• 2 марта 2009
  • 14:16
  • 4

В первый день Великого Поста Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Данилов монастырь

В первый день Великого Поста Святейший Патриарх Кирилл совершил богослужение в Свято-Даниловом монастыре и возглавил церемонию подъема "Большого" колокола на звонницу обители.

2 марта, в первый день Великого Поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Данилов монастырь. 

Предстоятель Русской Православной Церкви молился в алтаре Троицкого собора обители за уставными богослужениями чистого понедельника — утреней, часами, последованием изобразительных и вечерней. 

В соборе также была совершена заупокойная лития об упокоении души приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также почивших насельников Свято-Данилова монастыря. 

* * *


После чтения молитвы на начало Великого поста Святейший Патриарх Кирилл обратился к богомольцам со словами проповеди, отметив, что дни Святой Четыредесятницы верующие должны посвятить тому, чтобы преодолевать в себе тяготение греха.


«И апостол Павел ясно говорит: «То делаю, не что хочу, а то, чего не хочу делать» (ср. Рим. 7, 19-20). Но ответственность за это тяготение ко греху лежит не только на первых людях, – сказал Святейший Владыка. – Их грех был искуплен Жертвой Спасителя; на нас не распространяется вина за тот грех, но мы многократно творим свои собственные грехи и тем самым повторяем грех первых людей».
Борьба с грехом будет успешной только в том случае, когда человек будет ясно понимать, что такое грех, считает Предстоятель Русской Церкви: «Когда мы согрешаем, то совершаем нечто противное Божией воле, мы как бы отказываемся от Бога. Сознательно это не происходит – мы остаемся людьми верующими. Однако, отказываясь совершать Его волю, мы отвращаемся от Него. Мы вытесняем Бога из своей жизни мыслями, словами, делами. Конечно, того не хотим, но делаем это всякий раз, когда совершаем грех».

Его Святейшество напомнил: как только человек отворачивается от Создателя и забывает Его закон, место Бога в жизни занимает собственное «я». «И если не остановить это опасное движение нашей внутренней духовной жизни, то получится так, что вскоре Бог окажется где-то на периферии нашей жизни. В лучшем случае, мы будем о нем вспоминать в воскресный день или в праздники. А ведь иногда даже и в эти дни не вспоминаем о Творце и, именуя себя верующими людьми, живем так, будто Бога не существует», – сказал далее Святейший Патриарх Кирилл.


Подчеркнув, что «первые люди согрешили, но желание вернуться в общение с Богом не покинуло древний народ», Первосвятитель Русской Церкви обратился к Священной истории, когда Господь дал обетование праведному Аврааму, призвав ветхозаветного отца сделать нечто обратное тому, что совершил Адам. «Если Адам не поверил Господу, отказался от обетования, не послушал Божия закона, то Авраам призывался по вере Божия обетования. В ответ на его веру Господь обещал праведнику дать большое потомство, умножить его как песок (ср. Быт. 22. 17)», – отметил Его Святейшество.


Бог испытывал его веру сначала опасным путешествием по пустыне из родной страны в далекие земли, затем принесением в жертву единственного сына. «Авраам и здесь не останавливается, но снова свидетельствует о верности Господу, возносит нож, чтобы заколоть сына в жертву Богу», – напомнил историю Ветхого Завета Святейший Владыка, добавив: «Но знаем, что Господь по милости своей не допустил этого сыноубийства, остановил руку Авраама, дал ему за верность великое благословение».


«Обращение – очень важный элемент религиозной жизни человека. Во грехе мы от Бога отступаем. Если же за совершенным грехом наступает обращение к Всемогущему, то мы восстанавливаем утраченное, сохраняем в себе силы быть в общении с Богом», – продолжил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


Обратившись к ветхозаветной истории, Его Святейшество отметил, что пророки, призывающие народ обратиться к Богу, всегда свидетельствовали о важности покаяния. Так крестил Пророк и Предтеча Иоанн; и когда Господь вышел на общественное служение, то первые Его слова заключали тот же самый призыв: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Божие».


«В покаянии мы снова возвращаем Бога на свое место в нашей жизни, – убежден Предстоятель Русской Православной Церкви. – Мы себя потесняем, уступая место Господу. Если же не делать этого, то никогда не уйдем с центрального места, а Создатель оставит нас, как бы мы не уверяли себя в том, что мы верующие люди».


«Мы должны помнить, что покаяние и есть обращение к Богу. Не может быть обращения без покаяния, а без обращения не может быть и возвращения Бога в нашу жизнь», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что покаяние посредством вытеснения собственного «я» устанавливает новый порядок жизни, который был задуман Богом при творении мира и человека.


«В покаянии мы как бы воссоздаем Божий замысел о мире и человеке, – сказал далее Святейший Владыка. – Вот почему покаяние есть одно из самых важных измерений религиозной жизни человека: нет покаяния – нет и религиозной жизни. Никакие самые мудрые религиозные философии, никакие самые прекрасные слова не могут ничего изменить в жизни, если у человека нет опыта покаяния. Святая Четыредесятница дается нам для того, чтобы мы обрели этот опыт. Особенно, если мы его утратили».


Дни Великого поста помогают верующим избавиться от формального, привычного покаяния, ставшего некоей рутиной: согрешил – покаялся; сказал батюшке формальные слова и ушел, считает Его Святейшество.


«Подлинное покаяние требует перемены мысли, изменения жизни. Недаром греческое слово «μετάνοια», которое переводится на русский словом «покаяние», означает «перемену» – ума, сердца, жизни. Знаем, как трудно совершить эту перемену, как грех притягивает к себе, как многократно мы его повторяем. Но если за время Святой Четыредесятницы сумеем победить через покаяние хотя бы один грех и одно греховное влечение, то уже одержим большую победу над собой. И, конечно, Бог, видя наш труд, даст нам просимое», – заключил Первосвятитель Русской Церкви, добавив: «Мы только что прочитали молитву перед началом Святой Четыредесятницы. В ней мы особо просим Господа дать нам силу принести покаяние и плод, достойный покаяния. И верим, что Бог услышит нашу молитву и по нашим усилиям даст просимое, дабы эти святые дни были подлинно спасительными для каждого из нас».
 

* * *

Затем на площади у колокольни с внешней стороны монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию подъема 12-тонного "Большого" колокола, крупнейшего в ансамбле 18 исторических колоколов обители, возвращенных прошлой осенью из Гарвардского Университета США. 

Его Святейшество окропил святой водой "Большой" колокол, имеющий почти трехметровый диаметр. Затем колокол был поднят на колокольню, где уже находится основная  часть комплекта, доставленного из Гарвардского университета. 

Готовясь к церемонии подъема главного колокола, рабочие  во второй раз в истории Даниловской звонницы решили непростую задачу транспортировки сквозь арку колокольни этого бронзового гиганта, диаметр которого превышает ее ширину ровно в полтора раза. Для четырех крупных благовестников ансамбля фондом "Связь времен" были разработаны и изготовлены уникальные подвесные устройства, которые позволят не только бережно сохранить святыню, но и добиться наилучшего звучания колоколов, голоса которых считались в Москве первыми по красоте. 

Дорогостоящий проект укрепления колокольни и установки недавно возвращенной российской реликвии реализует Правительство Москвы. Планируется, что 17 марта, в праздник св. благоверного князя Даниила Московского, гости впервые услышат звон уже установленного ансамбля.  

Ансамбль из 18 Даниловских колоколов сформировался в начале ХХ века и считался лучшим Москве. В 1930 году, при закрытии монастыря, колокола спас американский промышленник Чарльз Крейн, выкупив весь набор у Советского правительства. Он подарил ансамбль Гарвардскому университету, где они и были размещены на башне общежития Лоуэлл Хаус весной 1931 года. С тех пор в течение 77 лет в Даниловские колокола звонили студенты всемирно известного университета. 

Вскоре после передачи в 1983 году Данилова монастыря Русской Православной Церкви была начата деятельность по возвращению колоколов в монастырь. Первые контакты, запросы и обсуждения не дали результата, но выявили сложности, связанные с реализацией подобного проекта. В 1988 году при посещении Даниловой обители Президент США Рональд Рейган одобрил деятельность по возвращению Святыни монастырю. 


В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II переговоры о возвращении святыни были успешно возобновлены. Заметный прогресс в реализации этой задачи наметился в 2004 году, когда учредитель культурно-исторического фонда "Связь времён" Виктор Вексельберг откликнулся на просьбу Святейшего Патриарха и взял на себя все расходы по возвращению Даниловских колоколов монастырю. В России были изготовлены копии исторических колоколов, в обмен на которые Университет передал оригиналы. В 2007 году был возвращен отдельно висящий восемнадцатый колокол, а 12 сентября 2008 года Москва торжественно отпраздновала прибытие основной части ансамбля.

Форумы