна Богослова (ректор — игум. Иоанн (Экономцев)), задачей которого является воспитание православной интеллигенции. В настоящее время обучение в нем проводится на шести фак-тах: библейско-патрологическом, философско-богословском, историко-филологическом, экономическом, юридическом и экологическом.

Богословская комиссия была образована по решению Свящ. Синода 28.12.1993, заменив собой Комиссию Свящ. Синода по вопросам христианского единства. Ее задачей является рассмотрение вопросов доктринального и богословского характера, направляемых в Комиссию по решению высшей церковной власти. Со времени создания Богословской комиссии было проведено пять пленумов, а также ряд заседаний рабочего президиума и специальных рабочих групп. Основная тематика вопросов, рассматривавшихся Комиссией,— отношения РПЦ с инославием.

Комиссия по канонизации святых была образована постановлением Свящ. Синода РПЦ от 10–11.04.1989 в целях претворения в жизнь решения Поместного Собора РПЦ 1988 г. Деятельности Комиссии предшествовала работа историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Эта группа, образованная в 1981 г. под председательством митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), подготовила канонизацию девяти подвижников веры и благочестия. Комиссией по канонизации святых рассматриваются материалы к канонизации подвижников для общецерковного и местного почитания. Комиссия является координирующим научно-исследовательским органом в подготовке материалов к канонизации подвижников веры. Комиссия после тщательного изучения материалов, в случае если сочтет их обоснованными, представляет соответствующие исследования на рассмотрение Святейшему Патриарху и Свящ. Синоду. После этого Архиерейский или Поместный Собор также по рассмотрении материалов принимает решение о канонизации. Председателю Комиссии даны полномочия привлекать к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации преосвященных архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян РПЦ. За годы своей деятельности Комиссия изучила материалы и подготовила общецерковную канонизацию следующих святых подвижников: свт. Иова Московского, свт. Тихона Московского, св. прав. Иоанна Кронштадтского, сщмч. Владимира Киевского, сщмч. Вениамина Петроградского и иже с ним убиенных, сщмч. архим. Сергия и мучеников Юрия и Иоанна, прмц. Елисаветы и мц. Варвары, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, свт. Филарета Московского, сщмч. протопресв. Александра, сщмч. прот. Иоанна, сщмч. митр. Крутицкого Петра, сщмч. митр. Серафима, сщмч. архиеп. Фаддея и др. Комиссия также подготовила к всероссийской канонизации материалы, касающиеся мученического и исповеднического подвига митр. Казанского Кирилла (Смирнова), митр. Ярославского Агафангела (Преображенского), архиеп. Пермского Андроника (Никольского), архиеп. Воронежского Петра (Зверева), еп. Кирилловского Варсонофия (Лебедева) и иже с ним убиенных. Вопрос об их всероссийской канонизации будет решаться на очередном Архиерейском Соборе, который также решит вопрос о всероссийской канонизации схииером. Алексия (Соловьева) Зосимовского, иеросхим. Серафима (Муравьева) Вырицкого и других подвижников. Синодальной Комиссией по канонизации святых подготовлены материалы для рассмотрения вопроса о канонизации на предстоящем Соборе имп. Николая II и других царственных мучеников. Комиссия по канонизации выступила с инициативой соборного прославления новомучеников и исповедников XX в. В 1989–1999 гг. УПЦ и Белорусским экзархатом, а также многими правящими архиереями РПЦ было установлено местное почитание подвижников и новомучеников.

Комиссия по богослужению образована, согласно постановлению Свящ. Синода от 16.10.1989, из богословской группы, работавшей с 1987 г. в составе Юбилейной комиссии по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. Целью работы Комиссии является решение вопросов богослужебного характера, возникающих в литургической жизни РПЦ. В задачи Комиссии входит: редактирование богослужебных текстов, составление новых богослужебных текстов и чинопоследований, принятие решений по сложным календарным вопросам. Основная часть деятельности Комиссии приходится на составление служб и отдельных молитвословий новопрославляемым святым, а также святым, которым ранее не было особой службы, но совершалась служба по Общей Минее. Значительную работу проделывает Комиссия, редактируя и исправляя тексты служб местночтимым святым, направляемые из епархий для утверждения. В ряде случаев Комиссия рассматривает вопросы, касающиеся дат церковных праздников и совершения памяти святым, когда эти даты сложно определить непосредственно по Типикону в конкретном календарном году. В своих творческих трудах Комиссия в первую очередь следует церковному Уставу (Типикону), богослужебной практике и литургической традиции РПЦ. Работа Комиссии имеет исключительно важное значение: богослужебные тексты, подготовленные ею, после рассмотрения и утверждения Свящ. Синодом, входят в богослужебную практику РПЦ. В составе Комиссии трудятся специалисты в области богословия, литургики, истории Церкви, церковнославянского языка, церковного пения. Все члены Комиссии — священнослужители РПЦ.

Комиссия по делам мон-рей образована решением Свящ. Синода РПЦ для оказания возрождающимся обителям содействия и помощи в устроении внутренней монашеской жизни. Кроме того, полномочия, которыми наделена Комиссия, позволяют ей осуществлять функции координирующего и контрольного учреждения в следующих случаях: при выработке и рецензировании внутренних и гражданских уставов мон-рей; при решении административных и юридических вопросов, связанных с возвращением Церкви монастырских зданий и сооружений; в ходатайствах перед государственными и административными органами с целью оказания мон-рям помощи в проведении восстановительных работ. Важную и значительную часть деятельности Комиссии составляет разбор конфликтных ситуаций в мон-рях и личных дел монашествующих по представлениям епархий с ведома и по благословению Святейшего Патриарха. Работа Комиссии при изучении сложных вопросов, касающихся современного монашества, характеризуется стремлением наиболее точно и рассудительно применять полноту правил, канонического права православной Церкви, святоотеческого наследия и духовной традиции по отношению к современным условиям монашеской жизни.

Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам образована 17.02.1997 решением Свящ. Синода. Цели, поставленные перед Комиссией, обусловлены возрастающей ролью Церкви в жизни современного об-ва, усложнением экономических и финансово-хозяйственных задач, решаемых как на внутрицерковном уровне, так и в области социального служения Церкви. В ведении Комиссии находятся вопросы, связанные с получением, распределением и контролем над использованием международной гуманитарной и технической помощи, поступающей централизованно в адрес Церкви, а также направляемой ее каноническим подразделениям и структурам. В практической деятельности Комиссия осуществляет общецерковные гуманитарные программы, разрабатывает проекты ведения церковной экономической и хозяйственной работы, осуществляет поиск возможностей решения сложных финансовых проблем, стоящих перед Церковью, привлекает с этой целью компетентные организации и специалистов, от имени Церкви принимает участие в международном экономическом сотрудничестве. Комиссия представляет интересы Церкви и ее канонических подразделений на уровне Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ.

13.12.1990 Свящ. Синод вынес решение о создании единой молодежной организации РПЦ. Как следствие этого решения 25.01.1991, в день памяти св. мц. Татианы, на съезде православной молодежи, проходившем в МГУ, было учреждено Всецерковное православное молодежное движение Московского Патриархата (ВПМД). В него вошли представители православных братств, молодежных организаций при приходах, скаутских групп. Председателем ВПМД стал архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилев). 11.11.1994 специальным распоряжением Президента РФ архиеп. Александр был введен в Совет по делам молодежи при Президенте РФ. В 1991–1992 гг. были созданы отделения Движения в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Кирове, Туле, Рязани, Ставрополе, Смоленске, Петрозаводске и некоторых других епархиальных городах. В деятельности Движения четко соблюдается канонический принцип подчинения местного отделения ВПМД правящему епархиальному архиерею.

Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия» создан указом Святейшего Патриарха 10.09.1996 и утвержден решением Свящ. Синода от 10.10.1996 для объединения усилий церковных и светских ученых в деле возрождения церковной науки, осуществления исторических, агиографических, библейских и других исследований. Особой задачей на ближайшие годы является создание многотомной «Православной энциклопедии». Деятельность Центра осуществляется в тесном взаимодействии с духовными академиями, семинариями, ПСТБИ, Ун-том им. св. ап. Иоанна Богослова, а также научными ин-тами РАН, ун-тами и др. В 10 городах России действуют представительства Центра. Особые научные группы, созданные священноначалием братских поместных православных Церквей, осуществляют по поручению Центра исследования в области истории и современного состояния православия в разных странах. Центр работает при непосредственной поддержке Правительства РФ, Правительства Москвы и ряда регионов России. Органы управления Центром возглавляются Патриархом Московским и всея Руси (Наблюдательный и Церковно-научный советы), мэром Москвы Ю. М. Лужковым (Попечительский совет), архиеп. Истринским Арсением (Епифановым) (Научно-редакционный совет) и С. Л. Кравцом (руководителем Центра).

20 фев. 1990 г. решением Священного Синода была образована Патриаршая и Синодальная Библейская комиссия, которая явилась преемницей Русской Библейской комиссии (1915–1929). Основной задачей Комиссии наряду с распространением Свящ. Писания в пределах юрисдикции РПЦ стала координация деятельности различных организаций, занимающихся переводами, изданием и распространением Библии. 1.04.1999 Свящ. Синод определил новый состав Комиссии, в которой под председательством Патриарха Московского и всея Руси трудятся члены Свящ. Синода, ректоры духовных дкадемий и ведущие ученые-библеисты. Новое положение о деятельности Комиссии было утверждено на заседании Свящ. Синода от 5–6.10.1999.

Синодальная библиотека Московского Патриархата была учреждена 1.10.1987 первоначально как библиотека духовного и административного центра РПЦ в Свято-Даниловом мон-ре. Поместным Собором 1988 г. библиотеке был придан статус синодальной. С апр. 1992 г. Синодальная библиотека располагается в Андреевском мон-ре (Патриаршее подворье). Со дня основания библитекой руководит директор прот. Борис Даниленко. Библиотека выступает организатором международных научно-богословских конференций.

В состав Русской Церкви входят Белорусский экзархат, УПЦ, обладающие самостоятельностью в делах внутреннего управления, ПЦ в Молдове, ПЦ в Латвии и ПЦ в Эстонии, а также Японская автономная Православная Церковь и Китайская автономная Православная Церковь, находящаяся в настоящее время в стадии восстановления после ее разгрома в период трагических событий «культурной революции» в КНР во 2-й пол. 60-х гг. В нач. 2000 г. РПЦ насчитывала 132 епархии, в т. ч. на территории РФ — 65: Абаканская и Кызылская — еп. Ионафан (Цветков); Архангельская и Холмогорская — еп. Тихон (Степанов); Астраханская и Енотаевская — еп. Иона (Карпухин); Бакинская и Прикаспийская — еп. Александр (Ищеин); Барнаульская и Алтайская — еп. Антоний (Масендич); Белгородская и Старооскольская — архиеп. Иоанн (Попов); Благовещенская и Тындинская — еп. Гавриил (Стеблюченко); Брянская и Севская — архиеп. Мелхиседек (Лебедев); Владивостокская и Приморская — еп. Вениамин (Пушкарь); Владимирская и Суздальская — архиеп. Евлогий (Смирнов); Волгоградская и Камышинская — митр. Герман (Тимофеев); Вологодская и Великоустюжская — еп. Максимилиан (Лазаренко); Воронежская и Липецкая — митр. Мефодий (Немцов), викарий — еп. Задонский Никон (Васин); Вятская и Слободская — архиеп. Хрисанф (Чепиль); Екатеринбургская и Верхотурская — еп. Викентий (Морарь); Ивановская и Кинешемская — архиеп. Амвросий (Щуров); Ижевская и Удмуртская — архиеп. Николай (Шкрумко); Иркутская и Ангарская — архиеп. Вадим (Лазебный); Йошкар-Олинская и Марийская — еп. Иоанн (Тимофеев); Казанская и Татарстанская — архиеп. Анастасий (Меткин); Калужская и Боровская — архиеп. Климент (Капалин), викарий — еп. Людиновский Георгий (Грязнов); Кемеровская и Новокузнецкая — архиеп. Софроний (Будько); Костромская и Галичская — архиеп. Александр (Могилев); Краснодарская и Новороссийская — архиеп. Исидор (Кириченко); Красноярская и Енисейская — архиеп. Антоний (Черемисов); Курганская и Шадринская — еп. Михаил (Расковалов); Курская и Рыльская — митр. Ювеналий (Тарасов); Магаданская и Чукотская — еп. Анатолий (Аксенов); Майкопская и Армавирская — еп. Филарет (Карагодин); Московская — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), согласно Уставу РПЦ митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) на правах правящего архиерея управляет приходами Московской епархии, находящимися в Московской обл., викарии — митр. Солнечногорский Сергий (Фомин), митр. Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), архиеп. Раменский Николай (Саяма), архиеп. Клинский Лонгин (Талыпин), архиеп. Можайский Григорий (Чирков), архиеп. Каширский Марк (Петровцы), архиеп. Истринский Арсений (Епифанов), архиеп. Бронницкий Тихон (Степанов), архиеп. Верейский Евгений (Решетов), еп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), еп. Красногорский Савва (Волков), еп. Видновский Тихон (Недосейкин), еп. Зарайский Меркурий (Иванов); Мурманская и Мончегорская — еп. Симон (Гетя); Нижегородская и Арзамасская — митр. Николай (Кутепов), викарий — еп. Балахнинский Иерофей (Соболев); Новгородская и Старорусская — архиеп. Лев (Церпицкий); Новосибирская и Бердская — еп. Сергий (Соколов); Омская и Тарская — митр. Феодосий (Процюк); Оренбургская и Бузулукская — архиеп. Валентин (Мищук); Орловская и Ливенская — архиеп. Паисий (Самчук); Пензенская и Кузнецкая — архиеп. Серафим (Тихонов); Пермская и Соликамская — архиеп. Афанасий (Кудюк); Петрозаводская и Карельская — архиеп. Мануил (Павлов); Петропавловская и Камчатская — еп. Игнатий (Пологрудов); Псковская и Великолукская — архиеп. Евсевий (Саввин); Ростовская и Новочеркасская — архиеп. Пантелеимон (Долганов); Рязанская и Касимовская — митр. Симон (Новиков), викарий — еп. Шацкий Иосиф (Македонов); Самарская и Сызранская — архиеп. Сергий (Полеткин); С.-Петербургская и Ладожская — митр. Владимир (Котляров), викарий — еп. Тихвинский Константин (Горянов); Саранская и Мордовская — еп. Варсонофий (Судаков); Саратовская и Вольская — архиеп. Александр (Тимофеев); Смоленская и Калининградская — митр. Кирилл (Гундяев), викарий — еп. Балтийский Пантелеимон (Кутовой); Ставропольская и Владикавказская — митр. Гедеон (Докукин); Сыктывкарская и Воркутинская — еп. Питирим (Волочков); Тамбовская и Мичуринская — архиеп. Евгений (Ждан); Тверская и Кашинская — архиеп. Виктор (Олейник); Тобольская и Тюменская — архиеп. Димитрий (Капалин); Томская и Асиновская — еп. Ростислав (Девятов); Тульская и Белевская — вдовствующая, викарий — еп. Богородицкий Кирилл (Наконечный); Ульяновская и Мелекесская — архиеп. Прокл (Хазов); Уфимская и Стерлитамакская — еп. Никон (Васюков); Хабаровская и Приамурская — еп. Марк (Тужиков); Чебоксарская и Чувашская — архиеп. Варнава (Кедров); Челябинская и Златоустовская — митр. Иов (Тывонюк); Читинская и Забайкальская — еп. Евстафий (Евдокимов); Элистинская и Калмыцкая — еп. Зосима (Остапенко); Южно-Сахалинская и Курильская — еп. Аркадий (Афонин); Якутская и Ленская — архиеп. Герман (Моралин); Ярославская и Ростовская — архиеп. Михей (Хархаров), викарий — еп. Угличский Иосиф (Балабанов); на территории Украины — 35: Белоцерковская и Богуславская — еп. Серафим (Зализницкий); Винницкая и Могилев-Подольская — архиеп. Макарий (Свистун); Владимир-Волынская и Ковельская — еп. Симеон (Шостацкий); Горловская и Славянская — временно под управлением архиеп. Донецкого и Мариупольского; Днепропетровская и Павлоградская — архиеп. Ириней (Середний); Донецкая и Мариупольская — архиеп. Иларион (Шукало); Житомирская и Новоград-Волынская — еп. Гурий (Кузьменко); Запорожская и Мелитопольская — архиеп. Василий (Златолинский); Ивано-Франковская и Коломыйская — еп. Николай (Грох); Каменец-Подольская и Городокская — еп. Феодор (Гаюн); Киевская — митр. Владимир (Сабодан), викарии — еп. Переяслав-Хмельницкий Иоанн (Сиопко) и еп. Вышгородский Павел (Лебедь); Кировоградская и Александрийская — еп. Пантелеимон (Романовский); Конотопская и Глуховская — еп. Иннокентий (Шестопаль); Криворожская и Никопольская — еп. Ефрем (Кицай); Луганская и Старобельская — архиеп. Иоанникий (Кобзев); Луцкая и Волынская — архиеп. Нифонт (Солодуха); Львовская и Галицкая — архиеп. Августин (Маркевич); Мукачевская и Ужгородская — вдовствующая; Николаевская и Вознесенская — еп. Питирим (Старинский); Овручская и Коростенская — еп. Виссарион (Стретович); Одесская и Измаильская — митр. Агафангел (Саввин); Полтавская и Кременчугская — митр. Феодосий (Дикун); Ровенская и Острожская — архиеп. Варфоломей (Ващук); Сарненская и Полесская — еп. Анатолий (Гладкий); Симферопольская и Крымская — архиеп. Лазарь (Швец); Сумская и Ахтырская — еп. Иов (Смакоуз); Тернопольская и Кременецкая — архиеп. Сергий (Генсицкий); Тульчинская и Брацлавская — еп. Ипполит (Хилько); Харьковская и Богодуховская — митр. Никодим (Руснак); Херсонская и Таврическая — архиеп. Ионафан (Елецких); Хмельницкая и Шепетовская — еп. Антоний (Фиалко); Хустская и Виноградовская — еп. Агапит (Бевцик); Черкасская и Каневская — еп. Софроний (Дмитрук); Черниговская и Нежинская — митр. Антоний (Вакарик), викарий — еп. Новгород-Северский Амвросий (Поликопа); Черновицкая и Буковинская — архиеп. Онуфрий (Березовский); на территории Белоруссии — 10: Брестская и Кобринская — архиеп. Константин (Хомич); Витебская и Оршанская — архиеп. Димитрий (Дроздов); Гомельская и Жлобинская — архиеп. Аристарх (Станкевич); Гродненская и Волковысская — еп. Артемий (Кищенко); Минская и Слуцкая — митр. Филарет (Вахромеев); Могилевская и Мстиславская — архиеп. Максим (Кроха); Новогрудская и Лидская — еп. Гурий (Апалько); Пинская и Лунинецкая — архиеп. Стефан (Корзун); Полоцкая и Глубокская — еп. Феодосий (Бильченко); Туровская и Мозырская — еп. Петр (Карпусюк); на территории Молдавии — 4: Единецкая и Бричанская — еп. Доримедонт (Чекан); Кагульская и Лэпушнянская — еп. Анатолий (Ботнарь); Кишиневская — митр. Владимир (Кантарян); Тираспольская и Дубоссарская — Юстиниан (Овчинников); на территории Казахстана — 3: Астанайская и Алма-Атинская — архиеп. Алексий (Кутепов); Уральская и Гурьевская — архиеп. Антоний (Москаленко); Чимкентская и Акмолинская — еп. Елевферий (Козарез), а также на территории других гос-в: Таллиннская и всей Эстонии — архиеп. Корнилий (Якобс); Рижская и всей Латвии — архиеп. Александр (Кудряшов); Виленская и Литовская — митр. Хризостом (Мартишкин); Ташкентская и Среднеазиатская — архиеп. Владимир (Иким); Венская и Австрийская — еп. Павел (Пономарев); Аргентинская и Южноамериканская — архиеп. Платон (Удовенко); Брюссельская и Бельгийская — архиеп. Симон (Ишунин); Гаагская и Нидерландская — временно под управлением архиеп. Брюссельского и Бельгийского; Сурожская (Великобритания) — митр. Антоний (Блум), викарии — архиеп. Керченский Анатолий (Кузнецов) и еп. Сергиевский Василий (Осборн); Берлинская и Германская — архиеп. Феофан (Галинский); Корсунская (Франция) — еп. Иннокентий (Васильев); Японская автономная Церковь: Киотоская — еп. Даниил (Наширо), Сендайская — еп. Серафим (Цуйе), Токийская — временно под управлением викария еп. Иокагамского Петра (Арихары). Приходы Русской Церкви в США и Канаде, не образуя отдельных епархий, находятся под управлением викарных епископов. Границы епархий определяются административными, в т. ч. государственными, границами. На территории России они в большинстве случаев совпадают с границами субъектов Федерации.

УПЦ, получившая право самоуправления на Архиерейском Соборе 1992 г., включает в себя 35 епархий. Высшими органами власти УПЦ являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Свящ. Синод. В состав Синода входят три постоянных и три временных члена, а также управляющий делами. При Свящ. Синоде образован ряд комиссий: Богословская (решением Свящ. Синода от 7.03.1996, председатель — архиеп. Львовский и Галицкий Августин (Маркевич)); Юбилейная по празднованию 2000-летия Рождества Христова (решением Свящ. Синода от 27.07.1996, председатель — митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)); по канонизации святых (решением Свящ. Синода от 27.12.1994, председатель — митр. Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак)).

Белорусский экзархат Московского Патриархата образован в соответствии с решением Архиерейского Собора РПЦ в окт. 1989 г. (см. Архиерейский Собор 1989 г.). Белорусский экзархат включает в себя 10 епархий, находящихся в пределах Республики Беларусь. Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит Синоду экзархата, который состоит из пяти, включая экзарха, правящих архиереев и возглавляется Патриаршим экзархом. Члены Синода вызываются на заседания, проводимые не реже четырех раз в год, поочередно. Белорусский экзархат действует в пределах компетенции, определяемой канонами и Уставом экзархата. Синод экзархата подотчетен Свящ. Синоду РПЦ. С окт. 1989 г. Патриаршим экзархом является высокопреосвященнейший митр. Филарет (Вахромеев), полный титул которого — «Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Свято-Успенской Жировицкой обители». Экзарх представляет Белорусский экзархат в Свящ. Синоде РПЦ на правах постоянного его члена. В экзархате действуют Минская ДА и ДС, два духовных училища, Богословский фак-т Европейского гуманитарного ун-та, школа катехизаторов.

Главой епархии является епархиальный архиерей как предстоятель местной Церкви. Он избирается Синодом. При необходимости в помощь ему назначается викарный епископ, круг обязанностей которого устанавливается по усмотрению правящего архиерея. В епархии архиерей пользуется полнотой власти в делах вероучения, христианской нравственности, священнодействия и пастырства. Он рукополагает и назначает клириков, назначает сотрудников епархиальных учреждений и благословляет постриги. Архиерей созывает епархиальные собрания и совет и председательствует на них, он имеет высшее начальственное наблюдение над всеми епархиальными учреждениями и входящими в епархию мон-рями. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. Архиерей обращается с архипастырскими посланиями к своей пастве, составляет ежегодные отчеты о жизни епархии и своей деятельности и направляет их Патриарху, он является представителем своей епархии перед государственными властями.

Высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является епархиальное собрание. Оно состоит из равного числа клириков и мирян и созывается правящим архиереем не реже одного раза в год. Процедура избрания членов епархиального собрания устанавливается епархиальной властью. В обязанности собрания входит избрание членов Поместного Собора и членов епархиального совета, создание епархиальных учреждений и забота об их финансировании, наблюдение за течением епархиальных дел, заслушивание сообщений епархиального начальства о различных сторонах епархиальной жизни. Епархиальный совет состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются епархиальным собранием на один год. Архиерей назначает секретаря епархиального совета. В обязанности епархиального совета входит исполнение решений епархиального собрания, представление собранию своих годовых отчетов, забота об изыскании средств на нужды епархии и приходов, определение границ благочиний (см. Благочиннический округ) и приходов, рассмотрение отчетов благочинных, наблюдение за деятельностью приходских советов, проведение ревизий епархиальных учреждений, ознакомление с проектами строительства, ремонта и реставрации храмов, забота об обеспечении заштатного духовенства и заштатных церковных работников. Епархиальный совет является судом первой инстанции по делам, связанным с обвинением клириков и мирян в отступлении от православия, нарушениях канонов и христианских нравственных норм, он рассматривает также вопросы, касающиеся церковного брака и развода, разногласия между духовенством и приходскими должностными лицами. Решения епархиального совета по церковно-судебным делам могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции церковного суда — Свящ. Синоде. Архиерею в осуществлении им исполнительной власти в епархии призвано помогать епархиальное управление и иные епархиальные учреждения. Епархия разделяется на благочиннические округа, возглавляемые благочинными, которых назначает правящий архиерей. Границы и названия округов определяются архиереем совместно с епархиальным советом.

Епископат РПЦ включал в нач. 2000 г. 164 архиерея (в т. ч. 128 правящих епископов, вместе со Святейшим Патриархом), 25 викарных епископа и 11 архиереев, находящихся на покое. Средний возраст епископа Русской Церкви — 45–60 лет (более 45%). Примерно 25 % епископов моложе 45 лет, и столько же архиереев имеют возраст от 60 до 75 лет. Высшее богословское (академическое) образование имеют 110 (ок. 80%) епископов. Среди иерархов Русской Церкви 5 докторов богословия или церковной истории, 4 магистра богословия, более 100 кандидатов богословия. Ок. 20% архиереев имеют опыт служения на приходе, ок. 70% были настоятелями или наместниками мон-рей. Большинство епископов (до 60%) находятся на архиерейском служении менее 10 лет, более 15% — от 10 до 20 лет, по 10% соответственно — от 20 до 30 и от 30 до 40 лет, митр. Сурожский Антоний (Блум), старейший по хиротонии епископ Русской Церкви, несет служение с 1957 г. В последнее десятилетие увеличился срок пребывания архиерея на одной кафедре: сегодня, несмотря на открытие большого числа новых кафедр, он обыкновенно составляет от 5 до 10 лет.

Приходом, по определению Устава об управлении РПЦ, является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход как часть епархии находится под каноническим управлением правящего епархиального архиерея и под руководством поставленного им настоятеля. Приходскую общину могут образовать не менее 20 верующих православных граждан. Настоятель назначается архиереем и призван нести ответственность за совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и воспитание прихожан. В круг обязанностей настоятеля входит руководство причтом, наблюдение за состоянием храма и богослужебной утвари, соблюдением требований богослужебного устава. Он несет ответственность за точное исполнение указаний епархиального архиерея, представление благочинному или непосредственно архиерею ежегодных отчетов о состоянии прихода, ведет официальную переписку, хранит приходской архив, выдает удостоверения о крещении и венчании. В состав приходского причта входят священник, диакон и псаломщик. В зависимости от нужд прихода число членов причта может быть сокращено или увеличено. Власть избирать, назначать, а также перемещать или увольнять клириков принадлежит епархиальному архиерею. Прихожанами, согласно Уставу, являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходским храмом. Членами приходского собрания могут быть клирики и совершеннолетние миряне, не находящиеся под церковным или гражданским судом. Председателем собрания по своему положению является настоятель прихода. Право созывать приходское собрание принадлежит настоятелю. Решение принимается приходским собранием большинством голосов, а в случае равенства голосов перевес дает голос председателя. В круг обязанностей приходского собрания входит хранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно-нравственному возрастанию, ответственность за сохранность имущества прихода, забота о состоянии храмового пения, утверждение годового бюджета прихода, изыскание средств на нужды прихода. Приходское собрание избирает из числа своих членов приходской совет и ревизионную комиссию. Приходской совет является исполнительным органом приходского собрания и подотчетен ему. Он состоит из председателя, его помощника и казначея, избираемых из клириков или мирян сроком на три года. Председателем совета может быть избран настоятель прихода, другой клирик или, как это чаще всего бывает, мирянин. Приходской совет несет ответственность за сохранность храма и церковного имущества, распоряжается денежными средствами прихода, исполняет решения приходского собрания. В состав ревизионной комиссии, избираемой приходским собранием на три года, входят председатель и два члена. Обязанности комиссии, согласно Уставу, заключаются в следующем: проведении ревизий наличных денежных средств, контроле за законностью расходов, правильностью ведения приходно-расходных книг, за снятием кружек с пожертвованиями, наблюдении за состоянием церковного имущества, ежегодной инвентаризации этого имущества. Особый порядок управления действует в приходах, имеющих статус Патриарших подворий.

В кон. 1998 г. РПЦ насчитывала более 19 000 приходов (из них 8168 — в УПЦ и 1080 — в Белорусском экзархате). На этих приходах служили 17 500 священников, 2275 диаконов, всего 19 775 священнослужителей. В 1988 г. Русская Церковь насчитывала 6674 священника и 723 диакона, всего 7397 священнослужителей. За 10 лет, прошедших с тех пор, число священнослужителей увеличилось на 12 378 чел. Особенно наглядно это можно увидеть на примере отдельных епархий. Так, в Московской и во Владимирской епархиях количество священнослужителей увеличилось более чем в 3 раза (соответственно — с 237 до 775 и с 92 до 291), в Чебоксарской — почти в 3 раза (с 59 до 176), в Воронежской и Костромской епархиях — более чем в 2,5 раза (с 94 до 261 и с 64 до 162), в Донецкой и Ташкентской епархиях — почти в 2 раза (со 143 до 257 и с 66 до 121), в Курской епархии — почти в 1,5 раза (со 115 до 171). К нач. 1999 г. на Украине насчитывалось свыше 35 млн. православных верующих, объединенных в 8168 общин УПЦ. В 35 епархиях УПЦ служили 6568 священнослужителей, в 14 духовных учебных заведениях обучались 3070 слушателей. УПЦ издавала более 40 газет и журналов, в ней действовали 2108 воскресных школ, строилось более 1 тыс. новых храмов, из них 12 — посвящены Рождеству Христову. В вост. областях Украины происходил бурный рост числа приходов, как можно видеть на примере Черниговской епархии, где количество священнослужителей увеличилось с 82 до 304, т. е. почти в 4 раза, в Зап. Украине, напротив, в связи с возрождением Украинской греко-католической Церкви наблюдался обратный процесс, как можно видеть на примере Львовской епархии, где число приходов, принадлежащих канонической УПЦ уменьшилось в 27 раз в связи с неканоническими, а зачастую и разбойными действиями последователей унии, по насильственному захвату храмов.

В 1988–1998 гг. Церкви было возвращено большое количество храмов, многие из которых уже отреставрированы, другие находятся в процессе реставрации, строились и новые храмы. Так, в Москве на 10.07.1998 существовал 251 приход (489 храмов) и 8 мон-рей, где совершали служение 714 священнослужителей. Богослужение проходило в 364 храмах, имелось 36 часовен, 25 храмов строились, 38 — не были освобождены от прежних арендаторов, в 52 — богослужение не было возобновлено. Московской епархии были возвращены 537 храмов, нуждавшихся в реставрации, 18 храмов были заново построены, 71 — строился. Кроме того, было устроено 7 больничных храмов, 8 крестильных и 5 храмов в воинских частях. Во Владимирской епархии были возвращены 99 храмов. В Костромской епархии — ок. 60 храмов, ок. 10 — строились и уже построены, кроме того, службы велись в 20 приспособленных для этого помещениях. В Тверской епархии был возвращен 121 храм (большинство — в аварийном состоянии, проводилась реставрация), шло строительство 15 церковных зданий. В Пензенской епархии были открыты 95 храмов, 25 из них — полностью отреставрированы, а также открыты 46 молитвенных домов, построены 18 храмов. В Красноярской епархии Церкви был возвращен и отреставрирован 1 храм, 9 — реставрировались, заново были построены 5 храмов и 4 часовни, 7 храмов строились. В Камчатской епархии был возвращен 1 храм, заново построены 3, переоборудованы из различных строений и помещений 13 церквей и молитвенных домов. В Ташкентской епархии были возвращены и находились в процессе реставрации 8 церквей, 15 — построены и строились, были открыты 19 молитвенных домов. В Таллиннской епархии 3 храма были восстановлены, 3 — заново построены, 2 строились. В Витебской епархии были возвращены и отреставрированы 10 храмов, 15 — реставрировались, 10 — построены заново. В Черниговской епархии были возвращены Церкви и реставрировались 186 храмов, построены 19. В Львовской епархии, несмотря на сложную религиозную ситуацию на Зап. Украине, были построены 6 новых церквей.

К нач. 1988 г. в РПЦ существовал 21 мон-рь, в 1988–1999 гг. были открыты 476 мон-рей, т. о., к кон. 1999 г. Русская Церковь имела 497 мон-рей и 116 монастырских подворий. В т. ч. на территории России находились 315 мон-рей, из них 157 мужских и 158 женских, а также 97 монастырских подворий и скитов. На территории Украины находились 118 мон-рей, из них 55 мужских, 63 женских, а также 11 подворий и скитов. На территории СНГ находились 54 мон-ря (в Молдавии — 30, из них 14 женских, 16 мужских; в Казахстане — 9, из них 5 женских, 4 мужских; в Узбекистане (Ташкенте) — 4 женских; в Белоруссии — 15, из них 10 женских, 5 мужских), а также 2 монастырских подворья. На территории Прибалтийских республик находились 5 мон-рей, из них 2 мужских и 3 женских, а также 3 скитских подворья. В дальнем зарубежье в юрисдикции Русской Церкви состояли 5 мон-рей, из них 2 мужских, 3 женских и 3 подворья. Все мон-ри Русской Церкви имеют общежительный устав.

Зарубежные учреждения РПЦ. В 1999 г. учреждения РПЦ имелись в 39 гос-вах дальнего зарубежья: Австралии, Австрии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Египте, Израиле (включая Палестинскую автономию), Иране, Испании, Италии, Канаде, Кипре, Китае, Кубе, Ливане, Марокко, Мексике, Монголии, Нидерландах, Норвегии, Панаме, Перу, Сирии, США, Тунисе, Финляндии, Франции, Чехии, Чили, Швейцарии, Швеции, Югославии, ЮАР и Японии. В дальнем зарубежье расположены семь епархий РПЦ: Аргентинская и Южноамериканская (Аргентина, Бразилия, Колумбия, Коста-Рика, Панама, Перу, Чили, Эквадор), с кафедрой в г. Буэнос-Айресе (20 приходов); Брюссельско-Бельгийская, с кафедрой в Брюсселе (5 приходов, 1 скит); Берлинско-Германская, с кафедрой в Берлине (32 прихода); Венско-Австрийская, с кафедрой в Вене (2 прихода); Гаагско-Нидерландская, с кафедрой в Гааге (4 прихода, 1 мон-рь); Корсунская (Франция, Италия, Швейцария), с кафедрой в Париже (15 приходов, 3 мон-ря, 1 скит); Сурожская (Великобритания), с кафедрой в Лондоне (31 приход). Особые церковно-территориальные единицы составляют Патриаршие приходы в США (32 прихода) и в Канаде (23 прихода), управляемые каждая преосвященным викарием Московской епархии. В состав Германской епархии входит благочиние венгерских православных приходов (10 приходов), центр — в Будапеште. В состав Корсунской епархии входит Италийское благочиние (6 приходов). На территории Израиля и Палестинской автономии находится Русская духовная миссия в Иерусалиме, учрежденная в 1847 г., и близ Иерусалима — Горненский женский мон-рь, основанный в 1871 г. (64 насельницы). На территории Палестинской автономии в г. Хевроне расположена обитель во имя святых праотец. Отдельные приходы Московского Патриархата существуют в Австралии (2), Иране (1), Ливане (1), Марокко (1), Монголии (1), Норвегии (3), Тунисе (2), Финляндии (2), Чехии (1), Швеции (1), ЮАР (1). Эти приходы находятся под архипастырским окормлением митр. Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя ОВЦС. Архиеп. Раменский Николай (Саяма), викарий Московской епархии, пребывающий в г. Чибо, близ Токио (Япония), окормляет учрежденный им мужской Софийский мон-рь.

Представительства и Подворья Московского Патриархата расположены как в пределах поместных православных Церквей, так и в других религиозных центрах: 1) Подворье РПЦ в Александрии, Египет; 2) Представительство Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском в Дамаске, Сирия; 3) Подворье РПЦ в Белграде, Югославия; 4) Подворье РПЦ в Софии, Болгария; 5) Подворье РПЦ в Лимассоле, Кипр; 6) Подворье РПЦ в Карловых Варах, Чехия; 7) Представительство Московского Патриархата в Нью-Йорке, США; 8) Подворье РПЦ в Токио, Япония; 9) Подворье РПЦ в Бари, Италия; 10) Представительство РПЦ в Германии (Дюссельдорф); 11) Представительство РПЦ при Всемирном Совете Церквей в Женеве, Швейцария. При каждом из храмов Представительств и Подворий Московского Патриархата имеется приходская община. Представительство Московского Патриархата в Эстонии было учреждено в марте 1999 г. в таллиннском Александро-Невском соборе, получившем статус ставропигиального, с сохранением в нем кафедры Предстоятеля Эстонской Апостольской Православной Церкви. Всего на май 1999 г. в дальнем зарубежье существовало 207 приходов РПЦ, а также 7 мон-рей и 2 скита. В указанное число не входят общины Японской и Китайской автономных Церквей. Процесс возникновения и открытия новых приходов РПЦ в странах дальнего зарубежья продолжается.

В Москве расположены Подворья и Представительства поместных православных Церквей: 1) Александрийского Патриархата в Одессе, открыто в окт. 1956 г., в апр. 1999 г. перенесено в Москву в храм всех святых на Кулишках; 2) Антиохийского Патриархата в храме архистратига Гавриила в Телеграфном пер., открыто 17.07.1948; 3) Иерусалимского Патриархата в храме Воскресения Словущего в пер. Аксакова, восстановлено 19.11.1989; 4) Сербской Православной Церкви в храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, открыто 29.12.1999; 5) Болгарской Православной Церкви в храме Успения Божией Матери в Гончарах, открыто 17.07.1948; 6) Представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии, учреждено в дек. 1997 г. при храме свт. Николая в Котельниках; 7) Подворье Православной Церкви в Америке, учреждено в 1992 г., первоначально богослужения совершались в надвратном храме во имя прп. Симеона Столпника Свято-Данилова мон-ря, 7.12.1994 Подворью был передан храм во имя вмц. Екатерины на Всполье.

Современные награды РПЦ. РПЦ использует церковные награды служебно-литургического характера: набедренник, скуфью, камилавку (награждает епархиальный архиерей), наперсные кресты, палицу, крест с украшением (награждает Святейший Патриарх). Существуют также внебогослужебные награды. Высшая награда РПЦ — орден св. ап. Андрея Первозванного была учреждена 27–28.12.1988 в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Он состоит из алмазной звезды, носимой на правой стороне груди и знака ордена на ленте, надеваемой через левое плечо. Орден выполнен из серебра с позолотой и украшен искусственными драгоценными камнями. До недавнего времени, при советской власти, РПЦ не разрешалось работать с драгоценными металлами, поэтому все церковные изделия, в т. ч. и ордена, изготавливались из недрагоценного металла. Награждения орденом Андрея Первозванного удостаиваются только главы Поместных православных Церквей. В кон. 50-х гг. РПЦ учредила орден св. Владимира трех степеней. Первая степень представляет собой золотую звезду, вторая — серебряную, третья степень — красный эмалевый крест. Первое награждение состоялось в 1958 г. Орденом награждаются священно- и церковнослужители за заслуги перед РПЦ, что видно из надписи на ордене: «За церковные заслуги». Орденом также награждаются представители других конфессий. В 1978 г. был учрежден орден прп. Сергия Радонежского трех степеней и медаль его же имени двух степеней. Орденом награждаются священнослужители за церковные и миротворческие заслуги, а также общественные, государственные деятели и ученые. Орден имеет три степени, знаки которых изготовлены из серебра. Знак первой степени позолочен. В 1988 г. были учреждены еще два ордена: св. равноап. вел. кнг. Ольги, св. блгв. кн. Даниила Московского трех степеней и медаль св. блгв. кн. Даниила Московского. Этими знаками отличия награждаются епископы, священно- и церковнослужители за заслуги перед Церковью, богословские труды и педагогическую деятельность, а также светские лица, имеющие заслуги перед РПЦ. Ордена вручаются от имени Святейшего Патриарха. Знаки первой и второй степени изготовлены из посеребренного мельхиора и украшены искусственными драгоценными камнями и эмалью. Орден св. равноап. вел. кнг. Ольги трех степеней предназначен для настоятельниц женских мон-рей, а также женщин — деятельниц РПЦ. В 1995 г. учрежден орден св. мч. Трифона трех степеней. Награда полагается за активную деятельность по борьбе с «вредоносными явлениями, разрушающими психическое и физическое здоровье общества». Орденом могут быть награждены все, кто способствует «духовно-нравственному оздоровлению общества, утверждению христианских норм морали и возрождению православных традиций нравственного воспитания». В 1997 г. учрежден орден свт. Иннокентия трех степеней. Им награждаются деятели РПЦ за миссионерскую и просветительскую деятельность. За пожертвование в пользу церквей и других духовных учреждений в последнее время благотворители также награждаются благословением Патриарха и епархиальных архиереев с выдачей грамот.

Форумы