Сельский храм (Телепрограмма, 27.08.05) (комментарий в свете веры)

Восстанавливающаяся церковь Рождества Богородицы в с. Суворово
Восстанавливающаяся церковь Рождества Богородицы в с. Суворово

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 27.08.05)

Видеозапись телепередачи «Православная энциклопедия» от 27 августа 2005 года (формат WM9 – 256Kbps – PAL, 22 мин., 48 Mb, разр. 320х240)

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия». Сегодня в нашей программе мы поговорим о разрушенных в Советское время и ныне возрождаемых храмах российской провинции. В их восстановлении участвуют как сами жители сел, где находятся храмы, так и различные благотворительные фонды. Об этом мы подробнее побеседуем с Елизаветой Владимировной Апраксиной, представителем Балтийского фонда в России, которая будет сегодня гостем нашей студии. А в начале передачи, как обычно, – новости церковной жизни.

Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru

Сюжет: Патриарший визит на Валаам

Красота Валаама – как отблеск небесной славы. Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II эта земля дорога особенно, так как посещать этот монастырь с родителями он стал с раннего детства: впервые на Валааме Святейший Патриарх побывал более шестидесяти лет назад. И с тех пор приезжает постоянно, активно участвуя в возрождении Валаамской обители. Теперь, после четырехлетнего перерыва он прилетел сюда опять.

Святейший Патриарх Алексий приехал поздравить Свято-Преображенский монастырь с престольным праздником – Преображением Господним. Он совершил чин освящения нового колокола обители, названного «Апостол Андрей». 19 августа, в день Преображения Господня, Святейший Патриарх освятил воссозданный верхний храм Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Все 15 лет после возвращения монастыря Церкви, богослужения проходили только в нижнем храме. Теперь верхнему храму возвращен первоначальный вид, возрождены росписи, которые прежде украшали собор.

Во второй половине дня Святейший Патриарх Алексий приехал в местную воинскую часть и заложил камень на месте будущего храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца. 10 лет продолжается дружба местной православной роты и валаамских монахов: солдаты приходят на воскресные литургии в монастырь. А некоторые из них, окончив службу, становятся насельниками Валаамской обители.

Сюжет: Выставка Николая Мастеропуло

Первая персональная выставка Николая Мастеропуло открылась лишь через два года после смерти художника. Он родился в Москве, но всё его творчество – это непрерывное возвращение на родину предков, в Грецию. Художник писал маслом, создавал монументальные панно и мозаичные картины. Но главным его достижением было возрождение утерянной – как считали шесть веков – техники перегородчатой византийской эмали.

Семь лет жизни – последних лет – Николай Мастеропуло провел в Греции, на Афоне, где создавал большие мозаичные иконы для монастыря святого Дионисия. Он умер внезапно, в пятьдесят лет с небольшим, оставив незавершенной свою последнюю работу – «Распятие».

Лик Спасителя в Архызе
Лик Спасителя в Архызе

Сюжет: Архыз

В 1999 году ученые обнаружили на скале напротив Нижнеархызского городища Лик Христа Спасителя. Там же, в Архызе, был найден уникальный мавзолей – княжеское погребение. Архыз ассоциируется с разными вещами: многие знают минеральную воду с этим названием, или туристический курорт на Западном Кавказе. Но мало кому известно, что в древности Архыз, входивший в состав Аланского государства, был центром раннего христианства на Кавказе. Древнейшим храмам Архыза уже более тысячи лет. Они построены в Х веке мастерами из Византии.

Впервые музеи Юга России представили самые интересные экспонаты на выставке в Храме Христа Спасителя. Здесь можно увидеть кресты-энколпионы, фигурные перстни, керамические лампады, которым уже тысяча лет. Выставка продлится до конца сентября.

* * *

Сюжет: Храм в селе Суворово

Типичный русский пейзаж. Поле, лес, река… И обязательно на самом видном и красивом месте – храм. Сколько их разбросано по всей России. Издавна были они центром жизни на селе. И сейчас их тысячи, но – покинутых, разрушенных, с выросшими на куполах деревьями, без крестов, Грустно взирают они на сегодняшнюю нашу жизнь пустыми глазницами окон. Подмосковное село Ярополец. Казанская церковь. Построена в конце XVIII века вдовой генерал-фельдмарашала Захара Григорьевича Чернышова, бравшего Берлин в 1760 году. Здесь он и похоронен. Сейчас храм-усыпальница стоит в разорении и запустении, хоть и значится в туристических маршрутах. Такая же судьба могла постигнуть и храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Суворово, что в трех километрах от Яропольца. Но здесь все сложилось иначе.

Началось все с того, что местные жители решили: без храма им никак нельзя. Написали в Волоколамское благочиние письмо с просьбой о создании общины. Среди других была и подпись Любови Георгиевны Овды. И так получилось, что именно ее благословили восстанавливать закрытый еще в 1924-м году Рождественский храм. И это стало делом всей ее жизни. Помогала вся семья: муж, мама и сын с дочерью: разбирали завалы, вставляли рамы, собирали деньги и нанимали рабочих. Однажды ее мама даже поехала в Москву просить милостыню на восстановление храма.

Любовь Овда, староста храма: – Нам очень много помогают молитвы и покровительство Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Храм восстанавливаем всем миром, кто чем может помогает. Много и со стороны жертвуют.

Сейчас в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Суворове каждую субботу проходят службы. Теперь самая главная задача – провести тепло, чтобы и зимой можно было здесь молиться.

Говорят, что даже разрушенный и покинутый людьми храм не покидает Ангел-хранитель. Он и помогает людям вернуть храму жизнь.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сегодня у нас в гостях Елизавета Владимировна Апраксина, советник по внешней торговле Бельгии, которая последние 10 лет в рамках деятельности Балтийского фонда занимается восстановлением сельских храмов российской глубинки.

Елизавета Владимировна Апраксина

Елизавета Владимировна Апраксина – потомственная графиня, подданная королевства Бельгии. Род ее восходит к XIV веку. Графский титул Апраксиным пожаловал Петр I. Дедушка Елизаветы Владимировны, Петр Николаевич Апраксин, был вице-губернатором Воронежа, губернатором Тавриды и гофмейстером царского двора. При императоре Николае II управлял благотворительными комитетами и военными госпиталями. Участвовал в работе Поместного Собора 18-го года, восстановившего патриаршество в России. Среди предков Елизаветы Владимировны были князья Барятинские. До революции они владели селом Анна под Воронежем. Построили здесь больницу, школу, винокуренный и конный заводы, железнодорожную ветку. И, конечно, храм. Строился он пять лет и поражал современников красотой и величием. Сейчас жители села его восстановили. Они сами разыскали Елизавету Владимировну и пригласили приехать.

Дедушка Елизаветы Владимировны по линии матери – Николай Михайлович Котляревский. Он был личным секретарем барона Врангеля. Вывез из России и сохранил его архив. В 1920 году Апраксины и Котляревские эмигрировали в Бельгию.

По инициативе Николая Котляревского в 1936 году в Брюсселе был заложен (и через 14 лет освящен) храм – в память о царе-мученике и русских людях, богоборческой властью убиенных. Их имена – более двух тысяч – высечены на досках, укрепленных на стенах храма. Деньги на строительство собирала русская эмиграция, рассеянная по всему миру. Храм воспроизводит один из приделов Преображенской церкви подмосковного села Остров.

«Будь верным сыном Святой Православной Русской Церкви, до гроба верным и преданным своему Царю. Свято храни память своих предков», – эти слова своего деда, Николая Михайловича Котляревского, Елизавета Владимировна Апраксина помнит всю жизнь. Через 75 лет после того, как ее предки покинули Россию, Елизавета Владимировна вернулась сюда и вот уже 10 лет живет в Москве и помогает восстанавливать сельские церкви.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, Елизавета Владимировна.

Елизавета Владимировна Апраксина: – Здравствуйте.

Ведущий – священник Алексий Уминский:
Ваши предки строили храмы на Руси. Скажите, пожалуйста, сколько всего храмов построила члены Вашего рода?

Елизавета Владимировна Апраксина: – Раньше, когда строили усадьбу, или когда строили дом в городе, всегда вместе с этим строили и церковь. Храм обязательно входил в усадебный комплекс. Строили очень много храмов и многие из них строились анонимно.

Когда произошла революция и Гражданская война, большая часть русских людей была вынуждена уехать из России и рассеяться по всему миру. Но они продолжали строить храмы и заграницей. В разных странах, и главным образом в крупных городах были построены сотни храмов. Был построен и Брюссельский храм. Так как храмы были построены сравнительно недавно, то нам заграницей не приходилось еще заниматься реставрацией, так что это для нас новое дело.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Почему Вы стали заниматься восстановлением именно сельских церквей?

Елизавета Владимировна Апраксина: – Потому что село, провинция, это место, где меньше всего денег и больше всего бедных людей, и, соответственно, нет возможности восстанавливать храмы при помощи местных ресурсов. Кроме того, очень сильно огорчает и удручает состояние, в котором находятся церковные здания в сельской местности.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – У нас уже есть звонок в студию. Алло! Мы слушаем Вас, Вы в эфире.

Телезрительница: – Добрый день! Я звоню из Эвенкийского автономного округа. Зовут меня Тамара, мне 46 лет. Я все эти 46 лет прожила здесь и никогда у нас православного храма не было. Очень хотелось бы, чтобы построили нам православный храм. Люди у нас в основном русские, верующие, православные. Крестит, отпевать приходится в храмах, находящихся очень далеко от нас. Обратите внимание на нашу проблему. Спасибо.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо и Вам за Ваш звонок. Действительно, российская земля настолько необъятна, что есть еще масса мест, где нет ни одного православного храма. Но я хотел бы сказать, что это во многом зависит и от тех людей, которые в этом месте живут. Если люди хотят иметь храм, то им, прежде всего, необходимо создать общину, начать вместе молиться, каждое воскресение собираться сначала, может быть, у кого-то дома, читать Священное Писание, молиться друг за друга и о том, чтобы Господь дал возможность построить и восстановить храм в этом месте. Я думаю, что Господь Вам в этом обязательно поможет. А мы продолжаем нашу беседу.

Не секрет, что русская деревня сейчас находится в ужасающем состоянии: народ вымирает, многие пьют. В общем-то скоро там некому будет жить. Для кого Вы это делаете?

Заброшенный храм. Окрестности с. Ярополец
Заброшенный храм. Окрестности с. Ярополец

Елизавета Владимировна Апраксина: – Да это так – и пьют, и уезжают. Но имеются еще люди-подвижники, которые хотят обязательно возродить духовную и социальную жизнь в деревне. Мы и стали встречаться именно с такими людьми, которые уже имеют опыт работы по консервации церквей, по их реставрации. И мы стали взаимодействовать с ними и им помогать.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Мы сегодня говорим о воскресении церковной жизни в России, при этом в пример, обычно, приводим крупные города. А можно ли говорить, что и в деревне духовная жизнь возрождается?

Елизавета Владимировна Апраксина: – Думаю, что и в крупных городах, и в деревне ситуация во многом одинаковая. Просто в деревне духовная и храмовая жизнь начинает возрождаться, когда возникает община, которая и принимает на себя работы по восстановлению храма. Но предварительно, конечно должна быть оказана финансовая помощь и со стороны властей, которые должны быть заинтересованы в реконструкции памятников архитектуры, каковыми и являются православные храмы.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Елизавета Владимировна, у нас есть еще один звонок в студию. Алло? Мы слушаем Вас, Вы в эфире.

Телезрительница: – Я звоню к вам из Брянской области. Под селом Саранчино прямо около трассы стоит церковь. Но она так разрушена, что больно смотреть. Никто ее не восстанавливает. Хотя, как известно, в России столько людей ходят в храмы, молятся, которые могли бы помочь в воссоздании этой церкви. Знаете, обидно за отчизну, что у нас такое равнодушие к собственным святыням.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо за Ваш звонок. Елизавета Владимировна, обратите внимание на этот адрес. Может быть Ваш фонд заинтересуется и этим местом.

Скажите, а где Вы берете средства на возрождение храмов?

Елизавета Владимировна Апраксина: – В основном мы проводим благотворительные концерты, а также привлекаем людей, которые могут нам помочь. Это и иностранные гости, и российские жертвователи. Кроме того, мы получаем время от времени одноразовую помощь от разных людей и организаций. Так, к примеру, недавно одна организация предоставила кирпич, которого хватило целиком на отдельный проект по восстановлению. При этом, надо сказать, что финансирование остается нашей постоянной большой проблемой.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А какие храмы Вы уже успели восстановить?

Елизавета Владимировна Апраксина: – Мы восстановили уже 36 храмов в Тверской, Калужской. Ярославской и других областях. Конечно, по сравнению с 70 000 разрушенных церквей, это капля в море, однако существует много групп, занимающихся восстановлением храмов и наши совместные усилия, я уверена вдохновят кого-то еще заниматься этим благородным делом.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Елизавета Владимировна, у нас есть звонок. Алло? Мы слушаем Вас.

Телезрительница: – Здравствуйте. Я часто езжу в паломничества по России и веду путевой дневник. Я заметила такую закономерность, что в селах, где сохранились храмы, там сохранилась и церковная жизнь. А в селах, в которых здания храмов используются под клубы, никакой церковной жизни не сохранилось. В таких селах жители в основном пьют или уезжают оттуда. Получается, что храмы, в каком-то смысле, привязывают людей к земле. Большое спасибо Вам, Елизавета Владимировна, что Вы занимаетесь таким благодатным и нужным делом.

Елизавета Владимировна Апраксина: – Спасибо. Несомненно, храмы это важная составляющая народной жизни и культуры, ведь храм воспитывает людей и эстетически и духовно.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – То есть, Вы считаете, что храмы в тех местах, где никто почти не живет, нужны?

Елизавета Владимировна Апраксина: – Обязательно нужны, прежде всего, для возрождения духовной жизни. Храмы необходимо восстанавливать для воссоздания архитектурного облика местности. Знаете, глаз радуется, когда видишь красивый храм. Возьмите Европу, в любом ее уголке, в любой деревне почти всегда в центре будет стоять ухоженный и красивый храм.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо Вам Елизавета Владимировна, что Вы занимаетесь таким нужным, таким прекрасным делом, и за то, что Вы сегодня нашли время прийти к нам в студию. Надеюсь, что Господь благословит Ваши труды и умножит их на благо нашей Родины.

Восстанавливающиеся храмы нужны не только тем, кто трудится над их воссозданием и тем, кто живет рядом с ними. Они нужны всем нам. Ко многим из них едут со всех концов России. Мне недавно довелось благословлять такую поездку и заниматься не совсем привычным делом освящать велосипеды.

Сюжет: На велосипедах в Радонеж

Освящение велосипедов, – такого Москва еще не видела. Впрочем, для самих участников велопробега ничего удивительного в этом не было: они собирались проехать по святым местам, связанным с жизнью преподобного Сергия Радонежского. Задумал эту поездку Максим Гришин. В свои 24 года он успел объездить полмира, и теперь решил показать друзьям – студентам и журналистам – святые места Подмосковья.

В день памяти преподобного Сергия велотуристы отправились в 110-километровый путь – и проделали путь в глубину веков, на 600 лет назад.

Из Софрино дорога привела в село Талицы, где до сих пор стоит древняя часовня святого Стефана Махрищского – друга и собеседника Сергия Радонежского. Следующая остановка: село Рахманово. 625 лет назад здесь, по пути на Куликово, князь Дмитрий Донской поставил Церковь Вознесения Господня. В ней чудом сохранился уникальный образ – древнейшая на Руси икона святого воина – Димитрия Солунского. Еще несколько километров пути – и открылся вид на большое старинное село Хотьково. Именно здесь прошло детство преподобного Сергия, тогда еще мальчика Варфоломея. Тут покоятся его родители – святые Кирилл и Мария.

И, наконец, – Радонеж. Где-то в этих лугах маленький Варфоломей встретил старца, который предсказал его будущую судьбу. Очень быстро все участники велопробега поняли, что их туристическая поездка стала настоящим паломничеством. А паломничество – это всегда испытание. Под проливным дождем проселочные дороги превратились в кашу. И только самые стойкие продолжили путь. Ребята проехали затерянными лесными тропам, которыми ходил сам преподобный Сергий, и выехали к источнику – Гремячий ключ.

В конце концов все сошлись во мнении, что путешествовать на велосипеде гораздо легче, если поездка наполнена духовным смыслом.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Завтра большой праздник – Успение Пресвятой Богородицы. Это, одновременно, и престольный праздник Свято-Успенского Княгинина женского, что во Владимире. Именно там побывал ведущий нашей постоянной кулинарной рубрики – батюшка Гермоген.

Сюжет: Кухня батюшки Гермогена

Иеромонах Гермоген, келарь Московского Свято-Данилова монастыря: – Добрый день. Мы с вами – во Владимире, в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре. Эта древняя обитель стала возрождаться 12 лет назад, и сейчас восстанавливаются храмы, наладилась монастырская жизнь. Сестры стараются сохранить лик милой старины. Вот, например, эта липа – ей не меньше 300 лет. А эти колокола созывают сестер на службу и на трапезу. Заглянем и мы в монастырскую трапезную.

Мать Елизавета и сестра Светлана покажут, как готовят здесь настоящую монастырскую уху. Блюдо это очень древнее, но время внесло свои коррективы: у монастыря теперь нет, как раньше, своих прудов, поэтому рыбу сестры покупают в магазине. Для этой ухи хорошо подошла рыба конгрио, или креветочная рыба.

Монахиня Елизавета: – Кроме рыбы, для ухи нам понадобится: картофель – 3 шт, морковь – 2 шт, лук – 2 головки, соль, специи и 100 грамм водки. Картошку надо порезать соломкой.

Иеромонах Гермоген, келарь Московского Свято-Данилова монастыря: – Обычно при варке супов овощи заправляются в кипящую воду. Особенность нашей ухи заключается в том, что картошку и все прочие овощи мы кладем в холодную воду.

Монахиня Елизавета: – Лук и морковь кладется целиком.

Когда картошка сварилась до полной готовности, тогжа опускаем туда рыбу. Варим недолго – всего минут 10. Минут за пять до готовности опускаем лавровый лист и специи. Перед тем как выключить приготовившуюся уху, мы выливаем туда водки.

Иеромонах Гермоген, келарь Московского Данилова монастыря: – Сразу после этого выключаем. Когда будете разливать уху, очень хорошо добавить немного рубленной зелени – будет очень вкусно и красиво.

Всего вам доброго. Ангела вам за трапезой.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша передача подошла к концу. Благодарим всех, кто провел с нами эти полчаса и поздравляем с наступающем праздником – Успением Пресвятой Богородицы.

На нашем сайте «Седмица.Ru» вы сможете прочитать электронную версию и посмотреть видео-версию нашей программы, а также узнать много интересного о религиозной жизни всего мира.

Следующая наша передача будет посвящена Дню Москвы, и мы поговорим о том, как складывается приходская жизнь российской столицы. Всего вам доброго. Храни вас Господь.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы