Иконография, посвящённая свт. Иоанну (Максимовичу)


Фрагмент из 23-го тома "Православной энциклопедии"

Иконография.
Несмотря на местное почитание, из-за поздней канонизации иконография И. сравнительно невелика. Иконы святителя писали преимущественно в 1916-1917 гг. в местах его служения в Сибири и на Украине. Они были созданы на основе ранних портретов и их живописных повторений, получивших распространение во 2-й пол. XIX в.

Принято считать, что на прижизненном портрете-парсуне кон. XVII - нач. XVIII в. из Чернигова (не сохр.? Опубл.: Картины церк. жизни Черниговской епархии из 9-вековой ее истории. К., 1911. С. 104) индивидуальные черты облика И. переданы наиболее точно. Это поколенное изображение святого в сане архиепископа Черниговского в богослужебном архиерейском облачении - богато орнаментированном саккосе, омофоре и митре, с наперсным крестом, панагией и палицей, с жезлом (без сулока) в правой руке и с крестом в левой. Он изображен в зрелых летах, высокого роста, осанистым, возникает впечатление крупного телосложения святителя. Взгляд кажется пронзительным, глаза небольшие, остро смотрящие из-под бровей вразлет, нос с характерной горбинкой. Особенности внешности характеризуют святителя как человека сильного и волевого. По сторонам фигуры на фоне изображены герб и монограмма. Произведение представляет типичный образец укр. портретной живописи.

В Тобольске также были созданы портреты И., сохранявшие сходство с его обликом. Так, напр., после смерти святителя для погребального обряда был выполнен его оплечный портрет в белом клобуке на 6-гранной металлической пластине (в 1925 передан из церковного древлехранилища в собрание ТГИАМЗ; в инвентарных книгах значится как «старый портрет Иоанна Максимовича»; по мнению В. Г. Пуцко, написан в 1711-1712). Он принадлежит к типу труменного портрета (помещался на торцевой части гроба), получившему распространение в Польше и затем на Украине. Образ святителя отличают спокойствие, строгость, молитвенная созерцательность. Ранний портрет-парсуна И. (в клобуке, с крестом и посохом в руках) хранится в собрании Томского обл. художественного музея. Изображение И. с надписью и вензелем находилось на его деревянном надгробии, впосл. на мраморном памятнике (Фомин. 2003. С. 61, 69, 319).

Ко 2-й пол. XVIII в. относится портрет И. др. иконографического типа (Тюменский обл. музей изобразительных искусств): поясное изображение в архиерейской мантии лилового цвета и митрополичьем белом клобуке, с высоким жезлом и четками в руках. Несмотря на репрезентативный характер портрета, фигура святителя с широкими плечами выглядит некрупной, лицо худощавое, аскетическое; как и на черниговском портрете, сохраняются острота взгляда и нек-рые индивидуальные черты лица (форма носа, линия бровей). В целом изображение довольно условно, что объясняется его копийным характером. Один из образцов такого извода (1826?, поновлен в 1896) находился в приделе Софийского собора в Тобольске на правой стене алтаря («изображен Иоанн Максимович во весь рост, в белом митрополичьем клобуке и голубой, с источниками, мантии» - Сулоцкий А. И., прот. Соч. в 3 т. Тюмень, 2000. Т. 1: О церк. древностях Сибири. С. 40; см. также: Фомин. 2003. С. 29, 66, 298, 319). Известен укр. портрет кон. XVIII - нач. XIX в. (НКПИКЗ; см.: Свт. Димитрий, митр. Ростовский: Исслед. и мат-лы. Ростов, 2008. С. 43) - И. вполоборота вправо, в мантии и клобуке, с благословляющей десницей, с жезлом, на фоне герб и монограмма.

В 1849 г. иконописец из тобольских мещан Иван Козлов исполнил портрет И. (ТГИАМЗ), иконографически близкий к тюменскому образу, с более идеализированными чертами лика. Живописная манера мастера ориентирована на реализм, поэтому в образе подчеркнуты нек-рые физиогномические признаки: носогубные мышцы, складка на переносице, образованная сдвинутыми бровями. На темном фоне, исключающем пространственную глубину, полуфигура святителя выступает вперед благодаря активной светотеневой моделировке. Др. портрет И. нач. XIX в., написанный в академической манере, хранится в Петропавловском соборе Томска. Изображение И. входило в серию портретов, украшавших конгрегационный зал КДА (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293). Портреты И. хранились у мн. жителей Сибири; известны чудеса с видением образов И., в т. ч. с др. Тобольскими святителями (см., напр.: Фомин. 2003. С. 68-69, 73, 411). Нек-рые портреты И. и свт. Филофея (Лещинского) близки по иконографии.

В 1903-1904 гг. в качестве раздаточного образа была отпечатана Абалакская икона Божией Матери с портретом И. (Там же. С. 78). В 1915 г. в Киеве разрешены духовной цензурой к печати литографированные иконы И., к-рые тысячами были розданы в Тобольске еп. Варнавой (Накропиным). Уже тогда обносили вокруг собора образ И. работы худож. П. П. Чукомина и служили перед ним молебны (РГИА. Ф. 797. Оп. 84. Ед. 372. Л. 45, 49 об.). В марте 1916 г. при подготовке канонизации Святейший Синод запросил у еп. Варнавы «иконное изображение святителя Иоанна, соответствующее историческим сведениям о святителе, для одобрения, как образца для иконы» (Фомин. 2003. С. 318-321). Комиссия по организации торжеств из 7 представленных изображений И. признала наиболее точным гравюру - иллюстрацию к биографии святителя, опубликованную прот. А. И. Сулоцким в ж. «Странник» в янв. 1864 г. И. изображен по пояс, вполоборота влево, в архиерейской мантии и белом клобуке, с панагией на груди, с благословляющей именословно десницей, в левой руке - архиерейский жезл без сулока. Этот оригинал был утвержден как образец для икон святителя. В качестве материалов привлекались стенопись 1826 г., надгробный образ 1848 г., 2 живописных поясных изображения из Тобольского церковного древлехранилища, поясные портреты, хранившиеся в тобольских семьях Зданевичей и Петуховых (последний получен в 40-х гг. XIX в. от бывш. ключаря Софийского собора Иакова Ласточкина).

К торжествам канонизации иконы И. были выполнены в столичных мастерских («Тобольский епархиальный книжный склад в мае заказал иконы святителя Иоанна лучшим петроградским и московским живописцам» - Максимова. 2003. С. 11). Они были написаны «по золотому чеканному фону с эмалями» на кипарисовых и липовых досках; изготовлены иконы аналойного и иконостасного размеров. Прихожане церкви с. Чинеева Курганского у. Тобольской губ. сразу после публикации решения Святейшего Синода о канонизации И. заказали его ростовую икону на золотом фоне московскому фабриканту Строкову. В дни торжеств эту икону носили крестным ходом по деревням прихода. Два образа святителя разных размеров были заказаны в Междугорском Иоанновском жен. мон-ре общиной Троицкой ц. с. Теплодубровского Ишимского у. Тюменской губ.

К июлю 1916 г. изображения святого украшали храмы Тобольска и Тобольской епархии. Одна из икон была использована в чине канонизации, износилась из собора в день праздника во время литии. В многочисленных прошениях, направленных в ЕУ, говорилось о заказных иконах и об их освящении на мощах святого. Так, напр., настоятель ц. прор. Илии с. Седельникова Тарского у. Тобольской губ. свящ. Петр Ланитин просил дать частицу мощей И. для вложения в икону, заказанную у тобольского живописца Колмогорова. С ходатайством о выделении частицы гроба и одежд И. обратился также проф. Московского ун-та И. С. Плотников (ГАТОТ. Ф. 156. Оп. 29. Д. 2528. Л. 493, 503). Т. о., новопрославленного святого начали почитать не только в Сибири, но и в европ. части страны.

В авг. 1917 г. в Тобольске образ И. был поднесен игуменией Иоанновского мон-ря Марией (Дружининой) имп. мч. Николаю II. В мае 1918 г. дети подарили имп. мц. Александре Феодоровне икону И., освященную на мощах святителя в день ее именин; др. образ («в благословение от святителя Иоанна») государь получил от них в день рождения. Царственные страстотерпцы передавали близким 2-сторонние серебряные образки с изображением И. и Тобольской иконы Божией Матери. В Ипатьевском доме было 8 икон И.- больше, чем др. святых (Фомин. 2003. С. 521-528).

Сохранившиеся иконы И. 10-х гг. XX в. представляют 2 типа иконографии. Первый извод, опиравшийся на черниговскую парсуну, вероятно, появился на Украине и оттуда попал на восток. Однако широкого распространения в Сибири подобные иконы не получили (исключение - образ из Церковно-археологического кабинета Тобольской и Тюменской епархии). Другой, более устойчивый иконографический вариант создан на основе синодального образца и тобольских портретов - поясное или ростовое изображение благословляющего святителя в небольшом повороте влево, с жезлом в левой руке. У него крупные черты лица, впалые щеки, сдвинутые к переносице брови, прямая седая борода средней величины, разделенная на пряди или узкая на конце. И. облачен в архиерейскую мантию синего, реже фиолетового цвета с источниками и со скрижалями, в темную рясу, на голове белый клобук с крестом, на груди панагия (святитель был погребен в мантии, рясе и куколе - Там же. С. 62, 142, 310-311). В левом верхнем углу или над головой святителя в облачном сегменте образ благословляющего Спаса Вседержителя со сферой или с Евангелием в левой руке (икона из Покровского собора в Тобольске). Иногда в верхних углах средника представлены на облаках Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором (ср. иконы свт. Николая Чудотворца), как на иконе из ц. Семи св. отроков Эфесских в Тобольске. Иконы И. исполнены в основном на золотом фоне, с имитацией эмалей на полях; в надписях святой именуется митрополитом Тобольским и Сибирским. Чтимые иконы И. находятся в Вознесенском (Георгиевском) храме Тюмени, в мон-ре Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Изображения святителя хранятся в ТГИАМЗ, в Тюменском музейном комплексе, в мон-рях и храмах Тобольска, Тюмени, Ханты-Мансийска и др. городов Тюменской обл., на Алтае.

На ростовой иконе из Белозерского р-на Курганской обл. (после 1916, Курганский обл. художественный музей) святитель показан в мантии и клобуке, с панагией на груди, с благословляющей десницей, с жезлом в левой руке. Нимб и фон золотые с гравированным орнаментом, позем в виде плит в прямой перспективе. Иконы И. традиц. извода создавались также в иконописных мастерских Екатеринбурга (после 1916, СОКМ; см.: Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в.: Альбом-кат. Екатеринбург, 1998. С. 236. Кат. 581). В Киеве бытовали иконы седобородого И. в мантии и клобуке, с крестом в деснице и высоким жезлом в левой руке, к-рые писались, в частности, в мастерской Киево-Печерской лавры (10-е гг. XX в., НКПИКЗ, Китаевская пуст. в Киеве). Более редким в иконографии И. является небольшой образ ок. 1916 г. (ГИМ; см.: Духовные светочи России. С. 75-76. Кат. 60), на к-ром святитель показан в рост, вполоборота влево, на фоне р. Иртыш и кафедрального Софийского собора Тобольска (крестом, вероятно, обозначено место погребения святого). И. в мантии и клобуке, немного склонив голову, предстоит Спасителю, изображенному в облаках над собором. Существует редкая икона И. в богослужебном облачении (в левой руке крест) на фоне церковных построек (НКПИКЗ).

Образ И. входит в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», представленную на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и совр. иконописцев. И. обязательно изображается на иконах «Собор Сибирских святых» кон. XX - нач. XXI в.; 1-й образ написан в 1984 г. в связи с установлением праздника (в день памяти И.) иконописцами мастерской Московской Патриархии, И. помещен в центре 1-го ряда. Единоличные иконы И. в древнерус. каноне стали активно писать в кон. 90-х гг. XX в. в иконописной школе при Тобольской ДС, образцом послужила житийная икона свт. Алексия, митр. Московского, письма Дионисия (ГТГ). Одна из первых иконостасных икон (ок. 2000) была исполнена С. Южаковой в качестве выпускной работы при окончании иконописной школы при МДАиС для местного ряда кафедрального Софийского собора в Тобольске (вариант Е. Николахиной - 2003). В среднике фигура И. в крещатом саккосе, белом клобуке и омофоре, с благословляющей десницей, с Евангелием в левой руке. В 20 клеймах изображены основные события Жития И. и его прославление. Композиционное решение средника иконы Дионисия сохраняется и в др. ростовых изображениях И. (2009, иконописец Д. Молчанова). Традиц. иконографическая схема с полуфигурой святителя с Евангелием в руке (2009, иконописец Е. Кудрина) наиболее востребована в Тюменском регионе, такие иконы в древнерус. стилистике заказывают для сибир. храмов и преподносят в дар гостям в дни памяти И. Тобольские иконописцы возобновили извод, на к-ром святитель (в совр. варианте нередко в молении) предстоит Спасителю, изображенному в облаках над собором. Выполнены совр. шитые покровы на мощи И.

Ист.: РГИА. Ф. 797. Оп. 84. Ед. 372; ГАТОТ. Ф. 156. Оп. 29. Д. 2528.

Лит.: Сибирская икона: [Альбом]. Омск, 1999. С. 87, 89, 214, 252. Ил. 48, 50; Сибирские реликвии: [Из собр. Тобольского музея]. Тобольск, 2001. С. 206, 207; Максимова Г. В. Иоанн Тобольский и его иконные изображения // Новый мир: Газ. Курган, 2003. 25 окт.; Фомин С. В. Последний царский святой: Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский, Сибирский чудотворец: Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. СПб., 2003; Софронова М. Н. Портретные изображения свт. Иоанна, митр. Тобольского и всея Сибири чудотворца // Вестн. Тобольского гос. пед. ин-та им. Д. И. Менделеева. Тобольск, 2004. № 4. С. 194-199; она же. Портретные изображения свт. Иоанна, митр. Тобольского и всея Сибири чудотворца // Тальцы. Иркутск, 2006. № 1(28). С. 17-23; Пуцко В. Г. О прижизненных изображениях свт. Иоанна Тобольского // Моск. журнал. 2006. № 11. С. 46-48; Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 188, 205. Ил. 160, 161.

М. Н. Софронова

Форумы